Функции государства в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Принимая во внимание, что исследование проводится в рамках макроэкономики- науки в основном теоретической, попытаюсь сконцентрировать внимание на тех моментах, которые выделены в плане и уделить внимание задачам государства в современной экономике, понятию и классификации методов государственного регулирования, а также формам осуществления функций государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования экономической роли государства.
1.1. Роль государства в экономике страны.
1.2. Общее понятие функций государства.
1.3. Классификация функций государства.
1.4. Экономические функции государства.
1.5. Инструменты государственного регулирования экономики.
1.6. Границы государственного вмешательства.
1.7. Фиаско рынка.
1.8. Фиаско государства.
Глава 2. Особенности государственного регулирования российской экономики на современном этапе.
2.1 . Роль и место государства в механизме развития постсоциальной российской экономики.
2.2 Особенности государства в современной экономической системе.
Глава 3. Выводы и предложения по совершенствованию государственного вмешательства в российскую экономику.
3.1. Анализ выполнения функции государства в России
3.2. Прогнозы по изменению функций государства в РФ. Совершенствование государственного вмешательства в российскую экономику.

Заключение
Список использованной литературы и сайтов Интернет

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 

                                                   Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические  основы исследования экономической  роли государства.

    1. Роль государства в экономике страны.
    2. Общее понятие функций государства.
    3. Классификация функций государства.
    4. Экономические функции государства.
    5. Инструменты государственного регулирования экономики.
    6. Границы государственного вмешательства.
    7. Фиаско рынка.
    8. Фиаско государства.

Глава 2. Особенности  государственного регулирования российской            экономики на современном этапе.

    1. . Роль и место государства в механизме развития постсоциальной российской экономики.
    2. Особенности государства в современной экономической системе.

 

Глава 3. Выводы и предложения по совершенствованию государственного вмешательства в российскую экономику.

3.1. Анализ выполнения функции государства в России   

3.2. Прогнозы по изменению  функций государства в РФ. Совершенствование  государственного вмешательства  в российскую экономику.

 

 

Заключение

Список использованной литературы и сайтов Интернет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема моей курсовой работы звучит «Функции государства  в современной российской экономике». Именно эту тему я выбрала неслучайно, мотив, побудивший меня к этому выбору, заключается в более детальном  и глубоком исследовании субъективной возможности государственного вмешательства в экономику и объективной необходимости в этом вмешательстве. Давно известно, что экономика тесно переплетается с политикой,  на мой взгляд, связь между этими сферами тесна настолько, насколько глубоко государственное вмешательство, которое зачастую позволяет манипулировать экономическими процессами в часто политических целях, особенно в условиях отсутствия развитого гражданского общества и ответственности госчиновников перед народом.

Современная экономика  является высокоорганизованной, инновационно-предпринимательской экономикой впитавшей в себя опыт рыночной свободы, конкуренции и демократического порядка. В ней важное место отводится государственному влиянию.

Специфические условия российских реформ внесли большую противоречивость в вопрос оценки обществом роли и функций государства в современной экономике.

В научной литературе выделялись и продолжают существовать в этой части два диаметрально различных подхода. Первый предполагает, что чем больше экономика носит рыночный характер, тем меньше государственным институтам нужно вмешиваться в экономическую жизнь и тем слабее должен быть государственный сектор экономики. Другой подход базируется на мнении, что роль государственного регулирования должна быть преобладающей всегда: и на этапах становления рыночных взаимодействий, и там, где уже сложились самые высокоразвитые механизмы рынка.  
Существующие подходы в научной литературе относительно участия государства в рыночной экономике требуют осмысления. Важно выяснить, какое место среди них занимает влияние текущей политической конъюнктуры, а какое глубинное осознание серьезности и сложности проблемы соотношения рыночных и институциональных регуляторов экономических отношений сейчас и в будущем.

Принимая во внимание, что исследование проводится в рамках макроэкономики- науки в основном теоретической, попытаюсь сконцентрировать внимание на тех моментах, которые выделены в плане и уделить внимание задачам государства в современной экономике, понятию и классификации методов государственного регулирования, а также формам осуществления функций государства.

 

Глава 1. Теоретические основы исследования экономической роли государства.

                           1.1. Роль государства в экономике  страны.

Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны.

