Формирование эффективной налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 10:42, реферат

Краткое описание

С принятием Государственной Думой Налогового Кодекса РФ дискуссия о его завершенности и принципах построения не ослабевает. И это закономерно: современная отечественная система налогообложения формировалась на протяжении 90-х гг. посредством приспособления советской налоговой структуры к новым условиям хозяйствования, введения того или иного вида налога, способного, по мнению реформаторов, быстро пополнить доходы бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Формирование эффективной налоговой системы.docx

— 52.91 Кб (Скачать файл)

 

 Примером может служить  налог на прибыль.

 

3) y источника

 

 Этот налог вносится  лицом, выплачивающим доход. Поэтому  оплата налога производится до  получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает  его уменьшенным на сумму налога.

 

 Например, подоходный  налог с физических лиц. Этот  налог выплачивается предприятием  или организацией, на которой  работает физическое лицо. Т.е.  до выплаты, например, заработной  платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

 

 Налогообложение относится  к числу давно известных способов  регулирования доходов и источников  пополнения государственных средств.  Еще

 А.Смит сформулировал  четыре основных требования к  налоговой системе, которые верны  и сегодня:

 

 Подданные государства  должны, по возможности, соответственно  своим способностям и силам  участвовать в содержании правительства,  т.е. соответственно доходу, каким  они пользуются под покровительством  государства...

 

 Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо, должен быть точно определен,  а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно  и определено для плательщика  и всякого другого лица...

 

 Каждый налог должен  взиматься в то время и тем  способом, когда и как плательщику  должно быть удобнее всего  платить его...

 

 Каждый налог должен  быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал  из кармана народа возможно  сверх того, что он приносит  казначейству государства...

 

 Как видно А.Смит** исходил  из следующих принципов налогообложения:  равномерность, понимаемую как  равнонапряженность, общность для  всех налогоплательщиков правил  и норм изъятия налога; определенность, означающую четкость, ясность, стабильность  норм, ставок налогообложения; простата  и удобство, понимаемые в прямом  смысле этих слов; неотягощенность,  т.е. умеренность, ограниченность  налога суммами, уплата которых  ложится тяжким бременем на  налогоплательщиков.

 

 В рыночной экономике  налоги выполняют столь важную  роль, что можно с уверенностью  сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой  системы, отвечающей уусловиям  развития общественного производства, эффективная рыночная экономика  невозможна.

 

 В чем же конкретно  состоит роль налогов в рыночной  экономике, какие функции они  выполняют в хозяйственном механизме?

 

 Отвечая на эти вопросы,  обычно начинают с того, что  налогам принадлежит решающая  роль в формировании доходной  части государстенного бюджета.  Это, конечно, так. Но не это  главное для характеристики роли  налогов: государственный бюджет  можно сформировать и без них.  Хотя бы с помощью экономических  нормативов отчислений от прибыли  в бюджет, применявшихся в нашей  стране ряд лет. На первое  место следует поставить функцию,  без которой в экономике, базирующейся  на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция  налогов - регулирующая.

 

 Рыночная экономика  в развитых странах - это регулируемая  экономика.

 Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны.

 Представить себе эффективно  функционирующую рыночную экономику  в современном мире, не регулируемую  государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими  способами, в каких формах и  т.д. Здесь, как говорят, возможны  варианты. Но каковы бы ни были  эти формы и методы, центральное  место в самой системе регулирования  принадлежит налогам.

 

 Государственное регулирование  осуществляется в двух основных  направлениях: регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно  состоит главным образом в  определении "правил игры", то есть разработка законов,  нормативных актов, определяющих  взаимоотношения действующих на  рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.  К ним относятся законы, постановления,  инструкции государственных органов,  регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность  банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых  домов, устанавливающие порядок  проведения аукционов, ярмарок,  правила обращения ценных бумаг  и т.п. Это направление государственного  регулирования рынка непосредственно  с налогами не связано;

 

- регулирование развития  народного хозяйства, общественного  производства в условиях, когда  основным объективным экономическим  законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь  речь идет главным образом  о финансово-экономических методах  воздействия государства на интересы  людей, предпринимателей с целью  направления их деятельности  в нужном, выгодном обществу направлении.

 

 В условиях рынка  отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы  административного подчинения предпринимателей.

 

 Таким образом, развитие  рыночной экономики ригулируестся  финансово- экономическими методами - путем применения отлаженной  системы налогообложения, маневрирования  ссудным капиталом и процентными  ставками, выделения из бюджета  капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

 

 Маневрируя налоговыми  ставками, льготами и штрафами, изменяя  уусловия налогообложения, вводя  одни и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных  отраслей и производств, способствует  решению актуальных для общества  проблем. Удачным примером является  способствование развитию малого  бизнеса, всемерно поддерживать  его. Формы такой поддержки  разнообразны: создание специальных  фондов финансирования малых  предприятий, льготное кредитование  их деятельности и т.п. Но  главное средство оказания содействия  малому бизнесу - особые льготные  условия налогообложения.

 

 В России к малым  относятся предприятия всех организационно-правовых  форм, имеющих среднесписочную численность  работающих в промышленности  и строительстве до 200 чел., в науке  и научном обслуживании - до 100 чел., в других отраслях производственной  сферы - до 50 чел., в отраслях непроизводственной  сферы - до 15 чел. Для таких предприятий  уостановлены две очень существенные  налоговые льготы. Первая из них  состоит в том, что прибыль,  направляемая малыми предприятиями  на строительство, реконструкцию  и обновление основных производственных  фондов, освоение новой техники,  полностью освобождается от налогов.

 

 Не менее существенна  другая льгота, предусматривающая  учет одновременно двух параметров - не только размеров предприятия,  но и рода деятельности

 

 Стабильность налоговой  системы не означает, что состав  налогов, ставки, льготы, санкции  могут быть установлены раз  и навсегда. «Застывших" систем  налогообложения нет и быть  не может. Любая система налогообложения  отражает характер общественного  строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической  ситуации,

 

 Систему налогообложения  можно считать стабильной и,  соответственно, благоприятной для  предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные  принципы налогообложения, состав  налоговой системы, наиболее значимые  льготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не  выходят за пределы экономической  целесообразности).

 

 Частные изменения  могут вноситься ежегодно, но  при этом желательно, чтобы они  были установлены и были известны  предпринимателям хотя бы за  месяц до начала нового хозяйственного  года.

 

 Стабильность налогов  означает относительную неизменность  в течение ряда лет основных  принципов системы налогообложения,  а также наиболее значимых  налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

 

 Сейчас в России  действует почти четыре десятка  налогов и сборов, не считая  различных пошлин. Не все из  них выдержат испытание временем, но в целом нынешняя система  налогообложения наиболее близка  к принятой на

 Западе, учитывая, что  и там имеются существенные  различия по странам, и налоговая  система Швеции отличается от  действующей в Германии, а налоги  в

 Англии заметно отличаются  от принятых в Дании и т.п.  Правда, в странах ЕЭС налоговая  система унифицируется, и с  1 января 1993 года имеются несущественные  различия.

 

 Но стабильность системы  налогообложения - не догма и  не самоцель. Ради нее нельзя  жертвовать ни одной из присущих  этой системе и выполняемых  ею функций - регулирующей, стимулирующей  и др. Опыт США и других развитых  стран совершенно однозначно  свидетельствует о том, что  налоговая система в основном  является функцией двух аргументов - экономической политики государства  и состояния народного хозяйства  в данный период. Если экономическое  положение страны, решаемые в  данном периоде задачи требуют  внесения определенных изменений  в налоговую систему, то они,  естественно, должны быть внесены,  но по возможности - с нового  хозяйственного года.

 

2.2 Эффект Лаффера.

 

 Вопрос о размерах  критического налогообложения давно  волнует политиков, ученых, практиков.  Исследуя связь между величиной  ставки налогов и поступлением  в государственный бюджет, американский  экономист Артур Лаффер показал,  что не всегда повышение ставки  налога ведет к росту налоговых  доходов государства. Он попытался  теоретически доказать, что при  ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность  фирм и населения в целом.  Основные точки для анализа:  ставка налога равна 0: поступлений  в бюджет нет; ставка налога  равна 100%: поступлений в бюджет  также нет (в легальной экономике  никто не работает, все уходит  в "теневую экономику"); точка  А: при этом значении достигается  максимум поступлений в бюджет.

 

 Если налоговая ставка  превышает объективную границу  (точка А), то налоговые поступления  начнут уменьшаться. А. Лаффер  доказал, что один и тот же  по величине доход в государственный  бюджет может быть обеспечен  и при высокой, и при низкой  налоговых ставках. Однако на  практике идеи Лаффера использовать  трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне  кривой находится экономика страны  в данный момент. Так, из-за  ошибки в этом определении  "эффект Лаффера" не сработал  в период президентства Рейгана:  хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

 

 Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории  можно построить идеальную шкалу  налогообложения. Теория должна  быть основательно откорректирована  на практике. Немаловажное значение  в оценке ее справедливости  имеют национальные, культурные  и психологический фактор.

 Американцы, например, считают,  что при такой ставке налога, как в Швеции

(75%), в США никто не  стал бы работать в легальной  экономике. Вообще же считается,  что высшая ставка подоходного  налогообложения должна находиться  в пределах 50-70%.

 

 Налоги - это те же  экономические нормативы, но только  подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных  лиц.

 

 Индивидуализация налоговых  ставок, льгот и санкций запрещена,  их можно дифференцировать по  отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным  предприятиям.

 

 Налоги относятся к  классу экономических нормативов, они формируются по принципам,  присущим нормативам. Например, ставку  налога на прибыль можно рассматривать  как норматив отчислений от  прибыли в бюджет, но установленный  на общегосударственном уровне.

 

 Как мировой, так  и отечественный опыт свидетельствуют  о преимуществах налоговой системы  перед любой другой формой  изъятия части доходов граждан  и предприятий в государственный  бюджет.

 

 Одно из этих преимуществ  - правовой характер налогов. Их  состав, ставки и санкции определяются  не министерствами и ведомствами,  даже не правительствами, а  принятыми парламентами

 

 Законами.

 

 Ставка налога может  зависеть от категории, к которой  относится плательщик, от того, к  какой социальной группе относится  гражданин или к какой по  размерам группе относится предприятие,  но она не зависит и в  принципе не может зависеть  от того, кто именно непосредственно  платит.

Информация о работе Формирование эффективной налоговой системы