Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:46, реферат
1. Понятие и виды цен
2. Функции цен
3. Ценовая политика. Задачи и механизм разработки ценовой политики.
Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен. Государственные органы ценообразования берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики ведущее значение, вырабатывают общие методы и нормативы установления цен, осуществляют контроль за ценами. Рассмотрим опыт государственного регулирования цен в некоторых странах.
Опыт США. В 70-х гг. XX в. Соединенные Штаты столкнулись с проблемой галопирующей инфляции, которая ознаменовалась ускорением темпов роста оптовых и розничных цен. Администрация президента Р. Никсона сделала попытку победить инфляцию с помощь методов прямого регулирования цен. В 1971 г. был установлен цен реализованный контроль за ценами, цены и заработная плата были заморожены, чтобы не допустить безработицы.
К 1972 г. наметились тенденции к стабилизации ситуации: замедлились темпы роста оптовых и розничных цен, стал увеличиваться ВВП. Однако скоро опять проявились негативные тенденции, замедлилась деловая активность, стал задерживаться рост доходов и т.д. В результате в 1974 г. президент и администрация были вынуждены отказаться от прямого контроля над ценами.
Позднее в США предпринимались неоднократные попытки прямого регулирования цен на энергоносители, которые зависели от подъема цен на нефтепродукты и природный газ. Такая ситуация сложилась, например, в 1974-1981 гг. Эта политика дала ряд негативных результатов: отсутствие заинтересованности добывающих корпораций в освоении новых месторождений нефти и природного газа и как следствие недостаток капиталовложений в энергетику. Импорт нефти в США увеличивался, несмотря на подъем мировых цен. В 1981 г. Р. Рейган отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты, объяснив, что таким образом сдерживалось производство, стимулировалось потребление, подавлялись технологические достижения и США делались все более зависимыми от энергетического импорта.
В 80-х — в начале 90-х американская администрация ограничила государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам и сделала упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, помогающих общему оздоровлению экономического положения в стране.
Прямое государственное регулирование цен применялось лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под антитрестовское законодательство. Всего в США регулировалось от 5 до 10% цен.
В конце 40—60-х гг. в Америке были введены паритетные цены на сельскохозяйственную продукцию, обеспечившие сохранение покупательной способности фермеров и их доходов на заданном уровне. Основой расчета этих цен являлись данные первого десятилетия XX в., когда соотношение промышленных и сельскохозяйственных цен признавалось оптимальным. Государство взяло на себя обязательство производить закупки сельскохозяйственной продукции по ценам не ниже паритетных, которые в результате превращаются в минимальные гарантированные цены. Таким же образом регулируются цены молочной промышленности. Если рыночная цена окажется меньше паритетной, то продукты скупает государство и употребляет их на бесплатные завтраки для школьников, помощь неимущим, продовольственную поддержку слаборазвитых стран.
Опыт Франции. Несмотря на действие принципа свободного ценообразования, в стране сохраняется прямое регулирование государственных цен на сельхозпродукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги и контроль за ценами в условиях конкуренции. Государственный сектор имеет небольшой удельный вес в ВНП и включает отрасли-монополисты, например газовую промышленность, электроэнергетику, транспорт, а также некоторые другие, работающие в режиме рыночной конкуренции, например национальные и коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы.
В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности этих отраслей, в том числе объемы инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию. Во втором случае оно оказывает минимальное воздействие, побуждая к конкуренции с частным сектором. Примерно 20% от всего объема цен диктует государство, остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного образования.
Франция — одна из немногих западных стран, где существовал достаточно жесткий режим регулирования государством цен, частично сохранившийся и в настоящее время. В 1947 г. в связи со снижением покупательной способности франка и его девальвацией в стране была введена «контролируемая свобода цен»: предприниматели получили право изменять их, предупредив об этом государственные органы, которые могли отменить такие действия. Однако уже в начале 1948-го цены были полностью переведены на режим полной или частичной свободы. В течение следующих десяти лет правительство приняло шесть законов о блокировке цен, что привело к постепенному ужесточению контроля над ними. В 1960-1962 гг. произошла почти полная либерализация цен на промышленные товары, но в 1963-м правительство пошло на новую их блокировку ввиду установления экономической политики «развития без инфляции». Заморозили цены на некоторые продукты питания и услуги, а в 1965-1972 гг. было введено в практику заключение с предпринимателями так называемых контрактов стабильности — программных контрактов и контрактов против повышения цен.
В соответствии с контрактами стабильности государство заключало с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая на другие.
