Формирование цен на продукцию предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:46, реферат

Краткое описание

1. Понятие и виды цен
2. Функции цен
3. Ценовая политика. Задачи и механизм разработки ценовой политики.

Вложенные файлы: 1 файл

39_40_Formirovanie_tsen_na_produktsiyu_predpriatia(19).doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Тема: « Формирование цен на продукцию предприятия»

 

          1. Понятие и виды цен

          2. Функции цен

3. Ценовая политика. Задачи и механизм разработки ценовой политики.

 

1. Понятие и виды цен

Наличие товарно-денежных отношений вызывает необходимость использовать в управлении экономикой такие категории, как цена, себестоимость, прибыль.

При социализме, плановой системе хозяйственной деятельности, в основе процесса ценообразования лежал закон стоимости, т.е. цены формировались с учетом общественно необходимых затрат труда. Как указывал К. Маркс, «общественно необходимое рабочее время есть  рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно-нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».

Система цен, базирующаяся на общественно необходимых затратах, дает возможность каждому успешно работающему предприятию возмещать издержки производства и получать прибыль в размерах, необходимых для уплаты налогов и образования фондов предприятия.

В СССР была создана система планового ценообразования (Государственный комитет СССР по ценам), которая была ликвидирована в 1991 г. При установлении цен на конкретное изделие широко использовалась модель, включающая в себя:

  • отраслевую себестоимость, отражающую общественно необходимые условия производства продукции;
  • норматив рентабельности, устанавливаемый по отношению к себестоимости, за вычетом материальных затрат;
  • надбавку или скидку, устанавливаемую с учетом технического уровня, качества и экономической эффективности продукции.

Виды и разновидности цен. Классификация цен приведена из рис. 6.4, порядок их формирования — на рис. 6.5.

транспортных предприятий и в конечном счете на всех потребителях автотранспортных услуг, вынуждая и их изменять свои цены.

По ряду экономических признаков цены классифицируются ц0 следующим видам и подвидам.

По видам экономической деятельности различают:

  • оптовые цены;
  • розничные цены;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены;
  • тарифы на оказываемые населению платные услуги;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;
  • скидки, надбавки, наценки в сфере обращения. Рассмотрим некоторые из перечисленных цен.

Оптовая (отпускная) цена организации - та, по которой товар реализуется организацией.

Реализуя свою продукцию по отпускной цене, организация должна возместить все издержки производства и реализации и получить прибыль, позволяющую ей развиваться.

Оптовая (отпускная) цена промышленности — та, по которой предприятия-потребители оплачивают продукцию, работу, услуги (ПРУ) оптовым сбытовым организациям.

Розничные цены — те, по которым товар приходит к конечному потребителю, т.е. реализуется в розничной торговой сети населению, организациям (см. рис. 6.5).

Разновидностями розничной цены являются коммерческие и аукционные цены.

Коммерческая, или свободная, рыночная цена применяется к ПРУ, реализуемым в коммерческих магазинах при наличии госцены на такие же ПРУ, распределяемые централизованно.

Аукционная цена применяется к товарам, реализуемым на аукционе, и отражает редкие, уникальные свойства, признаки качества товара и может существенно отличаться от рыночной цены.

Цены на строительную продукцию бывают трех видов:

  • сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
  • прейскурантная цена — усредненная стоимость единицы ПРУ (1м2 жилой площади, малярных работ, заасфальтированной площади и др.);

■ договорная цена — между заказчиками и подрядчиками. Закупочные — оптовые цены, по которым сельхозпродукция реализуется сельхозпредприятиями, фермерами и населением.

В зависимости от территории действия различают:

  • единые цены по стране, или поясные;
  • региональные (зональные, местные).

Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды ПРУ, регулируемые государством: энергоносители, электроэнергию, квартплату и др.

Региональные, или местные, цены устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и могут быть оптовыми, розничными, закупочными. Зависят они от издержек производства и реализации, складывающихся в конкретном регионе.

По степени свободы цен от воздействия государства при их определении различают свободные, регулируемые, фиксированные цены.

Свободные цены складываются на рынке под влиянием конъюнктуры и не зависят от влияния государственных органов.

Регулируемые цены также складываются под влиянием спроса и предложения на рынке, но госорганы могут воздействовать на них путем регламентации уровня рентабельности, прямого ограничения их роста либо снижения или каким-то другим методом.

Фиксируемые цены прямо устанавливаются государственными органами власти и управления.

Гибкая цена быстро реагирует на изменение конъюнктуры рынка. Применяется при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки: снижение цены к концу рабочего дня при продаже некоторых товаров и продуктов питания (цветы, свежая рыба). Эффективна при небольшом числе уровней управленческой иерархии, когда право на принятие решения по ценам делегируется нижнему уровню управления и решения принимаются и реализуются быстро.

