Формы и виды лизинговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Преобразование сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость внедрения не традиционных для нашей экономики методов обновления материальной базы. Рыночные отношения предполагают оздоровление кредитно-финансовой системы и сокращение государственных инвестиций, появляются всевозможные варианты достижения целей, поставленных различными субъектами экономических отношений.

Содержание

1. Введение
2. Немного истории
3. Понятие лизинга
4. Формы и виды лизинговых операций
5. Плюсы и минусы лизинга. Что выбрать?
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач черновик 1.docx

— 164.40 Кб (Скачать файл)

Последние изменения в налогообложении отличаются дуализмом. Отменена ускоренная амортизация для первых трех амортизационных групп, и это приведет к сокращению лизинговых сделок с малолитражными автомобилями. В то же время сняты ограничения по применению замедленной амортизации для легковых автомобилей стоимостью свыше 600 тыс. руб. и пассажирских микроавтобусов, цена которых превышает 800 тыс. руб. В результате налоговые изменения приведут к удлинению средних сроков договоров лизинга коммерческого автотранспорта [11].

С 1 января 2009 года уменьшилась на четыре процентных пункта ставка налога на прибыль, что, конечно, приветствуется. Однако налоговое преимущество приобретения автотранспорта по лизингу по сравнению с кредитом несколько сократится.

В других странах сокращались льготы по лизингу, но при этом объемы нового бизнеса росли. Это обусловлено тем, что увеличивалось количество нужных пользователям услуг. Цена лизинга всегда важна и значима, но она нередко отступает на второй план по сравнению с услугами, предоставляемыми лизингодателями. В отечественном лизинге автотранспорта их насчитывается до 30. Например, «Глобус-Лизинг», «КамАЗ-Лизинг» в рамках полнооперационного лизинга удовлетворяют потребности клиентов в текущем и капитальном ремонте, выезде специалистов к месту нахождения техники, сервисном обслуживании по нормам производителя, оперативной доставке запчастей, возможности транспортировки автомобилей в регионы, подменном автомобиле на период ремонта и сервисного обслуживания и т. д.

Ряд лизинговых компаний столкнулись с требованиями банков изменить процентные ставки по действующим договорам. На конференции в Барселоне представители германских компаний заявили, что в их стране такая практика недопустима. У нас же это становится обычаем делового оборота. Поскольку погашение задолженности по кредитам осуществляется за счет лизинговых платежей, то лизингодатели вынуждены заниматься пересчетом сумм к уплате по договорам лизинга. Лизингополучателям стали предлагать досрочное завершение сделок.

Осенью 2008 года участились дефолты лизингополучателей. Ранее отношение суммы задолженности по договорам, по которым предусматривалось изъятие имущества у неисполнительного лизингополучателя, к величине всего портфеля лизинговой компании составляло 0,3—0,5%. Сейчас этот показатель вырос почти на порядок [11].

Лучшим исходом для лизингодателей по сделкам с лизингополучателями, находящимися в предбанкротном состоянии, является получение своей собственности обратно. Последующая продажа автотранспорта позволяет сократить потери. Худший сценарий для лизингодателя — это судебное разбирательство, растянутое во времени. Правда, Федеральная служба судебных приставов по инициативе секции лизинга ТПП РФ 30 октября 2008 года приняла решение считать правомерным внесудебное взыскание на основании исполнительной надписи нотариусов.

Некоторые лизингодатели, например «КамАЗ-Лизинг», во взаимоотношениях с неисполнительными лизингополучателями стали использовать нормы законодательства о банкротстве, позволяющие инициировать процедуру банкротства при двух подряд неплатежах и сумме задолженности свыше 100 тыс. руб. Таким образом можно преодолеть нежелание платить, когда средства на счете лизингополучателя имеются.

Лизингом различных видов автотранспортных средств занимается более двух десятков компаний, учредителями которых выступают западные автоконцерны, зарубежные лизингодатели, банки, инвестиционные фонды. В 2007 году удельный вес этих компаний в общем объеме автолизинга России составлял 32%. В первой половине 2008 года данный показатель превысил уровень 40%, а по итогам года повысился еще на несколько процентных пунктов. Растут портфели у Europlan, «Вольво финанс сервис Восток», ГК «Скания Лизинг». Это обусловлено большими возможностями в части привлечения финансирования; ростом обращений к ним компаний, которые не смогли получить кредиты в банках либо заявки которых не рассматривались лизингодателями, сократившими или приостановившими свою деятельность [11].

Выработка на одного работника у таких крупных немецких лизингодателей автотранспорта, как Deutsche Leasing и VR-Leasing, составляла соответственно €4738 тыс. и €2359 тыс. в год. Для сравнения отметим, что в компаниях, работающих на российском рынке,— ГК «Скания Лизинг» и Europlan — аналогичные показатели равнялись €4241 тыс. и €318 тыс. в год [11].

