Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа
Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1 История возникновения и эволюция теории предпринимательства 4
1.2 Предпринимательство: его сущность и виды 8
1.2.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности 8
1.2.2 Виды предпринимательской деятельности 14
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 23
2.1 Хозяйственные товарищества и общества 23
2.2 Другие организационно-правовые формы 29
3 ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ 33
4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФОРМЫ БИЗНЕСА 37
5 ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (РАЗВИТИЕ ТЕРМИНА «АНТРЕПРЕНЕР») 48
Оглавление
Введение
Предпринимательство
есть способ хозяйствования, который
в результате многовековой эволюции
утвердился в экономике всех развитых
стран. Первоначально
Что
же подвигает человека на занятие
предпринимательской
С психологической точки зрения основной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя значительно отличается, например, от мотивации специалистов и администраторов, не имеющих качеств предпринимателя. Специалист ориентирован на профессиональный рост и накопление знаний, для чего важна оценка его действительной квалификации профессионалами. Администратор ориентирован на должностной рост и склонен к управленческому труду. Поэтому далеко не каждый специалист или администратор может стать предпринимателем. Для того чтобы быть преуспевающим предпринимателем, нужны специфические способности и соответствующие мотивы поведения.
Таким образом, предприниматель – это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности – в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.
В данной курсовой работе будут рассмотрен бизнес в современном мире, а также история, сущность и виды предпринимательства.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
-
рассмотрение понятия
- рассмотрение эволюции теории предпринимательства в мире
-
анализ основных концепций
1 Теоретико-методологические основы предпринимательства
Теория
предпринимательства
Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью». Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода.
В конце XIX века произошло разделение понятий «предприниматель» и «собственник на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель. В понятие «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывает следующие элементы:
- создание новых благ или новых их качеств;
- внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий, но новым образом;
- освоение новых рынков;
-
получение новых источников
- осуществление соответственной реорганизации производства.
Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:
-
умение организовать и
- инициативная, новаторская деятельность;
- рисковая деятельность.
Наиболее полное современное определение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге «Предпринимательство». Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге «Ключи к миру бизнеса». В целом, скомпонованное определение выглядит так:
«Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли». [16, c.48]
Таким образом, основными чертами предпринимательства
являются:
- инициативная деятельность;
- новаторская деятельность;
- деятельность по организации и управлению производством;
- рисковая деятельность;
-
получение
В процессе изложения материала многими авторами осуществляется отождествление понятий «бизнес» и «предпринимательство». Такое отождествление с практической точки зрения оправдано, однако с точки зрения научной концепции между этими понятиями существует различие: «бизнес» - это среда предпринимательской деятельности, сфера, в которой действуют предприниматели. Бизнес не организовывает, не управляет, не принимает решений. Предпринимательство же прежде всего - это деятельность субъектов.
Кто такой предприниматель? Что такое предпринимательство? Что представляет собой карьера предпринимателя? Эти вопросы возникают все чаще, отражая возросший интерес к данной области во всем мире. Тем не менее четкого общепринятого определения понятия «предприниматель» до сих пор нет. В Приложении №1 приводится история развития самого термина «предприниматель», или, как говорили раньше, «антрепренер» (слово «антрепренер» - французского происхождения и буквально означает «посредник»).
Один из первых примеров посредничества дает нам Марко Поло, великий путешественник, первым из европейцев достигший Китая, стоявший у истоков развития торговли Европы с этой страной. Отправляясь в путешествие, он, как было принято в те времена, подписал контракт с купцом (предком современного капиталиста), и тот дал ему своих товаров для продажи. В те времена кредит торговцу предоставлялся обычно по ставке 22,5%, включая страховку. Роль купца-капиталиста в подобных сделках была пассивной, а торговца - активной. Именно торговец рисковал своей жизнью, отправляясь в дальнее путешествие, именно на его долю выпадали все физические и душевные испытания, связанные с осуществлением всего предприятия. По завершении вояжа основную долю прибыли (до 75%) капиталист забирал себе, а торговцу приходилось довольствоваться лишь остатком. [2, c.78]
В средние века термин «антрепренер» употреблялся в двояком смысле - применительно к организаторам парадов и различных
музыкальных представлений и к руководителям крупных производственных или строительных проектов. Руководитель такого проекта ничем не рисковал — он всего лишь руководил всеми работами по его реализации, используя предоставленные ему ресурсы. Такими «предпринимателями» в средние века были, как правило, духовные лица, поскольку именно им обычно поручалось выполнение крупных строительно-архитектурных проектов - возведение замков, фортификационных сооружений, общественных зданий, соборов и монастырей.
В современном понятии дается следующее определение
предпринимателя:
«Субъективный (личностный) фактор воспроизводства, который способен, не боясь ответственности и риска, на инновационную, инициативную деятельность путем особого соединения факторов производства».
Какими чертами, качествами должен обладать предприниматель:
- умением принимать новаторские решения в стандартных и нестандартных ситуациях;
- умением генерировать идеи, превращать их в новые технологии с целью получения дохода;
-
оперативно оценивать все
- не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять ответственность.
Предпринимательская деятельность может осуществляться, в различных формах. Эти формы взаимодополняют друг друга, превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к потребителю в целостный и достаточно эффективный процесс .
1.2.1 Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности
Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.
Следует отметить, что в посткоммунистической России предпринимательство было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать, что период, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса, окажется длительным. Пройдет немало времени, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.
Экономический строй, базировавшийся на безграничном господстве государственной собственности, не смог обеспечить условий для творчества и инициативы, без которых невозможно широкое распространение нововведений. Следует признать, что непременным условием развития предпринимательства является частная собственность.
Приватизация призвана возродить частную собственность как основу предпринимательства. Она также должна возродить конкуренцию, предоставить свободу действия предпринимателям и руководителям - менеджерам предприятий различных форм собственности.
Для развития предпринимательства нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.