Фри́дрих Ви́зер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:26, реферат

Краткое описание

Фри́дрих Ви́зер (нем. Friedrich von Wieser), 10 июля 1851, Вена — 22 июля 1926, Санкт-Гильген) — экономист, представитель австрийской школы в политической экономии. В следствии раннего образования в области социологии он, вкупе со своим коллегой, другом детства и шурином Ойгеном фон Бем-Баверком, стал видным и ведущим членом ранней австрийской школы Карла Менгера. Вошел в историю экономической науки тем, что дал яркие имена и запоминающиеся формулировки многим идеям маржинализма.

Содержание

1.Введение...................................................................................3
2.Биография.................................................................................3
3. Основные теории, учения, книги.............................................6
4. Заключение.............................................................................14
5. Список используемой литературы..........................................17

Вложенные файлы: 1 файл

Фри́дрих Ви́зер.docx

— 56.76 Кб (Скачать файл)

      Визер использовал тот же метод абстракции, что и Менгер; в своей аргументации он также прибегал к рассуждениям по методу "в случае, если", и, определяя теоретические проблемы, он точно так же оперировал категориями, которые выражали скорее сущность стоимости, чем реальное поведение человека. И тем не менее в работе Визера имеются такие действительно привлекательные черты, которых нет ни у Менгера, ни у Бем-Баверка. Визер высказывал серьезные сомнения по поводу методологических споров Менгера с представителями исторической школы, такие споры он считал не слишком плодотворными. В его произведениях вскоре обнаружилась более широкая социальная перспектива. Поэтому не явилось неожиданностью заявление Визера о том, что его экономическая теория подготовила его к историческим и социологическим исследованиям. Работа "Общественное хозяйство" представляет собой обширное экономическое и социологическое исследование, посвященное развитию современного капитализма, а в книге "Das Gesetz der Macht" Визер полностью подчиняет экономическую теорию политическому анализу. Мысль о том, что основу общественной науки образуют действия безымянной массы, побудила его искать для этих проблем свой метод исследования, не похожий на те, которые используются в естественных науках. Визер признавал, что его концепция не является совершенно точной, однако, как он утверждал, этого и следовало ожидать. Более того, такое ее свойство даже может оказаться преимуществом, так как благодаря этому исследователь (который, по словам Визера, сам является составной частью рассматриваемой ситуации) получает возможность проникнуть во внутреннее содержание общественных явлений. Дело в том, писал Визер, что экономическая теория следует эмпирическому методу, хотя на первый взгляд она представляется исключительно дедуктивной наукой. Это эмпирическая наука, исследующая типичные явления. В соответствии с этим должны быть выделены самые обычные, наиболее часто повторяющиеся аспекты поведения, с тем чтобы воссоздать с их помощью своеобразный "идеальный" тип. Визер без колебаний использовал этот метод, по крайней мере в более специальных разделах теории. Его экономический человек - это практически автомат, который без устали преследует лишь одну цель, благодаря чему он совершенно избавлен от ошибок. Но Визер понимал, что речь идет просто об абстракции, пригодной лишь для аналитических целей.

       

      Центральной идеей в экономической теории является полезность, которая пронизывает  все явления, в том числе деньги и, разумеется, частную собственность. В своей работе "Общественное хозяйство" Визер показал, наконец, как в результате установления равновесия между силами конкуренции и государственным регулированием потребовалась модификация классических понятий частной собственности. Таким путем он устанавливал связь между теорией и политикой; использованные им методы анализа должны были привести от абстракции к практической хозяйственной деятельности. Однако Визер не достиг полного успеха, и как он ни старался применить понятие предельной полезности к процессам, происходящим в масштабах всего общества, он все же не смог произвести такой эффект, на который, по-видимому, рассчитывал.

      Книга "Ursprung", которая была подготовлена на основе ранней работы, представляет собой как бы предварительное изложение основных идей Визера. Менгер по существу не смог сколько-нибудь эффективно распространить теорию полезности на сферу производства и распределения. Поэтому проблемой использования этой теории, и в частности разработкой идей об издержках альтернативных возможностей и о вменении стоимости, предстояло заняться Визеру. Хотя мысли Визера по этим вопросам содержались уже в работе "Ursprung", в завершенном виде они были опубликованы в книге "Естественная стоимость", изданной в 1889 г. На протяжении последующих двадцати пяти лет эта книга служила изложением теоретических взглядов Визера в наиболее определенной форме. В самой книге "Ursprung" содержится теория использования ресурсов, исходящая из неизменного количества ресурсов и заданных потребностей. В ней отмечено, что наилучшее распределение ресурсов достигается в том случае, когда при всех возможных способах использования факторов производства каждая их единица приносит одинаковый доход. Крупный запас ресурсов может быть использован для удовлетворения более широкого круга потребностей, включая и менее важные из них . Если же способность к извлечению дохода ослабляется, это может быть связано, следовательно, с уменьшающейся предельной полезностью всего запаса благ. Стоимость запаса благ определяется именно участием всех факторов в процессе производства. Полезность обусловливает стоимость последней единицы запаса; однако стоимость - это издержки производства товара, в основе которых лежит заранее предполагаемая полезность. Выдвинув эту мысль в книге "Ursprung", Визер тем самым приблизился к идее издержек альтернативных возможностей. Исходя из этого, он смог уже без большого труда развить теорию родственных благ - тех продуктов, при изготовлении которых использовался по крайней мере один общий фактор производства. Родственные блага, писал Визер, обмениваются друг на друга в таких пропорциях, "в которых соотносятся между собой затраты общего фактора производства, требующиеся для их изготовления" .

