Функции государства в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Принимая во внимание, что исследование проводится в рамках макроэкономики- науки в основном теоретической, попытаюсь сконцентрировать внимание на тех моментах, которые выделены в плане и уделить внимание задачам государства в современной экономике, понятию и классификации методов государственного регулирования, а также формам осуществления функций государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования экономической роли государства.
1.1. Роль государства в экономике страны.
1.2. Общее понятие функций государства.
1.3. Классификация функций государства.
1.4. Экономические функции государства.
1.5. Инструменты государственного регулирования экономики.
1.6. Границы государственного вмешательства.
1.7. Фиаско рынка.
1.8. Фиаско государства.
Глава 2. Особенности государственного регулирования российской экономики на современном этапе.
2.1 . Роль и место государства в механизме развития постсоциальной российской экономики.
2.2 Особенности государства в современной экономической системе.
Глава 3. Выводы и предложения по совершенствованию государственного вмешательства в российскую экономику.
3.1. Анализ выполнения функции государства в России
3.2. Прогнозы по изменению функций государства в РФ. Совершенствование государственного вмешательства в российскую экономику.

Заключение
Список использованной литературы и сайтов Интернет

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)
        1. Границы государственного вмешательства

Границы государственного вмешательства в экономику –  это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции  и требуется срочное вмешательство  государства. Границами могут быть:

– правильная организация  денежного обращения;

– предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять  потребности через спрос, которые  выражаются в денежной форме. Однако не все потребности можно измерить в деньгах и превратить в спрос. Этими потребностями являются услуги коллективного использования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т.д.

– устранение государством последствий внешних эффектов. В  процессе рыночного производства и  потребления могут возникать  дефекты, не имеющие денежного выражения  и не фиксируемые рынком. Эти эффекты  нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции, выполняемые  государством по организации денежного  обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Следовательно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, т.к. в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

В реальном конкурентном рынке  есть новые области экономической  жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым  более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику.

        1. Фиаско рынка.

При обосновании  необходимости государственного вмешательства  в экономику, как правило, используют теорию фиаско рынка. Признавая преимущества рыночной экономики, экономическая наука вынуждена признать, что рыночная система не справляется с решением целого ряда проблем или решает их недостаточно эффективно.

Фиаско рынка – ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль государства заключается в том, чтобы корректировать подобные рыночные «провалы». При этом каждый тип фиаско предполагает определённый тип государственного вмешательства.

Рынок, представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические  задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда и не во всех случаях. Как известно, существуют экономические проблемы, которые принято называть фиаско (провалы, несостоятельность) рынка. Это такие ситуации, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределить ресурсы.

Почему же рынок  не может обойтись без вмешательства государства? Рынок, по своей сути – анархия высшего порядка, то есть саморегулирующаяся анархия. Управляющей системой рыночного механизма   является   свободная конкуренция. Но в некоторых случаях сил одной конкуренции  недостаточно  для синхронизации всех рыночных  процессов.  Возникающий  дисбаланс  расшатывает саморегулирующий механизм (примером может служить “Великая  депрессия”  30-х годов), и если не устранены причины сбоя, рынок терпит крах, или,  выражаясь экономическими терминами, фиаско.

Существует  несколько факторов возникновения  фиаско рынка:

1)Внешние эффекты.

Они заключаются  в неспособности рынка обеспечить  передачу  информации о редкости в форме цен. Для того чтобы  рынки успешно функционировали,  цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или  иных  товаров или  услуг.  Обыкновенно  цены   отражают   хотя   бы   примерную   величину альтернативной стоимости.  Производители  товара  или  услуги  в  нормальной ситуации  должны  получить  цену,  по  крайней  мере,  равную  альтернативной стоимости.  В противном случае  они   просто   не   захотят   осуществлять предложение этого товара  на  рынке.  Однако  возникают ситуации,   когда действия производителей (или потребителей) оказывают воздействие на  третьих лиц, то есть на людей,  не  являющихся  в этой  сделке  ни  продавцами,  ни покупателями.  Эти эффекты,  направленные  на  третьих лиц,  и никак   не отражаемые в ценах, известны под названием внешних  эффектов.  Классическим примером внешних эффектов является загрязнение  окружающей  среды.  Если  не принимать его во  внимание,  как  ограниченный  фактор  производства,  и  не включать в  цену  товара,  при  производстве  которого  она,  так или иначе пострадала, то в скором времени мы столкнемся с ее невосполнимым дефицитом.

2) Общественные  блага.

Обычно товары и услуги обладают двумя общими свойствами:

. Лицо, осуществляющее  предложение, может решить, что  одним людям оно будет предлагать  свой товар,  а  другим  –  нет,  -  это  называется  свойством исключения.

.  Использование   единицы  товара  одним  лицом   ограничивает   возможность использования   товара  другими  лицами,  -   это   называется   свойством  соперничества.

