Формы и механизмы интеграции предприятий России, реализуемые в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - оценка мирового опыта по организации и функционированию разнообразных форм объединения компаний, рассмотрение их особенностей, сравнение и анализ их преимуществ и негативных сторон, изучение факторов, влияющих на выбор той или иной формы интеграции компаний.
Основная задача, рассматриваемая в данной работе - обнаружение наиболее характерных черт у форм интеграции компаний, с точки зрения практики и теории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЯ, ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ……….5
1.1 Особенности характера и типичные задачи хозяйственных объединений……………………………........................................................................5
1.2 Формы объединения предприятий на современном этапе развития экономики и цели их объединения……………………………………………………………..........7
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФОРМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ…………………………………………………...............15
2.1 Формы и механизмы интеграции предприятий России, реализуемые в настоящее время……………………………………………………………………....15
2.2 Контроль над интеграцией предприятий - как одна из проблем развития современной экономики………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………......30

Вложенные файлы: 1 файл

Формы объединения предприятий и особенности их реализации в РФ (1).docx

— 81.88 Кб (Скачать файл)

Российское законодательство до сегодняшнего дня не выработало единой терминологии для характеристики объединений (это и объединения коммерческих организаций, аффилированные лица, взаимосвязанные организации, группа лиц,).

Большое внимание  в проекте закона о холдингах уделяется определению холдингового отношения. Отсюда главный акцент  должен быть направлен на выявление общих признаков холдинговых отношений.

Холдинговые отношения характеризуются как  частными, так и общими моментами.

Частные моменты обусловливаются правовым статусом отдельно взятых  субъектов. До 2002 года видом холдинговых отношений являлись закрепленные в Гражданском кодексе РФ отношения между унитарным предприятием-учредителем и дочерним предприятием. В настоящее время, к холдинговым отношениям можно отнести отношения между основным и дочерним обществами (ст. 105 ГК РФ), зависимым и преобладающим (участвующим) обществами (ст. 106 ГК РФ).

  К общим следует отнести применение к ним положений ч.3 ст. 56 ГК РФ о том, что в случае, когда банкротство юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иначе могут определять его действия, на таких лиц, в случае недостаточности имущества юридического лица, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Рассмотрим подробнее отношения между основным хозяйственным обществом и товариществом (далее – основным обществом) и дочерним обществом (ст. 105 ГК РФ). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются исключительно к указанным видам коммерческих организаций.

 Данные отношения  могут иметь следующие основания:

а) договор, заключенный между основным и дочерним обществом. В этом случае законодатель прямо указывает стороны договора Приобретение же обществом, например, по договору купли-продажи, пакета акций, у акционера другого общества, следует, видимо, отнести к другим обстоятельствам

б) преобладающее участие основного общества (товарищества) в уставном капитале дочернего.

        в) другие обстоятельства.

Вне зависимости от того, какие цели преследует основное общество, оказывая влияние на принятие решения дочерним, холдинговые отношения признаются существующими. В постановлении от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» говорится, что взаимоотношения двух хозяйственных обществ могут рассматриваться как взаимоотношения основного и дочернего общества, в том числе и применительно к отдельной конкретной сделке, в случаях, когда основное общество (товарищество) имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, либо давать обязательные для него указания.

Также различается ответственность основного общества. Наряду с субсидиарной ответственностью, возникающей во всех холдинговых объединениях (ч.3 ст.56 ГК РФ), ст. 105 ГК РФ устанавливает особый вид ответственности между основным и дочерним обществом. Так, основное общество, которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает также с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

Отношения зависимости, предусмотренные ст. 106 ГК РФ. Являются  другой формой холдинговых правоотношений. В соответствии с ч.1 статьи хозяйственное общество признается зависимым, если преобладающее общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Осуществление управления обусловлено наличием у преобладающего общества не менее 20 % уставного капитала (голосующих акций) зависимого общества. Сделанный законодателем акцент на указанные основания «зависимости» разрешает допускать возможность одновременной квалификации отношений между обществами как между основным – дочерним, и преобладающим – зависимым. Законодателем ограничен субъектный состав отношений зависимости.