      В книге "Естественная стоимость" Визер снова отметил, что в основе хозяйственной деятельности лежит полезность; вместе с тем он подчеркнул существенную роль, которую играет фактор редкости, утверждая, что имеющиеся в избытке блага не обладают стоимостью. Потребности, удовлетворяемые с помощью благ, должны быть расположены в определенном порядке в соответствии с законом убывающей полезности Госсена. В этом месте Визер все же замечает, что возможны как дискретная, так и непрерывная шкалы полезности . Это соображение имело важное значение; помимо того, что оно подчеркивало различия между Визером и Менгером в вопросе об определении величин вмененной стоимости, он" являлось гораздо более реалистичным в сравнении с предположением о непрерывных бесконечно малых изменениях, которое подразумевалось как у Джевонса, так и у Менгера. В книге I понятие благосостояния определялось в примечании следующим образом: "Принцип хозяйственного использования тех благ, которые могут найти различное применение,. состоит, таким образом, не в том, что мы должны в каждом случае обеспечить одинаковую и возможно более низкую предельную полезность, а в том, что при всяком использовании данного блага достигается возможно более низкая предельная полезность, и каким либо другим способам использования при этом не наносится ущерб, связанный с утратой более высокой полезности" . Однако в отличие от книги "Ursprung" в этой работе Визер доказывал, что блага должны распределяться между различными формами их использования таким образом, чтобы прежде всего удовлетворить важные потребности, следовательно, тем самым,. по-видимому, нарушается принцип равной предельной полезности.

      Проявляя  гораздо более глубокое понимание  вопроса по сравнению с другими  представителями маржиналистской  теории, Визер ясно показал, что понятие предельной полезности может относиться лишь к единичному акту использования блага. Предметы питания потребляются в совершенно одинаковом количестве изо дня в день, и тем не менее по результатам последней еды можно судить о роли, которую" играет удовлетворение этой потребности, писал он,- каждый день, в любой момент. К сожалению, Визер не стал далее развивать эту мысль, хотя она могла бы подсказать ему альтернативные варианты маржиналистской теории. Производство в конце концов приспосабливается к периодическому удовлетворению потребностей, причем нужды, которые предстоит удовлетворить в недалеком будущем, оказывают серьезное воздействие на текущие потребности. Такие рассуждения по существу закладывали основы теории Бем-Баверка. Теория предельной полезности может дать ответ на вопрос об установлении цен, но если не использовать тезис Визера о периодически повторяющихся процессах потребления, то трудно создать теорию производства.

      Цена  является не только выражением полезности, она к тому же выступает в качестве средства установления равновесия между  потребительной стоимостью и меновой  стоимостью денег. Хотя у Визера встречается упоминание о ценах, с помощью которых можно резервировать товар, равновесие устанавливается тогда, когда в рыночном торге могут принять участие предельные покупатели . Визер признавал, однако, что на местоположение такой точки равновесия могут оказать влияние различия в доходах - наблюдение, мимо которого впоследствии часто проходили представители маржиналистской теории. Меновая стоимость превращалась в такое свойство, которое придается благу антиципируемым актом обмена, тем самым сохранялась психологическая основа теории . Когда Визер рассматривал "объективную" стоимость, он говорил о двух понятиях стоимости, различающихся по сфере охвата. Субъективная стоимость представляет собой атомистическое понятие, которое позволяет установить определенную шкалу внутри "индивидуального хозяйства". Но содержание этого понятия изменяется, когда субъективная стоимость оказывается вовлеченной в процесс взаимодействия цен. В таком случае она становится объективной стоимостью - определенной ценой, и хотя эта стоимость не обязательно отражает оценку благ с точки зрения общества, она представляет собой, как писал Визер, общественное явление . Цена в таком смысле слова легла в основу общественной экономики, описанной в последующей работе Визера "Общественное хозяйство", - экономики, в которой индивидуумы оказываются связанными между собой механизмом обмена.

