Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:16, курсовая работа
Экономические и политические реформы, проводимые в нашей стране, привели к изменению в подходах к здравоохранению как важнейшему социальному институту. Активное вторжение рыночных отношений в здравоохранительную сферу, её ориентация на интересы пациента, придание медицинским учреждениям большей самостоятельности, появление негосударственного сектора здравоохранения поставили перед системой управления здравоохранением новые, ещё вчера казавшиеся несвойственными ей задачи. Практика показывает, что управление здравоохранением в условиях перехода к рыночной экономике гораздо сложнее, чем при командно-административной системе. Это связано как с расширением прав и ответственности медицинских учреждений, органов управления здравоохранением на местах, так и с необходимостью более гибкой адаптации к переменам в обществе. Радикальным изменениям подвергаются все уровни системы управления здравоохранением: федеральный, региональный, муниципальный.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Организационно—правовые основы системы управления здравоохранением,понятия,функции и структура.
1.1.Понятие и основы организации управления здравоохранением…………....5
1.2 Задачи органов государственной власти в области здравоохранения……....8
1.3Полномочия органов государственной власти в области здравоохранения .11
1.4. Структура отрасли здравоохранения …………………………………...….15
1.5. Функции органов государственной власти в области здравоохранения….19
1.6.Перспектива развития системы здравоохранения…………………………..25
Глава 2. Здавоохранение
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………
1.3Полномочия
органов государственной
Российская Федерация:
определяет и обеспечивает проведение единой государственной политики в области здравоохранения;
осуществляет законодательное регулирование в сфере охраны здоровья населения;
определяет долю расходов на здравоохранение при формировании федерального бюджета Российской Федерации;
разрабатывает
и обеспечивает выполнение программы
государственных гарантий, федеральных
целевых программ в области здравоохранения
и обеспечения санитарно-
образует федеральные внебюджетные фонды в сфере охраны здоровья населения;
обеспечивает
государственный санитарно-
разрабатывает и утверждает федеральные стандарты, нормы и правила в области здравоохранения, осуществляет контроль за их соблюдением;
наделяет
соответствующие федеральные
координирует
деятельность федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
в области здравоохранения и
обеспечения санитарно-
обеспечивает
совершенствование и развитие системы
медицинского страхования в Российской
Федерации, утверждение базовой
программы обязательного
устанавливает
порядок распределения
осуществляет государственный контроль за производством и качеством лекарственных средств и медицинских изделий, а также в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ;
реализуют правомочия собственника в отношении объектов федеральной государственной собственности в области здравоохранения;
организует государственное статистическое наблюдение в области здравоохранения;
ежегодно подготавливает государственные доклады «О состоянии здоровья населения Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации»;
разрабатывает систему оказания медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях, организует оказание медицинской помощи гражданам при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и эпидемий;
обеспечивает подготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников;
заключает международные договора (соглашения) в области здравоохранения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
реализуют государственную политику в области здравоохранения;
обеспечивают
исполнение законодательства Российской
Федерации в области
в пределах своих полномочий принимают законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области здравоохранения;
обеспечивают реализацию федеральных целевых программ в области здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации;
утверждают
и реализуют региональные целевые
программы в области
обеспечивают финансирование здравоохранения, устанавливают нормативы финансирования здравоохранения, образуют бюджетные и внебюджетные фонды охраны здоровья населения на своей территории;
устанавливают для граждан льготы в области здравоохранения в дополнение к федеральным, льготы, а также виды и нормы доплат для медицинских и фармацевтических работников государственно-муниципального сектора;
обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения на территории субъектов Российской Федерации;
обеспечивают лицензирование отдельных видов деятельности в области здравоохранения на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании;
разрабатывают в пределах своей компетенции правила оказания медицинской помощи гражданам, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации, порядок деятельности организаций здравоохранения;
по
согласованию с федеральным органом
исполнительной власти в области
здравоохранения назначают на должность
и освобождают от должности руководителей
органов исполнительной власти в
области здравоохранения
определяют
структуру органов
обеспечивают контроль за деятельностью организаций здравоохранения и соблюдением стандартов качества медицинской помощи, за исключением организаций здравоохранения федерального подчинения;
координируют деятельность хозяйствующих субъектов, субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;
обеспечивают ведение государственного статистического наблюдения;
взаимодействуют в области здравоохранения с другими субъектами Российской Федерации, осуществляют межрегиональное и международное сотрудничество в области здравоохранения;
обеспечивают контроль за эффективностью использования финансовых средств, предназначаемых для здравоохранения, в пределах своих полномочий;
обеспечивают оказание медицинской помощи гражданам при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и эпидемий;
выдают разрешения на применение на территориях субъектов Российской Федерации утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения новых методов профилактики заболеваний, диагностики и лечения, новых медицинских технологий;
организуют и координируют деятельность по подготовке кадров в области здравоохранения;
координируют научные исследования, финансируют программы научных исследований субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья населения;
решают
другие вопросы в области
2.1.
Структура отрасли
Федеральные органы управления здравоохранением призваны осуществлять управление здравоохранением на всей территории России. Общее руководство системой здравоохранения возложено на Президента РФ как гаранта защиты основных прав и свобод граждан РФ и Правительство РФ.
Президент РФ принимает нормативные акты по вопросам здравоохранения, определяет стратегию разработки и руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти в этой области.
Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ. Полномочия Правительства РФ в социальной сфере закреплены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 02.03.2013 г. № 4-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации». В частности Правительство РФ осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения либо непосредственно учитывающие его важнейшие интересы; в целях координации деятельности и осуществления государственной политики в области здравоохранения уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере охраны здоровья населения; представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации ежегодные государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации. Министерство обладает всеми основными признаками, присущими любому другому административному ведомству. В его структуру входят: отраслевой программно – целевой блок, разветвленная сеть учреждений здравоохранения, многоуровневая система управления и собственность. Минздравсоцразвития РФ является федеральным органом исполнительной власти, который:
– осуществляет
функции по выработке государственной
политик и нормативно – правовому
регулированию в сфере
– осуществляет
координацию и контроль деятельности
находящихся в его ведении
Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, Федеральной
службы по надзору в сфере
В систему Министерства здравоохранения и социального развития РФ, помимо вышеобозначенных служб, агентств и фондов, входят его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно – профилактические, научно – исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, учреждения судебно – медицинской экспертизы, центры государственного санитарно – эпидемиологического надзора в субъектах РФ, службы материально – технического обеспечения, иные предприятия, учреждения и организации, подведомственные этому Министерству.
Таким образом, основными задачами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в соответствии с Положением о нём, являются выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Помимо основных, Минздравсоцразвития РФ и находящиеся в его ведении федеральные агентства и федеральные службы, Российская академия медицинских наук, а также государственные внебюджетные фонды, деятельность которых координирует Министерство, решают также специальные (тактические) задачи, в числе которых: повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; обеспечение доступности и качества медицинской помощи; улучшение состояния здоровья детей и матерей; обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами; предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.
В соответствии с этими задачами на Министерство здравоохранения и социального развития РФ возложена обязанность выполнения многочисленных управленческих функций и реализация полномочий отраслевого и межотраслевого управления.