Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:16, курсовая работа
Экономические и политические реформы, проводимые в нашей стране, привели к изменению в подходах к здравоохранению как важнейшему социальному институту. Активное вторжение рыночных отношений в здравоохранительную сферу, её ориентация на интересы пациента, придание медицинским учреждениям большей самостоятельности, появление негосударственного сектора здравоохранения поставили перед системой управления здравоохранением новые, ещё вчера казавшиеся несвойственными ей задачи. Практика показывает, что управление здравоохранением в условиях перехода к рыночной экономике гораздо сложнее, чем при командно-административной системе. Это связано как с расширением прав и ответственности медицинских учреждений, органов управления здравоохранением на местах, так и с необходимостью более гибкой адаптации к переменам в обществе. Радикальным изменениям подвергаются все уровни системы управления здравоохранением: федеральный, региональный, муниципальный.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Организационно—правовые основы системы управления здравоохранением,понятия,функции и структура.
1.1.Понятие и основы организации управления здравоохранением…………....5
1.2 Задачи органов государственной власти в области здравоохранения……....8
1.3Полномочия органов государственной власти в области здравоохранения .11
1.4. Структура отрасли здравоохранения …………………………………...….15
1.5. Функции органов государственной власти в области здравоохранения….19
1.6.Перспектива развития системы здравоохранения…………………………..25
Глава 2. Здавоохранение
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………
2.2. Функции
органов государственной
Функции государственного управления – это наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды деятельности управляющего субъекта, обеспечивающие решение целей и задач управляющего воздействия. Понятие «функция» (лат. functio – осуществление) означает направление и содержание деятельности отдельно взятой системы, в юриспруденции – правового института. Функция пронизывает организацию и процесс государственного управления. Если государственное управление не функционирует, то отсутствуют и его организация, и его процесс. Поэтому функции определяют основное содержание управленческой деятельности, ее сущность. Вся разноплановая работа государственного управления может быть связана с тремя функциями, составляющими замкнутый цикл государственного управления: принятие управленческого решения, его осуществление и контроль. Каждая из названных функций может быть разделена на ряд составляющих. Итак:
1. Принятие
управленческого решения
Сначала
оценивается ситуация в сфере
здравоохранения по стране, выясняются
потребности в медицинских
Плановость пронизывает всю функциональную деятельность органов управления здравоохранением. Она предполагает изучение обстановки, сбор и обработку информации об объекте управления (анализ сложившейся ситуации). Планирование – это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления здравоохранением. В процессе реализации планирования создаются программы по развитию отношений в сфере здравоохранения. Плановость управления дает возможность, исходя из выявленных закономерностей развития сферы здравоохранения, наиболее полно удовлетворять потребности нуждающегося населения в медицинских услугах, организовывать профилактическую работу, лечение, реабилитацию, подготовку и переподготовку, а также повышение квалификации медицинских работников, осуществлять строительство объектов медицинского назначения. В общем виде разработку плана можно свести к решению четырех крупных проблем:
1) определение
потребностей и интересов в
развитии системы
3) определение
потребностей в материально-
4) установление форм и методов контроля за выполнением планируемых мероприятий или задач.
Планирование
завершается принятием
2. Осуществление
решения предполагает
Непосредственная организация охраны здоровья народа возложена на отраслевые органы здравоохранения – территориальные (системы Министерства здравоохранения и социального развития РФ) и ведомственные.
Организация состоит в формировании системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности и включает в себя координацию и регулирование.
а) Координация
(обеспечение согласованных
Координацию высшего и более общего порядка в системе управления здравоохранением осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Они обеспечивают разработку и реализацию стратегии государственной политики в сфере здравоохранения, её законодательного закрепления и иного организационного и правового оформления.
Постановлениями
Правительства РФ создаются некоторые
объекты системы
б) Регулирование
(установление режима взаимодействия
субъекта и объекта управления).
Регулирование – использование
способов и методов управления в
процессе организации системы управления
здравоохранением и её функционирования.
Это установление общеобязательных
требований и процедур для объектов
– учреждений здравоохранения (государственные
социальные стандарты, требования к
процедуре лицензирования, государственной
аттестации и т. д.) с целью обеспечения
порядка управления в области
здравоохранения, безопасности, равенства
участников здравоохранительных отношений,
основ демократической
Следует отметить, что значение государственного регулирования в последние годы заметно возросло как в теории, так и в законодательстве. Под этим термином понимается регламентация государством в законодательных и иных нормативных правовых актах общих требований к государственной управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти. Полный перечень направлений реализации функции государственного регулирования в сфере здравоохранения достаточно велик; укажем лишь некоторые из них: определение правил поведения и действий посредством нормативного правового акта; установление конкретных процедур управления (сертификация, лицензирование, налогообложение, регистрация и т. д.); установление механизма контроля требуемых действий, т. е. осуществление контрольной и координационной деятельности, реализация надведомственных полномочий; формулирование задач и этапов управленческой деятельности.
3. Контроль.
Суть контроля состоит в
В зависимости
от особенностей объекта, наряду с функциями
управления объектом в целом, выделяются
функции отдельных звеньев
3.3.Перспектива
развития системы
По
данным Всемирной организации
Инвестиции в здравоохранение имеют две экономические функции:
-обеспечивают достижение одной из главных целей любой нации – «максимально достижимый» уровень здоровья;
-направлены в трудовой ресурс, то есть повышают эффективность экономики.
Следует отметить, что Россия относится к небольшому числу стран, которые тратят на здравоохранение значительно меньше возможного. Кроме того, негативную нагрузку выполняет известный дисбаланс расходов на отдельные виды медицинской помощи, которые в структуре финансирования делятся следующим образом:
1. скорая медицинская помощь – 9%,
2.
амбулаторно-поликлиническая
3. стационарная помощь – 64%.
Согласно принятой Государственной думой РФ концепции развития здравоохранения и медицинской науки здоровье является важнейшей ценностью как для отдельного человека, так и для общества в целом. Государственная политика в области здравоохранения включает последовательную реализацию управленческих решений, направленных на укрепление здоровья населения. Среди ведущих направлений выделим следующие: охрана окружающей среды, профессиональное здоровье, контроль инфекционных заболеваний, профилактика травматизма, поддержание психического здоровья населения, обеспечение социальной справедливости в распределении медицинских услуг.
Стратегической целью развития здравоохранения является улучшение основных показателей общественного здоровья:
- снижение показателя общей смертности, показателей материнской и детской смертности,
- снижение уровня заболеваемости социально значимыми болезнями,
- снижение уровня инвалидности от основных заболеваний,
- повышение показателя средней продолжительности предстоящей жизни.
Существующая в стране ситуация со здоровьем послужила основанием к разработке ряда федеральных программ, основанных на программно-целевом регламенте определения тех или иных приоритетных задач: «Сахарный диабет», «Борьба со СПИДом», «Дети России», «Здоровье», «Вакцинопрофилактика» и др.
Еще
одно важное направление – создание
в ЛПУ непрерывной и
В настоящее время в отрасли действует План по развитию здравоохранения РФ на период до 2015 г., в задачу которого входит создание в стране системы здравоохранения, способной реально укреплять здоровье населения и эффективно восстанавливать его в случае утраты.
Соответствующую работу предполагается проводить с учетом выполнения трех основных принципов развития отрасли:
1.единство системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений;
2.единство лечебно-профилактической и экономической эффективности;
3.единство врача и пациента в достижении высоких результатов профилактической и лечебной деятельности.