Антимонопольное законодательство объединяет лиц, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции уставного капитала юридического лица и само юридическое лицо термином «аффилированные лица».

Обязанности на ООО официально публиковать сведения о подобных отношениях является последствием «зависимости». Согласно ст. 93 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусматривается ответственность за непредставление либо несвоевременное предоставление данной информации для аффилированных лиц акционерных обществ. Имеются ограничения на совершении сделок с аффилированными лицами.

Участие акционерного общества в холдинговом объединении влечет следующие правовые последствия:

  1. Особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами.
  2. В случае приобретения более 20 процентов голосующих акций, общество обязано  незамедлительно опубликовать сведения об этом.
  3. Обязанность акционерного общества (кроме кредитной организации) раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об аффилированных лицах.
  4. Обязанность вести учет и представлять отчетность об аффилированных лицах.

О значении интегрированных структур, созданных как объединения основного и дочернего либо участвующего и зависимого предприятий, свидетельствует анализ распределения собственности в промышленности между предприятиями, имеющими дочерние и зависимые общества и «изолированными» предприятиями. В соответствии с исследованиями данное соотношение составляет 98% и 2% соответственно. Имеется анализ стратегии приватизированных предприятий при выборе форм интеграции, в соответствии с которым:

1. Вхождение  предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемых заново (17 %).

2. Формирование  горизонтальных объединений (35 %).

3.Самостоятельный путь развития и сохранение независимости. (43 %).

Как следует из представленных данных, преимущество было отдано горизонтальной форме интеграции, что оставляло предприятиям право на самостоятельность. 

Финансово-промышленные группы (ФПГ). Становятся универсальной формой объединения, допускающей существование как вертикальных так и горизонтальных связей. Первым нормативно-правовым актом, регулирующим создание и деятельность ФПГ в России, был Указ Президента РФ № 2096 от 5 декабря 1993 года «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации», которым утверждалось Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания. Под ФПГ понималась зарегистрированная в соответствии с Положением группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено в порядке и на условиях, предусмотренных Положением.

ФПГ создавались как по инициативе предприятий, так и по инициативе Правительства РФ. Основывалось само объединение двумя способами: как на договорной основе, так и на основе консолидации одним предприятием пакетов акций других участников. Было отмечено немало ограничений, содержащихся в Указе, а также в законодательстве о приватизации, которые зачастую нивелировали действие Положения о ФПГ.

Принятие Указа позволило разработать и принять ряд  нормативных актов, развивающих его положения, а также создать специальные органы в этой сфере. Так, в целях «содействия своевременной организации в Российской Федерации и государствах – участниках СНГ саморазвивающихся в условиях рыночной экономики межведомственных, межрегиональных и межгосударственных акционерных промышленных компаний и финансово – промышленных групп» создается Межведомственная комиссия по содействию организации акционерных промышленных компаний и финансово – промышленных групп, Положение о которой утверждается Распоряжением Совета Министров – Правительства РФ от 25 августа 1993 г. № 1536-р. Основной деятельностью Межведомственной комиссии стало участие в разработке Программы содействия формированию финансово-промышленных групп, утвержденной постановлением Правительства от 16 января 1995 г. № 48 «О Программе содействия формированию финансово-промышленных групп».

             Результаты глубокого анализа промышленной сферы приводятся в Программе, и на их основе подтверждается необходимость создания ФПГ. В связи с этим разработана теоретическая база создания финансово-промышленных групп как формы объединений предприятий: представлена классификация финансово-промышленных групп, перечислены варианты центральных компаний, предложены основные критерии объединения.

Позднее на смену Указу приходит Федеральный Закон от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». В соответствии с ним, под ФПГ понимается «совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создания новых рабочих мест».

Нормы Закона о ФПГ закрепляют два способа создания данного объединения.

  1. Интеграция самостоятельных юридических лиц посредством договора о создании ФПГ.
  2. Признание финансово-промышленной группой совокупности хозяйствующих субъектов, объединенных как основное и дочернее общество.

