Формирование маркетинговой стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

В Украине реализация задач стратегического маркетинга усложнена тем обстоятельством, что опыт реального применения стратегического маркетинга весьма небольшой, во многих, даже крупных компаниях, не осознается необходимость организации службы маркетинга как самостоятельного подразделения. Мало внимания уделяется вопросам стратегического планирования, как правило, о стратегических целях организации персонал имеет лишь общее представление.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование маркетинговой стратегии предприятия.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.

“Профиль  конкурента”

Родословная конкурента

Полное название, юридический  и физический адреса, банковские реквизиты, контактные телефоны, Ф.И.О. руководителя предприятия, службы маркетинга и коммерческого  директора. 

Физические  характеристики

Количество предприятий (филиалов) и количество сотрудников в них. Какие сегменты рынка обслуживаются им наилучшим образом, а какие удовлетворительно.

Уровень заработной платы.

Средний уровень заработной платы управленческого персонала  и основных рабочих. Методы стимулирования труда персонала.

Финансовые  результаты деятельности

Общее финансовое положение (прочное, удовлетворительное, неудовлетворительное). Тенденции деятельности в сфере  финансов за последние два-три года.

Ценообразование

Подходы к формированию рыночных цен и возможные ответные действия на ценовую политику других предприятий

Положение на рынке

На какой сегмент  рынка ориентирована продукция  предприятия. Какую уникальную продукцию  предлагает или планирует предложить. В чём состоит кратко-, средне- и долгосрочная рыночная стратегия.

Предприятие, как поставщик

Качество обслуживания (сильные и слабые стороны), легко  ли решаются проблемы Потребителя. Потеря каких категорий Потребителей явилась  бы для него наиболее болезненной. Как  отзываются о методах, применяемых  предприятием в деловых отношениях Потребители (исключительно честные или далеко не безупречные).  

Имидж в деловом  мире

Общая деловая репутация. Каково мнение о нём в отрасли  и у торгующих организаций  в интересующих нас регионах.

Окольные пути получения информации

Имеются ли на нашем предприятии  бывшие сотрудники конкурента, которых  необходимо расспросить. Кто из наших  Потребителей пользовался и/или  продолжает пользоваться продукцией или  услугами их. Кто из них может  явиться для нас полезным источником информации. Где и какая информация о них была опубликована (в отраслевых изданиях или в популярных у наших Потребителей СМИ).

Предстоящий поединок на рынке

Каким образом мы могли  бы с выгодой для себя увеличить  свою долю на рынке за счёт них. Был  ли случай, когда удалось одержать верх над ними на конкретном рынке и, если “Да”, то каким образом это удалось сделать.


 

 Для того, чтобы портрет Потребителя  был более полным необходимо  проведение опросов специалистов торговли оптового и розничного звеньев торговли. Это необходимо делать предприятиям, выпускающим продукцию массового спроса. Специалисты торговли, общающиеся непосредственно с Потребителем обладают той информацией, которую собирать самостоятельно достаточно трудоёмкая и дорогостоящая задача. При этом надо чётко для себя представлять некоторую разницу в видении рынка и Потребителя у крупного оптовика и розничного торговца.

Оптовик, как показывает опыт, гораздо точнее оценивает общую  конъюнктуру и точнее чувствует  тенденции на рынке в регионе. Розница, постоянно общаясь с Потребителем, точнее в оценках, которыми руководствуется при выборе продукции Потребитель. На стыке их мнений только и возможно получить наиболее полную картину о рынке.

3.2.  Разработка стратегии сегментации рынка и выделение целевых сегментов

Сегментация рынка - основной метод маркетинга, с помощью которого предприятие делит его с учётом результатов анализа по определенным признакам на некоторые сегменты Потребителей. Она осуществляется для  последующего выделения целевых  сегментов, требующих разного подхода в стратегии разработки новых видов продукции, организации товародвижения, рекламы и стимулирования сбыта. 

Стратегия сегментации  рынка позволяет предприятию, учитывая свои сильные и слабые стороны  при выборе методов маркетинга, выбрать  те из них, которые обеспечат концентрацию ресурсов именно в тех сферах деятельности, где предприятие имеет максимальные преимущества или, по крайней мере, минимальные недостатки. При выделении сегментов и выборе целевого из них следует всегда  учитывать масштаб рынка и складывающиеся тенденции на нём. 