      В этом месте Визер едва касается понятия общественных отношений, которое с такой исключительной целеустремленностью использовал Маркс. В первое время казалось, что интерес Визера к социальным вопросам выведет его на путь исследования экономических проблем в более широком плане. Однако в действительности дело обстояло не так, потому что в своей исследовательской работе он неоднократно возвращался к субъективистскому методу исследования. Визер допускал, что экономика, построенная на принципах индивидуализма, оставляет желать лучшего и что можно увеличивать стоимость товаров, делая их более редкими. Тем не менее он отвергал всякие утверждения о том, что в связи с этим общество нуждается в реорганизации; Визер полагал, что правительство, находящееся у власти, может осуществить необходимые корректирующие мероприятия . И все же такие рассуждения свидетельствуют о том, что в поле зрения Визера находился широкий круг социальных вопросов, а его интерес к экономическим проблемам выходил за пределы теории полезности - этот аспект его мышления старательно обходит большинство комментаторов . Визер со всей определенностью писал о том, что производство может вестись лишь с целью увеличения богатства. "Вместо того чтобы производить предметы, которые обладают наибольшей полезностью,- указывал он,- изготовляются такие предметы, за которые станут платить больше денег" . Далее Визер отмечал, что при покупке обычных благ, таких, как хлеб, богач и бедняк оказывают одинаковое влияние на цену; однако чем больше избыточные средства, находящиеся в распоряжении богатых, тем шире они прибегают к покупке предметов роскоши и тем сильней искажается структура производства . В рациональном и органическом обществе естественная стоимость легко различима. Но к сожалению, она слишком легко искажается в результате обмана, насилия и случайных обстоятельств.

      В третьем томе книги "Естественной стоимости" Визер развивает свою знаменитую идею о том, что вмененная стоимость служит основой при установлении стоимости производственных благ. Совокупность факторов производства он пытался рассматривать как действующий коллективный институт (going concern), в сравнении с формулировкой Менгера это знаменовало определенный прогресс. Представление о том, что производственные блага получают свою стоимость от стоимости товаров, изготавливаемых с помощью этих благ, является удовлетворительным до тех пор, пока речь идет об оценке всей совокупности факторов производства; но такой подход не дает ответа на вопрос о том, как оценить каждый из факторов производства в отдельности. Данная проблема предполагает, конечно, использование понятия альтернативных издержек. Это не просто вопрос дефиниций, а скорее фундаментальный вопрос максимизации. Вполне естественно, что для его решения нужно предположить наличие неизменного запаса благ и ресурсов. Любопытно в этом отношении следующее побочное замечание Визера: отношение между стоимостью продуктов и стоимостью средств их производства может нарушаться вследствие того, что изменяется степень важности личных потребностей, удовлетворяемых с помощью готового продукта, здесь убедительно показаны различия между персональным и функциональным распределением доходов. Функциональное распределение заключает теоретический аспект проблемы распределения, оно может быть искажено и представлено в ложном виде вследствие действия таких факторов, как отношения собственности, наследование имущества и тому подобное.

      Теория  вменения, или Zurechnung, в действительности являлась теорией распределения, потому что она пыталась объяснить, как различные факторы производства участвуют в распределении конечного продукта. Визер отказался от Менгерова принципа исключения, при котором стоимость единицы фактора производства измерялась потерей продукции в том случае, когда эта единица изымается из процесса производства; вместо него использовалось понятие участия в производстве. Пытаясь сделать свой подход более реалистичным, Визер рассматривал дискретные изменения. Он доказывал, что если следовать формулировке Менгера, то в результате сумма, подлежащая распределению, окажется больше, чем весь продукт. Ошибка здесь проистекала из того, указывал Визер, что Менгер не понимал следующей зависимости: исключение единицы одного из факторов производства может оказать неблагоприятное влияние на производительность остальных факторов. Здесь предполагается, что изменения в размерах используемых факторов производства не могут быть непрерывными - подобные представления Визера впоследствии подверглись резкой критике . И все же многие из этих критиков не смогли понять, что описанные взгляды Визера отражали его искреннее стремление сделать свою теорию реалистичной.

      Однако  с математической точки зрения, как  отметил Кнут Викселль, различия между представлениями Менгера и Визера, по-видимому, невелики. В условиях свободной конкуренции доля в доходах, приходящихся на любую совокупность средств производства, должна быть, как писал Визер, примерно одинакова при всех возможных формах их хозяйственного использования . "Участие в производстве", о котором писал Визер, в таком случае можно трактовать просто как обычные доходы, выплачиваемые различным факторам производства. Тем не менее содержание одного из положений, следовавших из теории Визера, по-видимому, все же осталось неотмеченным; речь идет о том, что каждое благо или каждый фактор, которые используются в качестве элемента действующего коллективного института, явно оказывают большее влияние, чем в случае, когда они используются изолированно от других факторов. И наоборот, исключение единицы благ из данного сочетания факторов производства влечет за собой некоторое уменьшение роли остальных факторов . На данный аспект теории Визера, подразумевающий понятие действующего коллективного института, долгое время не обращали внимания. Между тем это ярко свидетельствует о понимании Визером того, что индивидуальная хозяйственная деятельность не является чем-то изолированным, не связанным со всей совокупностью взаимозависимых общественных отношений.

Информация о работе Фри́дрих Ви́зер