Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни………………3
2. Влияние самооценки на стрессоустойчивость……………………………….6
3. Проанализируйте какие из перечисленных утверждений являются ложными:…………………………………………………………………………10
а) «стресс- это удел слабых людей»
б) «я не могу нести ответственность за стресс в моей жизни, мы все его жертвы»
в) «я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс»
г) «все люди реагируют на стресс одинаково»
д) «при стрессе все, что нужно сделать,- это прежде всего расслабиться»
е) «важнейшее мероприятие в борьбе со стрессом- это психотерапия»
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

Дделовое общение.docx

— 30.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни………………3

2. Влияние самооценки  на стрессоустойчивость……………………………….6

3. Проанализируйте какие  из перечисленных утверждений  являются ложными:…………………………………………………………………………10

а) «стресс- это удел слабых людей»

б) «я не могу нести ответственность  за стресс в моей жизни, мы все его  жертвы»

в) «я всегда знаю, когда испытываю  чрезмерный стресс»

г) «все люди реагируют на стресс одинаково»

д) «при стрессе все, что нужно сделать,- это прежде всего расслабиться»

е) «важнейшее мероприятие  в борьбе со стрессом- это психотерапия»

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при  этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая  устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической  устойчивости к стрессам является залогом  сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром. Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические показатели здоровья.

 

 

 

 

1. Формирование  стрессоустойчивости в повседневной жизни

Стресс – это повышенное напряжение психофизиологических ресурсов человека, проявляющееся как в  острых, так и в хронических  негативных переживаниях. Развитие стресса во многом определяется особенностями субъективного отношения человека к той ситуации, в которой он живет и работает, а также накопленными в его опыте способами преодоления затруднений. Проще стресс можно определить как неадекватную реакцию личности на те или иные проявления, внутренние и внешние, которые, собственно, и выступают как раздражители или стрессоры. Ключевую роль в процессе возникновения стресса играет механизм непринятия того проявления, с которым личность сталкивается. Слово "стресс" в переводе с английского означает "напряжение". В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр. По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.[5]

Термин «неспецифический»  в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным  реакциям организма. На морозе, к примеру, мы стараемся больше двигаться, чтобы  увеличить количество выделяемого  организмом тепла, а кровеносные  сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно  выделяет пот, увеличивая теплоотдачу  и т.д. Это реакции — специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптации к любому внешнему воздействию — это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г. Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме. Нечто подобное существует в наших электробытовых приборах: холодильник, обогреватель, лампа, звонок поразному меняют физическую среду (холод, тепло, свет, звук), но их работа обусловлена единым фактором — электроэнергией. Точно так же стрессорный эффект от внешних воздействий не зависит от типа специфических приспособительных ответов на них. Суть таких ответов едина.[2. c 264]

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

1) реакцию тревоги, проявляющуюся  в срочной мобилизации защитных  сил и ресурсов организма;

2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3) фазу истощения, если  слишком затянувшаяся и чересчур  интенсивная борьба приводит  к снижению адаптационных возможностей  организма и его способности  сопротивляться разнообразным заболеваниям.

Физиологическая и биохимическая  природа стрессов изучена к настоящему времени достаточно хорошо. Схематично физиологическая «изнанка» стрессовой реакции выглядит примерно так. Под  воздействием какого-либо стрессового  фактора (конфликт, неожиданное событие  и пр.) в коре головного мозга  человека формируется интенсивный  стойкий очаг возбуждения — так  называемая «доминанта». Ее появление  запускает своеобразную цепную реакцию: возбуждается также одна из важнейших  структур промежуточного мозга —  гипоталамус, который в свою очередь  активизирует тесно связанную с ним ведущую железу внутренней секреции — гипофиз. Последний выбрасывает в кровь порцию специального гормона, под влиянием которого надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые и дают в конечном счете хорошо всем знакомую картину стрессового состояния: усиливается сердцебиение, учащается дыхание, повышается кровяное давление и т.д.[4]

Понимание природы стресса должно подтолкнуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вообще — неверная стратегия поведения. И дело не только в том, что это практически невозможно. Значительно важнее то, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. «Закалять» организм полезно не только физически, но и эмоционально, раз уж наши эмоции выступают в роли спусковых механизмов стрессовых реакций. [4]

Основой стрессоустойчивости является поисковая активность.