Объем финансирования новых договоров лизинга в 2007 году составил $22 млрд. В 2008 году этот показатель сократился, несколько изменилась и структура финансирования [11].

Отметим два варианта прогноза относительно перспектив финансирования лизинга в России. Первый — пессимистический. Все очень плохо. Кредитование почти закрывается для большинства лизинговых компаний на продолжительный срок, и многие лизингодатели сворачивают свою деятельность. При таком сценарии будет нанесен более чем существенный ущерб всей экономике России и в особенности ее инвестиционной сфере.

Второй сценарий — оптимистический. Предоставляемые на долгосрочный период средства в банковский сектор многих стран и России предусматривают платность, срочность, возвратность. Эти деньги надо отработать, их надо вернуть и, кроме того, заплатить проценты за право пользования. Наиболее привлекательный инструмент для решения этих задач — лизинг. Высокая доходность на российском рынке, увеличение разницы между ставками в мире и в России при банковском кредитовании, по облигационным купонам, при секьюритизации лизинговых активов, других позиций финансирования в конечном итоге приведет к переливу капитала. Капитал всегда стремится туда и постольку, где и поскольку для него созданы более благоприятные условия, в том числе по повышению уровня доходности на вложенные средства. Но это произойдет не сразу. Понадобятся месяцы, чтобы финансовые потоки начали восстанавливаться.

Вероятно повышение конкуренции на рынке капитала, которая, в свою очередь, повлияет в дальнейшем на сокращение ставок на отечественном рынке. В результате возможное уменьшение темповых характеристик развития лизинга автотранспортных средств в 2008—2009 годах может смениться их последующим ростом в 2010—2011 годах.

Возможность вырваться вперед, скорее всего, получат те лизинговые компании, которые сумеют привлечь более дешевые финансовые ресурсы. В связи с этим усилится процесс концентрации лизингового бизнеса и получат развитие сделки слияний и поглощений лизинговых компаний, купли-продажи контрактов и портфелей.

Leaseurope применяет упрощенную методологию расчета уровня концентрации, согласно которой расчет ведется по количеству компаний, владеющих определенной частью лизингового рынка. В России четверть рынка автолизинга приходилась на долю пяти лизингодателей, половина — у 14 компаний.

По данным Ассоциации лизинговых компаний Италии, на долю первых 15 лизингодателей коммерческого автотранспорта этой страны приходилось 43,4% стоимости всех сделок. Для сравнения отметим, что в России уровень концентрации автолизинга был более высоким — 51,8% [11].

На конференции в Барселоне и в обращении правительства к Северо-Западной лизинговой ассоциации предлагалось:

— предоставить лизинговым компаниям, как и банкам, право на получение кредитов на поддержание ликвидности и на реализацию новых проектов. Это позволит повысить контроль за обоснованным использованием государственных средств в период кризиса;

— предусмотреть при выдаче кредитов банкам адресность их использования, указав, что в определенном объеме они должны быть направлены для реализации инвестиционных проектов, включая лизинговые;

— ввести мораторий на одностороннее повышение банками ставок по уже заключенным договорам;

— предусмотреть введение в действие механизма ускоренной амортизации с коэффициентом не выше трех при линейном методе начисления амортизации для первых трех амортизационных групп с 1 января 2010 года. Это позволит не нарушить принципы Гражданского и Налогового кодексов по двум основаниям: закон обратной силы не имеет; вносимые изменения не должны привести к ухудшению положения налогоплательщика;

— законодательно закрепить в Налоговом кодексе право лизинговых компаний на использование инвестиционной льготы, предоставленной производственным предприятиям, и др.

Скорее всего, предложенные меры позволят придать импульс инвестиционной активности в стране, поскольку в деятельности лизинговых компаний аккумулируются интересы большого количества предприятий и организаций.

2.3.2 Лизинг в  нефтегазовой отрасли

Высокий уровень износа оборудования в нефтегазовой отрасли, планируемые налоговые послабления и огромные финансовые обороты добывающих предприятий сулят лизинговым компаниям хорошие перспективы. Однако специфические риски ограничивают число лизингодателей, работающих в данном сегменте.

Износ основных фондов в добывающей промышленности сегодня превышает 50%. Еще хуже обстоят дела в транспортной инфраструктуре, через которую распределяются производимые ресурсы: средний износ трубопроводной сети в ТЭКе составляет более 65% [13].

Интенсивная нефтедобыча, которая велась в последние десятилетия, привела к значительному усложнению условий извлечения нефти на многих месторождениях и истощила материальную базу отрасли.