В своей деятельности, государство ни при каких условиях, не должно отказываться от обеспечения  внешней и внутренней безопасности, поддержки социально незащищенных слоев населения, охраны природы.1 Однако государство может усилить свою роль в промышленности и в сельском хозяйстве (вплоть до частичной денационализации приватизированных предприятий), сосредоточить в своих руках больше денег. Может и произойти противоположное: можно продолжить приватизацию, прекратить государственную финансовую поддержку неэффективных производств и отраслей, проводить жилищно – коммунальную и другую реформы, которые освободят государство от неоправданных и неэффективных финансовых затрат, оставить в распоряжении меньшую часть денежной массы. Государство должно следить за своим экономическим ростом. Под этим экономическим ростом обычно понимают увеличение реального дохода в экономике (ВНД, ВВП или НД), а также рост реального выпуска в расчете на душу населения. Растущая экономика обладает большой способностью удовлетворять новые потребности общества и позволяет решать социально – экономические потребности внутри страны и на международном уровне. В странах с высокими темпами экономического роста, как правило, отсутствует проблема безработицы. Экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов. Таким образом, экономический рост способствует реализации поставленных экономических целей. Необходимо знать функции государства в экономике страны, чтобы увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества, научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях, а также функциональный подход служит целью совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

                           1.2. Общее понятие функций государства.

Функции государства  – это  основные направления деятельности государства по реализации стоящих  перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, групповой, так и общесоциальной его сущностью и назначением, но еще является механизмом воздействия на общественные процессы, т.к. выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно с помощью проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования социальных связей воздействует на состояние общественных процессов.2 Это практическая деятельность государства, имеющая предметно – политический и социальный характер, социальное направление деятельности внутри или вне государства. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации, они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в государственных целях, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, изменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

Функции государства  формируются под воздействием целей  и задач, обусловленных экономической  и политической структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа. Поэтому функции государства постоянно присущи ему на протяжении всего исторического его существования. Содержанием каждой функции государства является предмет ее деятельности, что показывает, какие средства используются для достижения той или иной цели.

В деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Соотношение  классового и общесоциального в  государстве позволяет сделать  вывод о том, что следует различать  государства с преимущественно  классовыми и преимущественно общесоциальными (демократическими) функциями, для этого выясняют не только направление деятельности государства, но и социальное назначение государства. К функциям государства, которые вытекают из любого общества, относятся все направления деятельности государства по поддержанию естественных условий существования этого общества, которые предполагают деятельность как внутреннюю, так и внешнюю. По мере развития общественных отношений, повышения производительности и качества труда, объединение населения, сущность государства постепенно меняется, что проявляется в первую очередь в изменении его функций.

        1. Классификация функций государства.

В познании государственно – правовых явлений и процессов  в теории государства и права  используется метод классификации, потому что без этого метода упорядочить и сопоставить государственно – правовые процессы и явления невозможно. В научных и практических целях функции государства делятся по разным критериям:

  1. По времени действия они делятся на постоянные, которые реализуются государством на протяжении всех этапах его существования и временные, появление которых вызвано определенными условиями общественного развития, а прекращение – их исчезновением.
  2. По сферам политической направленности они могут быть внутренними, которые представляют деятельность государства внутри страны и определяют его роль в жизни данного общества и внешними, т.е. деятельность государства за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, потому что внешняя политика во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.
  3. По сферам общественной жизни функции делятся на экономические, социальные, политические, духовные.
  4. Функции государства могут делиться еще на основные и неосновные. Это деление весьма условное, т.к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Но у государства есть возможность определения на разных этапах приоритетных  направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления для государства становятся основными.
  5. По принципу разделения властей функции делятся на законодательные (правотворческие), правоохранительные, в том числе судебные и информационные. Особенность этой классификации в том, то, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, которая связана с законодательной (представительной), исполнительной и судебной. Но, тем не менее, эта классификация довольно часто используется в научных и практических целях.

Информационную  функция характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации. Эта функция имеет  свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение.3 Особенность этой функции в том, что она различными способами воздействует на общество: целенаправленная информированность населения, а иногда манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти всего государства. Эта классификация функций, опирающаяся на разделение властей, не у всех ученых – юристов вызывает признание. Они считают, что происходит смещение функций государства и государственной власти.

        1. Экономические функции государства.

Во второй половине XX столетия в число основных функций развитых стран вошла экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между ее отдельными отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т.е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, который сосредотачивает в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономику в масштабе всей страны.

Экономическая функция государства имеет антикризисную  направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей  интересы производителей и потребителей.4 Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей т.д. Экономическая функция государства относится к внутренним функциям, она является основной и общей для всех органов государства и присуща каждому его звену, по продолжительности сферы своего воздействия она является постоянной. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают равенство и независимость, как производителей, так и потребителей социальных благ.  Существуют два основных экономических метода государственного регулирования:

  1. Определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;
  2. Создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Информация о работе Функции государства в современной российской экономике