Преимущественная цена предусматривает снижение цен на ПРУ фирмой, доминирующей на рынке (доля рынка — 70—80%), имеющей возможность существенного снижения издержек производства за счет Увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации ПРУ. Главная цель применения преимущественных цен — не допустить внедрения на рынок новых конкурентов, для которых применяемые цены будут экономически нецелесообразны.

Прейскурантная цена рассчитана на основе прейскурантов цен; часто используется при расчете цен на ПРУ производственного назначения. Здесь цена определена в том смысле, что все покупатели платят одинаковую сумму, доводимую до потребителей в виде ценника или Прейскуранта.

Цены на изделия, снятые с производства, выпуск которых превращен, ориентированы на строго ограниченный круг потребителей,

нуждающихся именно в этих товарах. Цены здесь выше, чем на обычные товары (запчасти к легковым и грузовым автомобилям, швейные машинам, холодильникам, снятым с производства).

Договорная цена — покупателям предлагаются какие-либо скидки по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке двух единиц товара третью покупатель получает бесплатно.

2. Функции цен

 

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего

содержания. Выделяют следующие функции цены:

  • учетную (измерительную);
  • распределительную (перераспределительную);
  • стимулирующую (регулирующую);
  • балансирующую спрос и предложение.

 

Учетная функция, или функция учета и измерения затрат, показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, а также показывает, с какой эффективностью используется труд.

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию нельзя сводить только к измерению издержек. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит на рынке, при непосредственном контакте изготовителя с покупателем товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки, поэтому окончательная цена может существенно отличаться от той, которую хотел бы получить изготовитель товара.

Для обеспечения конкурентоспособности изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляя их с затратами конкурентов и снижая свои затраты, а также повышая качество товара, стремясь обогнать конкурентов.

 

Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостный учет самых разнообразных хозяйственных процессов, а также измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции организации равен сумме цен ее изделий или услуг. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять различные по свои потребительским свойствам товары и услуги исходя из затрат труда.

В этой функции цена является одним из основных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрихозяйственного планирования.

Стимулирующая функция цены. Сущность данной функции выдается в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли.

С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать инновационное развитие, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. Это выражается в разработке и внедрении новой техники, совершенствовании технологии и организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь повысить производительность труда, осуществить экономию материальных ресурсов.

Стимулирование оптимальной структуры производства и потребления происходит с помощью применения ценовых мероприятий. Рационализация структуры производственного потребления осуществляется путем формирования соответствующего уровня и соотношения цен на взаимозаменяемые виды продукции, установления одинакового или различного уровня цен в расчете на единицу полезного эффекта и др.

Распределительная функция цены связана с возможностью ее отклонения от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между видами экономической деятельности, различными формами собственности, регионами страны, фондами накопления и потребления, наконец, между социальными группами населения.

Распределительная функция цены предусматривает учет в ней акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды.

С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителями и потребителями, между отдельными категориями населения. Особенно показательно это выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении Цены выше стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а соответственно продавец получает увеличенные доходы.

Однако цены — не единственный инструмент распределении и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредит система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения более эффективно использовать финансы, оперируя денежными доходами (уровнем заработной платы пенсий, пособий) или ставками налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от их снижения обычно выигрывает все население.

Функция балансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. При появлении диспропорции в развитии хозяйства, несоответствия между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением или сокращением производства, либо путем увеличения или снижения цены, либо и тем и другим одновременно. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателями. В результате снизится объем проданных товаров. При уменьшении цены увеличивается спрос. При повышении спроса и дефиците товаров цены на них неизбежно растут.

Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, предлагаемых на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот.

Таким образом, цена выполняет уравновешивающую функцию между спросом и предложением, стимулируя увеличение предложения при нехватке товаров и увеличивая спрос при избытке товаров, разгружая рынок от излишков, ограничивая предложение.

Анализируя функции цены, следует помнить, что рассматривается один и тот же объект — цена, но только с разных точек зрения, поэтому невозможно четко разграничить, где заканчивается одна функция и начинается другая. Например, распределительная функция цены может оказаться стимулирующей или балансирующей спрос и предложение. Все они вместе так или иначе обусловлены учетной функцией.

 

 

 

3. Ценовая политика.

Задачи и механизм разработки ценовой политики.

В странах с развитой рыночной экономикой государство оказывает воздействие на процессы ценообразования. Изучение зарубежного опыта позволяет понять их закономерности и тенденции и использовать полученные знания при формировании ценового механизма России в период перехода к рыночным отношениям. История развития экономики многих стран подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав предпочтение смешанному типу. Особенность последнего состоит в том, что это тип экономических отношений, сочетающий на условиях равноправия государственный и негосударственный секторы, причем государственные органы обеспечивают эффективное влияние на экономику, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования.

Информация о работе Формирование цен на продукцию предприятия