Сказывается и значительное отставание во внедрении современных технологий бурения, переработки, а также глубокий кризис геологоразведки. Поэтому сегодня отрасли требуются огромные средства на разведку, обустройство и разработку новых месторождений, ввод в эксплуатацию новых скважин, развитие инфраструктуры транспортировки продукции и т. д. Это создает самые широкие возможности для использования лизинговых технологий финансирования. Платежеспособность компаний при этом обеспечивается высокими текущими ценами на энергоносители.

Добывающие и перерабатывающие компании пока не очень активно инвестируют средства в переоснащение основных фондов. В то же время показатели их инвестиционных программ в абсолютном выражении очень велики, что делает сегмент оборудования для добычи и переработки нефти и газа достаточно перспективным для лизинговых компаний.

Например, инвестиции в добычу одной только компании «Газпром нефть» до 2020 года, по ее данным, могут составить около $45 млрд. [13]. Кроме того, последние нововведения в отечественном налоговом законодательстве, обозначившие тенденцию отказа от полного изъятия «ресурсной ренты» у нефтяных компаний, также положительно отражаются на инвестиционной активности компаний.

В общем объеме российского рынка лизинга в 2007 году сегмент оборудования для нефтедобычи и переработки занял 4,5%, объем нового бизнеса в сегменте (сумма новых заключенных сделок) составил около 44,87 млрд руб. (в 2005 году — около 1,44 млрд руб.)[14].

В сегменте оборудования для газодобычи и переработки в 2007 году было заключено новых договоров лизинга почти на 2 млрд руб., доля сегмента на рынке — 0,2%. Очевидно, такой относительно «небольшой» объем инвестиций в отрасль газодобычи объясняется, в частности, тем, что на момент оценки не были учтены показатели ООО «Газтехлизинг», уполномоченной компании по обслуживанию лизинговых проектов ОАО «Газпром» (постановление ОАО «Газпром» № 31 от 22 мая 2003 года). Лизинговый портфель ООО «Газтехлизинг» на конец 2007 года составлял 18,3 млрд руб., а в первом полугодии 2008 года компания заключила новых сделок еще на 12,7 млрд руб. Всего же ОАО «Газпром», по информации, опубликованной в СМИ, в 2008—2010 годах планирует вложить в развитие производства и транспортировки газа почти 2 трлн. руб. [14].

В сегменте оборудования для добычи и переработки нефти и газа заключаются сделки как со стандартными предметами лизинга (железнодорожный подвижной состав и грузовая техника для перевозки сырья и продукции), так и со специфическими — буровым, сервисным, измерительным, геологическим и другим оборудованием.

Первая часть указанной техники обладает достаточно высокой ликвидностью — вагоны-цистерны, автотранспорт, насосное оборудование и трубы НКТ пользуются высоким спросом. В то же время специфическая часть оборудования несет в себе и специфические риски ввиду узкой сферы его применения (например, недвижимые неразборные конструкции).

В целом лизинговая компания, работающая в сегменте нефтегазового оборудования, должна уделять пристальное внимание анализу бизнеса и финансового состояния своего потенциального лизингополучателя. Ведь ее кредитные риски покрываются исключительно за счет устойчивого финансового положения клиента.

Реализация предмета лизинга в случае дефолта лизингополучателя стороннему покупателю может стать серьезной проблемой. К примеру, нефтяная скважина — это фактически тонны бетона и замурованная в них вышка для выкачивания нефти. Сама скважина при этом — это недра, которые в лизинг передаваться не могут. Таким образом, при наступлении дефолта лизингополучателя лизинговая компания (не имеющая лицензии на разработку месторождения) станет владельцем недвижимости, которую, как шутят сами лизингодатели, можно использовать только в качестве наблюдательной площадки за пожарами в степи да тушканчиками в теплых регионах.

Помимо возможных финансовых проблем клиента существуют законы природы, по которым месторождение нефти (газа) рано или поздно опустеет. В этом случае оборудование, поддающееся демонтажу, неизбежно придется снимать и перевозить на новое месторождение либо продавать. Поэтому зачастую вопросы дальнейшей реализации добывающей техники прорабатываются лизингодателями еще на этапе заключения сделки.

Второй особенностью работы с добывающим оборудованием является то, что данная техника очень часто функционирует в агрессивной среде, а также в отдаленных регионах с затрудненным доступом. Это означает, что у лизингодателя возникает проблема обеспечения качественной страховой защиты оборудования в условиях ограниченного числа страховых компаний, работающих с подобными рисками.

На фоне высокого (и одновременно платежеспособного) спроса на финансирование со стороны нефтегазовых компаний активно предлагают свои услуги независимые лизингодатели в надежде получить крупные выгодные контракты. Сегодня сегмент лизинга техники для нефте- и газодобычи относительно «рыночный», но имеет достаточно «высокий барьер входа». Его «высота» обусловливается главным образом двумя факторами.

Информация о работе Формы и виды лизинговых операций