Программные контракты были призваны способствовать эволюции цен, отвечающей условиям международной конкуренции. Они Распространялись на все товары и услуги, которые ранее были охвачены контрактами стабильности. Согласно этим контрактам, предприятия предоставляли государству сведения о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода внешние рынки, а также подробную информацию, связанную с формированием цен, в том числе по анализу рынка и конкуренции, технико-экономическим параметрам товаров, производительности труд" методам финансового управления и т.д.
Контракты против повышения цен должны были обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить рост инфляции. При их подписании правительство принимало на себя обязательство не применять меры, ведущие к увеличению издержек производства.
В 70-е гг. правительство опять вернулось к практике блокировки цен: были заморожены цены на все товары и услуги государственного и частного секторов экономики. В 1976 г. цены в государственном секторе могли повышаться только на заданное количество процентов. При этом государство заключало с предприятиями контракты, в соответствии с которыми последние обязывались ограничивать подъем цен на свою продукцию. Если прибыль росла быстрее, чем цены, они облагались специальным антиинфляционным налогом.
В результате французские экономисты пришли к выводу, что осуществлявшееся государственное блокирование цен оказалось неэффективным. Было объявлено о либерализации цен. Это не означало полного прекращения вмешательства государства в область ценообразования. Переход от политики прямого воздействия на управление предприятиями к системе глобального регулирования означал лишь изменение формы: вместо жестких методов вводилось косвенное влияние на рынок и цены. Поэтому одновременно с постановлением о либерализации было принято и другое решение — о ценовой конкуренции в промышленности, которое запрещало создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Одновременно запрещалось заключение любых соглашений о «минимальных» и «рекомендуемых» ценах на промышленную продукцию, товары народного потребления и услуги-
Опыт Японии. Правительство запрещает устанавливать несправедливые цены (как монопольно высокие, так и монопольно низкие преследующие цель «выбить» конкурентов с рынка. Введены ограничительные меры в отношении единовременного подъема цен. Они распространяются на отрасли, где объем производства составляет 30 млрд иен. Если в них всего три фирмы, которые в течение месяцев увеличивали цены примерно на одну и ту же величину валютном выражении и процентах, то Комиссия по справедливым $ кам вправе потребовать от них доклада о причинах этого дцмости начать расследование. Исключения предусмотрены случай резкого ухудшения деловой конъюнктуры, когда цены возникает угроза банкротства значительного часть фирм отрасли. С разрешения Комиссии в таких случаях допускаются согласование с производителями объемов производства, про-& капиталовложений, загрузки оборудования и цен. В Японии имеется специальный орган — Бюро цен управления
комического планирования. В его функции входят контроль за со-\ юдснием антимонопольного законодательства, отслеживание уровня
и динамики цен на товары, поддержание спроса на необходимое изучение тенденций спроса и предложения. В 1990-х гг. в стране государством регулировались цены на рис, пшеницу мясные и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию, газ, медицинское оборудование, услуги образования.
Опыт Финляндии. Эту страну в 1980-е гг. называли «скандинавской Японией», поскольку она сделала заметный шаг в экономическом развитии и заняла одно из ведущих мест в мире по уровню жизни населения. Хотя ее экономика опирается в основном на частную собственность и свободное предпринимательство, государство играет роль регулятора в политике установления цен. Здесь ему принадлежат важные функции. Через Министерство торговли осуществляется планирование и контроль за ценами на продукты питания, зерно, энергоносители, винно-водочные изделия. Существенную функцию государственный сектор играет в кредитовании предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы, организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит на большие сроки под щадящие проценты.
В целом система ценообразования в Финляндии отличается гибкостью и стимулированием потребления, особенно в области розничных цен и услуг. В социально ориентированной рыночной экономике Финляндии через цены и налоговое регулирование обеспечивается проведение мер, направленных на повышение жизненного уровня. Практически все национальные программы по важнейшим отраслям экономики j Ируются на планово-расчетном ценообразовании, так как рынок эффективно регулирует лишь текущие потребности общества.
Опыт Испании. Государство осуществляет регулирование и контроль за ценами на товары первой необходимости, а также на товары, слуги, производство которых монополизировано. Их списки регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. Сюда относятся продукция предприятий госсектора и ряда частных компаний, занятых выпуском товаров первой необходимости. Контроль на формированием цен ведется Высшим советом по ценам при Министерстве экономики и финансов — рабочим органом Правительственна комиссии по экономическим вопросам. В стране используются следующие виды цен с целью государственного воздействия на них:
Информация о работе Формирование цен на продукцию предприятия