Поисковая активность –  важнейший поведенческий и психологический  механизм. Он обеспечивает повышение  вероятности выживания особей, которые  ее проявляют, по сравнению с другими, проявляющими пассивность в трудных  ситуациях. Благодаря поисковой  активности повышается устойчивость организма  к вредным воздействиям, поэтому  научное ее обоснование значительно  изменяет и дополняет теорию стресса, автором которой является Ганс Селье. Согласно этой теории, под влиянием сильного внешнего стимула после кратковременного периода перестройки, так называемой адаптации, организм вступает в состояние повышенной устойчивости. Но через более или менее длительное время – при продолжении внешнего действия – этот период внезапно и без всяких дополнительных условий сменяется фазой истощения, когда сопротивляемость резко падает.[3. c 205]

 

2. Влияние самооценки  на стрессоустойчивость

Защитный «механизм» организма, который помогал выживать нашим  предкам в далекие времена, в  наши дни стал механизмом разрушения здоровья – дистрессом.

Дистресс (от англ. distress — горе, страдание, сильное недомогание, истощение) - это состояние как физического, так и психоэмоционального перенапряжения, снижения жизненной активности, ухудшения состояния здоровья, и, вследствие чего, дезорганизации человека.

Так же длительное пребывание в состоянии стресса может  повлечь за собой психосоматические  расстройства, которые затрагивают  различные системы и органы.

 Психосоматика затрагивает:

иммунную систему (ослабление иммунитета),сердечно-сосудистую систему (повышение артериального давления, боли в сердце и т.п.), нервную систему (раздражительность, беспокойство, истощение, чувство усталости, даже после долгого сна и т.п.),

ЖКТ (язвы желудка) и т.д.[7]

Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров могут  выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические  кризисы.

Организационные факторы 

Значительная часть провоцирующих  стресс факторов связана с выполнением  наших профессиональных обязанностей. Авторы популярного учебника по основам  менеджмента выделяют организационные  факторы, способные вызвать стресс:

перегрузка или слишком  малая рабочая нагрузка;

конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 23-х профессий  показало, что те, кто имеет более  интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

плохие физические условия (шум, холод и пр.);

неправильное соотношение  между полномочиями и ответственностью;

плохие каналы обмена информацией  в организации и др.

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных “страхов” работников:

страх не справиться с работой;

страх допустить ошибку;

страх быть обойденным другими;

страх потерять работу;

страх потерять собственное Я.[2. c 163]

К этому “букету” стрессоров организационно – производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций- Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, “кризис среднего возрастал и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой; нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.[6]

Стрессоустойчивость – это культура отношения к себе: понимание своих состояний, формирующихся в процессе повседневной жизни, понимание механизмов, причин и последствий развития стресса, знание способов управления собственным состоянием и умением эти способы реализовывать.[2. c 164]

Как правило, несовпадение должного (что должно быть) и сущего (того, что есть) свойственно не только окружающей нас реальности, но и  нам самим. Здесь также коренится  внушительный источник стрессовых реакций. У него два полюса: чрезмерно завышенные представления о себе и, наоборот, заниженная самооценка. Между прочим, любопытно: а что встречается  чаще, завышенная или заниженная оценка нами собственных способностей и  возможностей? Как показывают многочисленные психологические исследования на эту  тему, у большинства из нас существует некое неосознаваемое предрасположение в пользу своего Я. Мы, как правило, оцениваем себя практически по всем параметрам не как среднего человека, а несколько выше. Но можем ли мы все разом быть выше среднего? Ясно, что это — иллюзия. Она  помогает нам сохранить оптимистичный  взгляд на мир и наше собственное  место в нем, но порой причиняет  и неприятности в виде стрессов oт "завышенных ожиданий" или "рухнувшей надежды". Да и знаменитый "кризис среднего возраста" имеет одним из своих оснований все ту же завышенную самооценку. А это материя весьма тонкая и практически никак от нас не зависимая. Следовательно, гораздо лучше реалистически оценить свои способности (к юношеским годам они вполне отчетливо проявляются) и сформировать соответствующим уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка.[1. c 354]

Информация о работе Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни