Примером может служить
налог на прибыль.
3) y источника
Этот налог вносится
лицом, выплачивающим доход. Поэтому
оплата налога производится до
получения дохода налогоплательщиком,
причем получатель дохода получает
его уменьшенным на сумму налога.
Например, подоходный
налог с физических лиц. Этот
налог выплачивается предприятием
или организацией, на которой
работает физическое лицо. Т.е.
до выплаты, например, заработной
платы из нее вычитается сумма налога
и перечисляется в бюджет. Остальная сумма
выплачивается работнику. Этот способ
наиболее распространен в нашей стране.
Налогообложение относится
к числу давно известных способов
регулирования доходов и источников
пополнения государственных средств.
Еще
А.Смит сформулировал
четыре основных требования к
налоговой системе, которые верны
и сегодня:
Подданные государства
должны, по возможности, соответственно
своим способностям и силам
участвовать в содержании правительства,
т.е. соответственно доходу, каким
они пользуются под покровительством
государства...
Налог, который обязывается
уплачивать каждое отдельное
лицо, должен быть точно определен,
а не произволен. Срок уплаты,
способ платежа, сумма платежа,
- все это должно быть ясно
и определено для плательщика
и всякого другого лица...
Каждый налог должен
взиматься в то время и тем
способом, когда и как плательщику
должно быть удобнее всего
платить его...
Каждый налог должен
быть так задуман и разработан,
чтобы он брал и удерживал
из кармана народа возможно
сверх того, что он приносит
казначейству государства...
Как видно А.Смит** исходил
из следующих принципов налогообложения:
равномерность, понимаемую как
равнонапряженность, общность для
всех налогоплательщиков правил
и норм изъятия налога; определенность,
означающую четкость, ясность, стабильность
норм, ставок налогообложения; простата
и удобство, понимаемые в прямом
смысле этих слов; неотягощенность,
т.е. умеренность, ограниченность
налога суммами, уплата которых
ложится тяжким бременем на
налогоплательщиков.
В рыночной экономике
налоги выполняют столь важную
роль, что можно с уверенностью
сказать: без хорошо налаженной,
четко действующей налоговой
системы, отвечающей уусловиям
развития общественного производства,
эффективная рыночная экономика
невозможна.
В чем же конкретно
состоит роль налогов в рыночной
экономике, какие функции они
выполняют в хозяйственном механизме?
Отвечая на эти вопросы,
обычно начинают с того, что
налогам принадлежит решающая
роль в формировании доходной
части государстенного бюджета.
Это, конечно, так. Но не это
главное для характеристики роли
налогов: государственный бюджет
можно сформировать и без них.
Хотя бы с помощью экономических
нормативов отчислений от прибыли
в бюджет, применявшихся в нашей
стране ряд лет. На первое
место следует поставить функцию,
без которой в экономике, базирующейся
на товарно-денежных отношениях,
нельзя обойтись. Эта функция
налогов - регулирующая.
Рыночная экономика
в развитых странах - это регулируемая
экономика.
Споры по этому поводу,
которым отдала дань наша печать,
беспредметны.
Представить себе эффективно
функционирующую рыночную экономику
в современном мире, не регулируемую
государством, невозможно. Иное дело
- как она регулируется, какими
способами, в каких формах и
т.д. Здесь, как говорят, возможны
варианты. Но каковы бы ни были
эти формы и методы, центральное
место в самой системе регулирования
принадлежит налогам.
Государственное регулирование
осуществляется в двух основных
направлениях: регулирование рыночных,
товарно-денежных отношений. Оно
состоит главным образом в
определении "правил игры",
то есть разработка законов,
нормативных актов, определяющих
взаимоотношения действующих на
рынке лиц, прежде всего предпринимателей,
работодателей и наемных рабочих.
К ним относятся законы, постановления,
инструкции государственных органов,
регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей,
продавцов и покупателей, деятельность
банков, товарных и фондовых бирж,
а также бирж труда, торговых
домов, устанавливающие порядок
проведения аукционов, ярмарок,
правила обращения ценных бумаг
и т.п. Это направление государственного
регулирования рынка непосредственно
с налогами не связано;
- регулирование развития
народного хозяйства, общественного
производства в условиях, когда
основным объективным экономическим
законом, действующим в обществе,
является закон стоимости. Здесь
речь идет главным образом
о финансово-экономических методах
воздействия государства на интересы
людей, предпринимателей с целью
направления их деятельности
в нужном, выгодном обществу направлении.
В условиях рынка
отмирают или, по крайней мере,
сводятся к минимуму методы
административного подчинения предпринимателей.
Таким образом, развитие
рыночной экономики ригулируестся
финансово- экономическими методами
- путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования
ссудным капиталом и процентными
ставками, выделения из бюджета
капитальных вложений и дотаций,
государственных закупок и осуществления
народнохозяйственных программ и т.п.
Центральное место в этом комплексе экономических
методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми
ставками, льготами и штрафами, изменяя
уусловия налогообложения, вводя
одни и отменяя другие налоги,
государство создает условия
для ускоренного развития определенных
отраслей и производств, способствует
решению актуальных для общества
проблем. Удачным примером является
способствование развитию малого
бизнеса, всемерно поддерживать
его. Формы такой поддержки
разнообразны: создание специальных
фондов финансирования малых
предприятий, льготное кредитование
их деятельности и т.п. Но
главное средство оказания содействия
малому бизнесу - особые льготные
условия налогообложения.
В России к малым
относятся предприятия всех организационно-правовых
форм, имеющих среднесписочную численность
работающих в промышленности
и строительстве до 200 чел., в науке
и научном обслуживании - до 100 чел.,
в других отраслях производственной
сферы - до 50 чел., в отраслях непроизводственной
сферы - до 15 чел. Для таких предприятий
уостановлены две очень существенные
налоговые льготы. Первая из них
состоит в том, что прибыль,
направляемая малыми предприятиями
на строительство, реконструкцию
и обновление основных производственных
фондов, освоение новой техники,
полностью освобождается от налогов.
Не менее существенна
другая льгота, предусматривающая
учет одновременно двух параметров
- не только размеров предприятия,
но и рода деятельности
Стабильность налоговой
системы не означает, что состав
налогов, ставки, льготы, санкции
могут быть установлены раз
и навсегда. «Застывших" систем
налогообложения нет и быть
не может. Любая система налогообложения
отражает характер общественного
строя, состояние экономики страны,
устойчивость социально-политической
ситуации,
Систему налогообложения
можно считать стабильной и,
соответственно, благоприятной для
предпринимательской деятельности,
если остаются неизменными основные
принципы налогообложения, состав
налоговой системы, наиболее значимые
льготы и санкции (если, естественно,
при этом ставки налогов не
выходят за пределы экономической
целесообразности).
Частные изменения
могут вноситься ежегодно, но
при этом желательно, чтобы они
были установлены и были известны
предпринимателям хотя бы за
месяц до начала нового хозяйственного
года.
Стабильность налогов
означает относительную неизменность
в течение ряда лет основных
принципов системы налогообложения,
а также наиболее значимых
налогов и ставок, определяющих взаимоотношения
предпринимателей и предприятий с государственным
бюджетом.
Сейчас в России
действует почти четыре десятка
налогов и сборов, не считая
различных пошлин. Не все из
них выдержат испытание временем,
но в целом нынешняя система
налогообложения наиболее близка
к принятой на
Западе, учитывая, что
и там имеются существенные
различия по странам, и налоговая
система Швеции отличается от
действующей в Германии, а налоги
в
Англии заметно отличаются
от принятых в Дании и т.п.
Правда, в странах ЕЭС налоговая
система унифицируется, и с
1 января 1993 года имеются несущественные
различия.
Но стабильность системы
налогообложения - не догма и
не самоцель. Ради нее нельзя
жертвовать ни одной из присущих
этой системе и выполняемых
ею функций - регулирующей, стимулирующей
и др. Опыт США и других развитых
стран совершенно однозначно
свидетельствует о том, что
налоговая система в основном
является функцией двух аргументов
- экономической политики государства
и состояния народного хозяйства
в данный период. Если экономическое
положение страны, решаемые в
данном периоде задачи требуют
внесения определенных изменений
в налоговую систему, то они,
естественно, должны быть внесены,
но по возможности - с нового
хозяйственного года.
2.2 Эффект Лаффера.
Вопрос о размерах
критического налогообложения давно
волнует политиков, ученых, практиков.
Исследуя связь между величиной
ставки налогов и поступлением
в государственный бюджет, американский
экономист Артур Лаффер показал,
что не всегда повышение ставки
налога ведет к росту налоговых
доходов государства. Он попытался
теоретически доказать, что при
ставке подоходного налога выше
50% резко снижается деловая активность
фирм и населения в целом.
Основные точки для анализа:
ставка налога равна 0: поступлений
в бюджет нет; ставка налога
равна 100%: поступлений в бюджет
также нет (в легальной экономике
никто не работает, все уходит
в "теневую экономику"); точка
А: при этом значении достигается
максимум поступлений в бюджет.
Если налоговая ставка
превышает объективную границу
(точка А), то налоговые поступления
начнут уменьшаться. А. Лаффер
доказал, что один и тот же
по величине доход в государственный
бюджет может быть обеспечен
и при высокой, и при низкой
налоговых ставках. Однако на
практике идеи Лаффера использовать
трудно, так как сложно определить,
на левой или на правой стороне
кривой находится экономика страны
в данный момент. Так, из-за
ошибки в этом определении
"эффект Лаффера" не сработал
в период президентства Рейгана:
хотя снижение налогов и привело
к росту деловой активности в стране, но
оно затруднило реализацию социальных
программ.
Конечно, трудно рассчитывать,
что на основе только теории
можно построить идеальную шкалу
налогообложения. Теория должна
быть основательно откорректирована
на практике. Немаловажное значение
в оценке ее справедливости
имеют национальные, культурные
и психологический фактор.
Американцы, например, считают,
что при такой ставке налога,
как в Швеции
(75%), в США никто не
стал бы работать в легальной
экономике. Вообще же считается,
что высшая ставка подоходного
налогообложения должна находиться
в пределах 50-70%.
Налоги - это те же
экономические нормативы, но только
подлинно единые и стабильные,
независящие от воли отдельных
лиц.
Индивидуализация налоговых
ставок, льгот и санкций запрещена,
их можно дифференцировать по
отраслям, производствам, регионам,
но никак не по отдельным
предприятиям.
Налоги относятся к
классу экономических нормативов,
они формируются по принципам,
присущим нормативам. Например, ставку
налога на прибыль можно рассматривать
как норматив отчислений от
прибыли в бюджет, но установленный
на общегосударственном уровне.
Как мировой, так
и отечественный опыт свидетельствуют
о преимуществах налоговой системы
перед любой другой формой
изъятия части доходов граждан
и предприятий в государственный
бюджет.
Одно из этих преимуществ
- правовой характер налогов. Их
состав, ставки и санкции определяются
не министерствами и ведомствами,
даже не правительствами, а
принятыми парламентами
Законами.
Ставка налога может
зависеть от категории, к которой
относится плательщик, от того, к
какой социальной группе относится
гражданин или к какой по
размерам группе относится предприятие,
но она не зависит и в
принципе не может зависеть
от того, кто именно непосредственно
платит.