Формирование и развитие кластерных образований на территории Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и развития кластерных образований в Волгоградской области.
При рассмотрении данной темы исследования следует решить круг поставленных задач:
- дать общее представление о понятии «кластер»,
- рассмотреть особенности развития кластеров в региональных экономических системах,
- изучить процесс формирования и развития кластеров, как механизма обеспечения конкурентоспособности региона,
- провести анализ целей и задач концепции развития региона,
- рассмотреть механизм реализации концепции,
- определить этапы развития кластерных образований Волгоградской области,
- дать оценку мероприятиям по реализации развития кластерных образований в Волгоградской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……….…..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………...….5
1.1. Общее представление о понятии «кластер»…………………………..……5
1.2. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки…………………………………….8
1.3. Формирование и развитие кластеров, как механизм обеспечения конкурентоспособности региона……………………………………………….15
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ…...…20
2.1. Анализ целей и задач концепции развития региона…………………...…20
2.2. Механизм реализации концепции…………………………………………24
2.3. Этапы развития кластерных образований Волгоградской области…...…26
2.4. Мероприятия по реализации развития кластерных образований в Волгоградской области…………………………………………………….……29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…...….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………...……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование и развития кластерных образований-5.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время достижение поставленных целей может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов.

Актуальность применения программно-целевого метода заключается в том, что в рыночных условиях естественные механизмы свободной экономики не позволяют направлять финансовые ресурсы в сферы с длительным финансовым циклом, где получение прибыли достаточно отсрочено по времени.

Государственные и федеральные целевые программы позволят преодолеть экономический дисбаланс и за счет бюджетных средств стимулировать развитие приоритетных для всей экономики сфер, в том числе и с длительным финансовым циклом.

К основным достоинствам совместного участия промышленных организаций всех форм собственности, органов исполнительной власти Волгоградской власти, органов местного самоуправления в государственных и федеральных, областных целевых программах относятся:

- прозрачность - доступность для общественного контроля процесса разработки и реализации государственных и федеральных целевых программ;

- контроль расходования средств бюджета, направленных на реализацию государственных и федеральных целевых программ;

- возможность объединения различных источников финансирования - государственных, областных, муниципальных, частных международных;

- возможность концентрации ресурсов для решения приоритетных проблем;

- возможность объективной оценки как среднесрочных, так и долгосрочных эффектов;

- системный характер взаимодействия, позволяющий максимально эффективно достигать намеченные цели.23

 

 

2.3. Этапы развития кластерных образований Волгоградской области

 

Сценарий развития кластерных образований на территории Волгоградской области увязан с инновационным сценарием концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики, природно-ресурсного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции.

Реализация сценария развития промышленного комплекса Волгоградской области включает в себя три этапа:

Первый этап - 2011 - 2012 годы. Формирование «точек роста». Для выбора наиболее эффективных направлений развития промышленности Волгоградской области необходимо определить «точки роста» предприятий, от наращивания успешной деятельности которых ожидаются реальные, ощутимые и перспективные результаты. Предлагаются следующие основные критерии оценки предприятий:

- доля в общем объеме промышленного производства региона;

- доля поступлений в консолидированный бюджет региона;

- доля объема выпускаемой конкурентоспособной продукции, поставляемой на экспорт, в том числе продукции несырьевого сектора экономики;

- доля инновационной и наукоемкой продукции;

- уровень рентабельности;

- доля занятых на производстве от общего числа работающих в промышленности;

- уровень социальной значимости.24

С учетом анализа сегодняшнего состояния промышленного сектора экономики Волгоградской области, а также существующих на разных стадиях реализации инвестиционных проектов можно сделать предположение, что наиболее вероятными «точками роста» промышленности региона могут быть определены следующие объекты и направления:

- модернизация и развитие металлургического производства и производства готовых металлических изделий;

- модернизация и техническое перевооружение химических производств и производств резиновых и пластмассовых изделий;

- реконструкция мощностей по переработке нефти;

- развитие энергетики с учетом интересов потребителей, в рамках действующего законодательства;

- развитие Котельниковской промышленной зоны (создание нового стратегического направления по глубокой переработке калийных руд);

- освоение технологий изготовления и рынков сбыта оборудования для альтернативной энергетики;

- формирование Камышинского текстильного кластера, создание условий для развития швейных предприятий, кожевенного и обувного производства;

- формирование кластера транспортного машиностроения на основе «Волжского автобусного производства «Волжанин»;

- формирование химико-фармацевтического кластера и развертывание производства наукоемкой медицинской техники;

- модернизация машиностроения и промышленности строительных материалов;

- проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок по перспективным проектам всех направлений;

- создание инфраструктуры инновационной системы Волгоградской области;

- создание индустриального парка для размещения новых производств.25

Второй этап - 2013 - 2017 годы. Динамичный рост объемов производства как в традиционных, так и в новых видах экономической деятельности. Расширение налоговой базы обрабатывающих производств и расширение возможностей финансирования инноваций. Обновление технологий в кластерах судостроения, электронной промышленности. Реализация подготовленных на первом этапе инвестиционных и инновационных проектов на крупных, средних и малых предприятиях, в фирмах и организациях. Улучшение кадровой и социальной ситуации.

Третий этап - 2018 - 2020 годы. Переход промышленности из стадии экономического роста к стадии интенсивного развития.26

 

2.4. Мероприятия по реализации  развития кластерных образований  в Волгоградской области

 

В качестве важнейшего принципа при планировании использования бюджетных, привлеченных и иных ресурсов на цели реализации Концепции должно рассматриваться расширение рамок государственной поддержки промышленного сектора, предусмотренной Законом Волгоградской области от 2 марта 2010 г. N 2010-ОД «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области».

Разрабатываемый проект закона об участии Волгоградской области в государственно-частном партнерстве будет направлен на осуществление проектов по развитию общественной инфраструктуры с применением механизмов государственно-частного партнерства. Это будет способствовать экономическому росту и повышению качества жизни населения за счет привлечения частных ресурсов в сферы региональной ответственности. В свою очередь, развитая общественная инфраструктура значительно повысит инвестиционную привлекательность территории, создаст основу для реализации бизнес-проектов и, как следствие, послужит платформой устойчивого роста доходов населения, пополняемости областного и местных бюджетов.

Решение об оказании государственной поддержки инвестору должно приниматься в случае реализации им инвестиционного проекта, предусматривающего создание новых объектов инвестиционной деятельности или модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства на территории Волгоградской области в одном из приоритетных направлений инвестиционного развития, в соответствии с инвестиционным законодательством Волгоградской области.

Реализация Концепции предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:

1. Совершенствование системы нормативных  правовых актов развития промышленного комплекса:

- принятие закона о промышленной политике Волгоградской области;

- принятие закона об основах кластерной политики в Волгоградской области;

- внесение поправок в региональное инвестиционное законодательство в части предоставления льгот для модернизируемых предприятий;

- принятие закона Волгоградской области о государственно-частном партнерстве.27

2. Развитие инновационной деятельности  в промышленном секторе:

- разработка и освоение прогрессивных технологий по производству конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня, используемой в стратегически значимых сферах;

- расширение содействия развитию инновационного предпринимательства, создание необходимой инновационной инфраструктуры, формирование кластеров, а также другие меры по развитию территории инноваций;

- разработка и развитие региональных программ и стратегий инновационного развития;

- приобретение лицензий, технологий, оборудования для начинающих инновационных предприятий;

- разработка и создание системы управления качеством инновационной продукции для обеспечения конкурентоспособности инновационной продукции, производимой в Волгоградской области.

3. Техническое перевооружение и  модернизация производства, реализация  инвестиционных проектов, развитие  межтерриториальной и межотраслевой кооперации:

- модернизация действующих технологических комплексов в основных отраслях с целью улучшения его технико-экономических и эксплуатационных характеристик;

- приобретение нового оборудования с высокой степенью автоматизации, способного реализовывать передовые технологии и обеспечивать быструю сменяемость ассортимента, в том числе высокопроизводительного импортного оборудования и запасных частей к нему, не производимых в нашей стране;

- разработка предложений по совершенствованию механизма реализации инвестиционных проектов, направленных на техническое перевооружение и модернизацию производства;

- содействие привлечению иностранного капитала с целью увеличения доли иностранных инвестиций в различных отраслях промышленности Волгоградской области путем создания благоприятного инвестиционного климата в регионе.

4. Развитие рынка трудовых ресурсов  и гибких форм привлечения  молодых специалистов и рабочих:

- осуществление мониторинга потребности основных отраслей в кадрах в профессионально-квалифицированном разрезе с учетом реализации инвестиционных программ и реструктуризации основных отраслей, государственный заказ специалистов для инновационных систем и инициируемых предприятий;

- разработка профессиональных и образовательных стандартов по подготовке специалистов для промышленного комплекса Волгоградской области в соответствии с требованиями работодателей;

- создание в регионе инновационной системы подготовки кадров путем разработки областной целевой инвестиционной программы по формированию университетских комплексов, включающих начальную стадию высшего профессионального образования по техническим специальностям, профессиональных колледжей, осуществляющих подготовку по программе прикладного бакалавриата.

5. Развитие малых и средних  промышленных предприятий:

- поддержка существующих малых и средних предприятий путем содействия развитию промышленной кооперации, субконтрактинга и аутсорсинга, стимулирования франчайзинговых схем развития производственных предприятий сферы малого и среднего бизнеса;

- содействие в создании инновационно-технологических центров общего пользования и специализированных технопарков;

- поддержка производственного сектора учреждений уголовно-исполнительной системы Волгоградской области и содействие профессиональному образованию осужденных путем разработки областных целевых программ.

6. Повышение энергоэффективности:

- разработка программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- обеспечение паритета интересов энергетики и промышленности;

- внедрение технологий, обеспечивающих резкое повышение энергоэффективности при проведении модернизации действующих производств;

- создание новых производств исключительно на базе энергосберегающих технологий.28

В последнее время усилилось влияние энергетической составляющей на деятельность промышленных предприятий. Этот фактор напрямую затрагивает вопросы конкурентоспособности производств, особенно использующих энергоемкие технологии, влияет на формирование планов перспективного развития.

В этой связи повышение показателей энергоэффективности и энергосбережения, взвешенная ценовая политика в сфере производства и поставок электроэнергии стоят в ряду наиболее значимых задач, решаемых в ходе реализации Концепции.

Для развития инвестиционной привлекательности предусматривается реализация мероприятий по снижению административных барьеров присоединения к технологическим сетям.

Совместно с управлением промышленности и ресурсов аппарата Главы Администрации Волгоградской области, управлением по топливно-энергетическому комплексу аппарата Главы Администрации Волгоградской области, Комитетом экономики Администрации Волгоградской области планируется создать экспертный общественный совет по взаимодействию в сфере энергетики.

В качестве важнейших ресурсов реализации Концепции рассматриваются:

1. Интеллектуальный и производственный потенциалы.

2. Финансовые и другие инвестиционные  ресурсы, использование которых  способствует обновлению и развитию  производственных мощностей в  промышленности:

- инвестиции собственников промышленных организаций;

Информация о работе Формирование и развитие кластерных образований на территории Волгоградской области