Существуют два традиционных подхода к разработке стратегии  сегментирования: 
- начать с исследования сложившейся конъюнктуры рынка на традиционные виды продукции, выявления фактических и потенциальных Потребителей и различий их отношения к новым видам продукции; 
- начать с формирования представления о том, какие переменные характеризуют тот или иной сегмент Потребителей.

Сегмент рынка – это Потребители, в массе своей одинаково реагирующие на мероприятия предприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта. Данные Потребители “вычисляются”  как лица, имеющие, в общем, одинаковую потребность в этой продукции и характеризующиеся примерно одинаковым возрастом, полом, уровнем благосостояния и иными биосоциальными характеристиками. 

Выделение сегментов  на рынках продукции производственно-технического назначения может быть основано на масштабах деятельности Потребителя, географическом положении, отраслевой принадлежности, а так же характере  деятельности Потребителя, как предприятия (импортёр, производитель, обрабатывающее предприятие и другое) или численности персонала, в пределах некоторой вилки. 

Выбирая тот или иной подход к проведению сегментации, можно  руководствоваться следующими критериями: 
- важность сегмента для предприятия; 
- количественные показатели (ёмкость данного сегмента рынка, рыночная ниша); 
- доступность освоения сегмента для предприятия; 
- прибыльность продукции; 
- защищенность от конкуренции (уже завоеванные позиции, сформировавшийся положительный имидж предприятия); 
- возможная эффективность работы в этом сегменте на перспективу.

Наиболее популярные виды сегментации рынка:

Географическая  сегментация - способ деления рынка по группам Потребителей по географическим признакам. Этот метод наиболее эффективен в случае различий культур или климатических условий в регионах сбыта, имеющих принципиальное значения для использования продукции.    

Демографическая - способ деления рынка по группам Потребителей по признакам пол, возраст, национальность, состав семьи, годовой доход, вероисповедание и др.

Геодемографическая - способ деления рынка по группам Потребителей исходя из статистических данных о численности населения в региональном разрезе.

Психографическая  сегментация - способ деления рынка по Потребителям в зависимости от их принадлежности к общественному классу, образу жизни и характеристикам личности.

Сегментация по типу поведения - группирование Потребителей по мотивам совершения покупок, интенсивности потребления, отношения к продукции. Здесь традиционно выделяют, прежде всего,  Потребителей с двумя граничными типами поведения: 
 - суперконсерваторы люди - выступающие против любых изменений, сохраняющие приверженность своим привычкам  и предпочтениям. Они могут принадлежать к разным слоям  - от высокого до низкого. У них практически отсутствует творческое воображение и эстетическое восприятие. Они составляют обычно от 11 до 15%; 
- суперноваторы - люди склонные к риску и эксперименту. Это, как правило, высокооплачиваемая категория Потребителей, но составляющая не более 3% потенциальной ёмкости рынка.

Сегментация по виду продукции - способ деления рынка по функциональным и техническим параметрам производимой продукции. Данный вид является производным от сегментации по группам Потребителей, так как выделение сегментов по отдельным параметрам произведенной продукции представляет собой учёт в иной форме запросов  и предпочтений Потребителей.

Сегментация по фирмам-заказчикам - способ деления рынка средств производства с учётом специфических проблем Заказчика в области закупки средств производства, а также условий оплаты, методов расчета, централизации и децентрализации поставки средств производства.

Сегментация по основным конкурентам - способ деления по производителям аналогичной продукции. В качестве критериев: вид потребностей, удовлетворяемых продукцией конкурентов и организации ими сбытовой деятельности.

Сегментация рынка как  потребительской, так и производственной продукции возможна также исходя из отзывов Потребителей о качестве, фирменной марке, цене, организации сервисного обслуживания, рекламе и организации продвижения на рынок.   

Сегментация может носить и целенаправленный характер в соответствии с установкой руководства предприятия (например, иметь дело только с оптовыми Потребителями или производителями оригинального оборудования и т.д.). Как правило, такой подход вытекает из результатов анализа прошлой деятельности, который проводится в целях определения сегментов, где удалось достичь оптимального соотношения между объёмом продаж и прибылью, а так же для прогнозирования дальнейшего развития сбытовой деятельности.