Проведенная практика формирования ФПГ говорит о приоритете в использовании первого способа создания, которые, на наш взгляд, подтверждается следующими факторами:

  1. Ограниченный перечень, в силу ст. 105 ГК РФ, возможных организационных форм предприятий – потенциальных участников ФПГ.
  2. Существующее холдинговое объединение имеет зачастую организационные и материальные возможности реализации собственных интересов, без дополнительного приобретения статуса ФПГ. Стимулом же реализации достаточно сложного в организационном плане процесса приобретения статуса ФПГ могут выступать меры государственной поддержки, которые носят, в подавляющем большинстве случаев, декларативный характер.

  Анализ вариантов создания ФПГ  приводит к выводу, что результатом  первого способа становится – формирование объединения  ''горизонтального типа'', характеризующееся договорной основой, а результатом второго становится возникновение объединения ''вертикального типа'' (холдинга), имеющего в основании имущественное участие в уставных капиталах.

 

 

2.2. Контроль над интеграцией предприятий - как одна из проблем развития современной экономики

Интеграция может ставить перед предприятиями как стратегические, так и тактические цели, что отражается на структуре организации объединения. Если несколько предприятий решат упрочнить свои позиции в конкретной отрасли производства, то это может повлечь за собой их объединение в рамках одной компании, имеющей право оперировать всеми активами участников интеграции. Осуществление краткосрочного проекта может быть оформлено созданием отдельного юридического лица, которое пользуется  на  разных основаниях (вклад в уставной капитал, аренда, концессионные соглашения) активами объединяющихся предприятий, либо без его создания, используя лишь различные договоры, например, договор простого товарищества.

         Эти способы можно условно разделить на два вида: способы, связанные с изменением организационно-правовых форм интегрирующихся предприятий (слияние, присоединение юридических лиц), и способы, не связанные с такими изменениями (создание финансово-промышленной группы, участие в создании нового юридического лица, использование договоров о совместной деятельности).

        Различие характеристик объединяющихся предприятий ведет к различным методам правового регулирования интеграции. Так, специальные нормы касаются слияния и присоединения кредитных организаций.4 Ограничение на состав учредителей предприятий и объединений, зависит от вида их деятельности.

        Если учесть размах, который может приобрести деятельность объединившихся предприятий, то к функциям государственного регулирования в этой сфере, помимо законодательной, будет относиться и государственный контроль5. Вышеуказанный контроль над процессом интеграции может проводиться в рамках общего контроля за работой предприятия (налоговые проверки, бухгалтерская отчетность, судебная защита прав учредителей, юридических лиц, противодействие экономическим преступлениям и др.) , а также в особых формах (антимонопольное регулирование). 

           Вместе с государственным контролем существуют формы контроля со стороны частных лиц, интересы которых затрагиваются интеграцией предприятий. В качестве примеров можно назвать компетенцию органов юридического лица на принятие решения о его участии в конкретных видах объединений предприятий, полномочия кредиторов юридического лица при его реорганизации (ст. 60 ГК РФ) и др. Здесь, в случае нарушения, возможно использование способов защиты гражданских прав (ст. 11, 12 ГК РФ). Необходимо отметить, что пренебрежение граждан своими правами защиты, приводит к  невозможности получить гарантированную защиту со стороны государства. Инициатором такой защиты может выступать прокурор в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

          Основной целью государственного контроля является проверка выполнения объединяющимися субъектами положений законодательства. Эти положения включают правовые нормы различных институтов и отраслей российского права. Интеграция напрямую связывает публичные и частные интересы в рамках национальной и мировой экономики, поэтому отдельные пункты следует признать элементами международной правовой системы. 

           Широта правовых норм, определяющих правила проведения интеграции, указывает на невозможность рассмотрения государственного контроля в этой сфере только как авторитарную деятельность антимонопольных органов. Таким образом, является преступлением принуждение собственника к вступлению в сделку, целью которой будет установление контроля над его предприятием. Присоединение юридического лица может преследовать цели его уклонения от административной ответственности, что прописано законодателем при принятии нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 2.10). А также Уголовным кодексом РФ (ст. 178) запрещен Ряд действий, направленных против конкуренции.

Информация о работе Формы и механизмы интеграции предприятий России, реализуемые в настоящее время