Однако ряд  товаров не обладает свойствами исключения и  соперничества. Их называют общественными благами. Не обладающие  свойствами  исключения, они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их сразу всем другим. Не обладающие  свойством  соперничества,  они,  будучи однажды предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены  другим,  без каких-либо дополнительных затрат. Наверное, в самом чистом виде  примером общественных благ является национальная оборона. Если какая  либо  группа людей заплатила за оборону страны, все остальные не захотят делать взносы в то, чем можно пользоваться, но за что  можно  и  не  платить  (проблема “зайцев”). Поэтому все захотят стать “зайцами” и национальная оборона  не

будет профинансирована вообще.

3) Недостаточная  конкуренция.

В случае, когда  проявляются пагубные  внешние  эффекты,  фиаско  рынка, происходит из-за того, что цены падают  ниже  альтернативных  стоимостей.  В тех же случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция,  фиаско  рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. Примером такого  случая может служить монополия.  В  условиях  недостаточной  конкуренции  монополия может неоправданно завышать цены, делая упор не на количество продаж,  а  на проданную  цену.  В  таких  случаях  возможно  неоправданное  использование, вплоть до истощения, ограниченных факторов производства.

4) Гиперинфляция.

При высоком  уровне  инфляции  (так  называемой  гиперинфляции)  крайне затрудняется прогнозирование  хода  экономического  развития.  Экономические структуры, такие, как домохозяйства и фирмы,  теряют  рыночные  ориентиры,  и наступает  фиаско  рынка.  То  же  самое  происходит   и   при   циклической безработице.

        1. Фиаско государства.

Государственному  воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства.

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

ограниченность, ненадежность или сознательное искажение  информации, необходимой для выработки  того или иного курса;

несовершенство  политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

наличие мощного  бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

неспособность государства полностью предусматривать  и контролировать последствия принятых им решений;

наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться  фиаско государства. Поэтому, осуществляя  те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

Cледует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике - не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной "медали" - смешанной экономики.

 

Глава 2. Особенности  государственного регулирования  российской            экономики на современном этапе.

    1. Роль и место государства в механизме развития постсоциальной российской экономики.

Начало нового тысячелетия стало для России точкой отсчета государственного возрождения, связанного с переосмыслением после  десятилетия неопределенности и  утраты международного влияния своего нового места в мире. Поиск сопровождается спорами политиков и экспертов по поводу роли государства в новых исторических условиях, о путях обретения былого величия Российского государства.

Исследователи выделяют различные этапы в становлении  современного российского государства. Так, О.Смолин выделяет четыре основных периода в социально-политическом процессе, в результате которых произошло формирование новой российской государственности: реформистский (апрель 1985 г. – август 1991 г.); революционный (август 1991 г. – август 1996 г.); постреволюционный (август 1996 г. – декабрь 1999 г.); период стабилизации и реформирования постреволюционного политического режима (январь 2000 г.)

В качестве отправной  точки для периодизации становления  современного российского государства  можно выделить 12 июня 1990 г., когда Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. Правда, это была всего лишь декларация, не имеющая юридических последствий, однако ее принятие означало потенциальную возможность в случае определенных обстоятельств создать свою государственность.

Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е.Гайдар, А.Чубайс, А.Шохин и др.) стремились вытеснить государство, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов и вызвать соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны. В политической сфере он был ознаменован противостоянием Верховного Совета и президента, роспуском Съезда народных депутатов и прекращением деятельности советской власти.

На третьем  этапе (1994-1998 гг.) выявилась иллюзорность намерений реформаторов ограничить вмешательство государства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствовал о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия как для государства, так и для общества.

Четвертый этап (сентябрь 1998 г. – декабрь 1999 г.) был ознаменован сменой правительства, которое возглавил Е.Примаков, заявивший о необходимости корректировки курса реформ.

Основная цель этой корректировки - повысить роль государства в реформировании российского общества и, прежде всего, его экономики. Это было необходимо для повышения эффективности реформ в интересах всего общества, а не номенклатурно-олигархических кланов.

Пятый этап (2000-е - середина 2008 г.) начался с приходом к власти В.Путина и характеризуется усилением вертикали власти, повышением роли государства в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы. Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической сфере, государство проводит активную социальную политику путем перераспределения ресурсов в пользу проигрывающих слоев общества (бюджетники, пенсионеры, молодежь). Политические преобразования носят в значительной степени авторитарный характер, но не вызывают резких протестов основной части общества. Президентом определен курс на создание сильного государства посредством проведения эффективной экономической политики при реализации принципа верховенства права. В своих президентских посланиях глава государства акцентирует внимание на взаимосвязи сильного государства и защиты гражданских, политических и экономических свобод. Усиление государства связывается с достижением эффективности во всех сферах жизнедеятельности общества.

Информация о работе Функции государства в современной российской экономике