3.3. Стратегия позиционирования продукции на рынке

Эту концепцию справедливо  считают одной из главных в  планировании и организации маркетинга. Положение любой продукции на рынке можно определить и оно будет либо реальным, либо экспертно-прогнозным. Реальным оно может считаться только тогда, когда его положение определяется исходя из ретроспективного анализа сбыта за определенный период.

Факторами, определяющими  положение продукции на рынке, следует считать не только цену и качество продукции, но производительность, дизайн, сервисное обслуживание, имидж предприятия и самой продукции и соотношение этих факторов. При этом позиция одного и того же вида продукции может иметь неодинаковое восприятие Потребителями разных сегментов рынка.

Итак, позиционирование продукции на рынке- это расположение продукции в определенном положении в сознании Потребителей данного вида продукции. Главная задача позиционирования состоит в комплексе усилий, направленных на адаптацию  продукции к требованиям целевых сегментов рынка, с отстройкой её от основных конкурентов за счёт уникальных характеристик продукции или порядка и условий её приобретения, поставки, сервисного обслуживания.

Необходимо всегда помнить, что ошибки в позиционировании продукции на рынке могут привести к полному нивелированию всех остальных маркетинговых усилий. Если в конкурентной борьбе традиционно ставка делалась на методы эффективного распределения денежных средств на маркетинговые мероприятия, то стратегия позиционирования предназначена для выигрыша за счёт повышения эффективности самих маркетинговых усилий.

Основные ошибки, которые  допускаются при позиционировании продукции на рынке: 
- позиционирование вне рынка; 
- позиционирование на рынке в целом, без подразделения его на традиционный и перспективный; 
- позиционирование путём прямого противопоставления продукции конкурентов; 
- позиционирование с акцентом на уникальность продукции без учёта продукций-аналогов, представленных на рынке с такими же параметрами.

Технология  позиционирования.

Прежде всего, выберите показатели осей координат X и Y.

Делать это надо исходя из главных потребностей целевых  Потребителей, например, изменчивость-стабильность, новаторство-традиция и т.д. После  чего фактически и строится диаграмма зависимостей между элементами характеристик продукции.

Далее, выставьте по осям вышеуказанной диаграммы результаты опросов групп Потребителей,  отражающие их представления об идеале данного вида продукции, в виде группы точек на диаграмме. Данные группы, в принципе, могут рассматриваться как сегменты рынка. Поэтому возможно, что в результате анализа этой диаграммы может возникнуть потребность в разработке продукции с несколько видоизмененными характеристиками для конкретных групп.

Затем свойства планируемой или производимой продукции переносятся на диаграмму. Тем самым становится ясным, как будет восприниматься планируемая к освоению продукция на рынке вообще или в каждой группе Потребителей. А так же с какой из представленных на рынке видов продукции она войдет в непосредственное конкурентное противодействие.

На последнем этапе, в случае необходимости, осуществляется пересмотр стратегии позиционирования продукции на рынке: 
- укрепление позиции продукции на рынке за счёт улучшения качества; 
- перепозиционирование продукции на рынке; 
- внесение изменений в восприятие продукции Потребителями за счёт формирования новых критериев оценки продукции.

Примерный вариант диаграммы позиционирования продукции. (Рис.1.3.)

 
Рис.1.3. 

 

 

3.4.Организация службы маркетинга на предприятии

Если принять во внимание возможные различия в размере  ресурсов предприятий, в продукции, которую они выпускают, в рынках, на которых они действуют, становится очевидным, что не может быть единой организационной структуры, рекомендуемой в виде некого стандарта для всех предприятий.

К тому же следует учитывать  и собственный опыт развития каждого  предприятия. Исторически сложилось, что первой должностью на предприятии, имевшей определенное отношение к выполнению предшествующих маркетингу функций, стала и порой еще остается,  должность коммерческого директора (заместителя директора по сбыту).

Постепенно, по мере развития рыночных отношений и усложнения процесса продаж, в его задачи стали входить и некоторые из маркетинговых функций и, в первую очередь, реклама. Это неизбежно привело к созданию в структуре самостоятельных подразделений, перед которыми, как и перед всеми остальными сотрудниками коммерческой службы, ставилась одна задача: реализовать всё, что произведено с максимальной прибылью. Но даже там, где маркетинговые службы стали полностью самостоятельными структурными подразделениями, показателями эффективности их работы были и, по сей день, остаются, только те же показатели сбыта. 

Информация о работе Формирование маркетинговой стратегии предприятия