Функции, состав задач и реализация полномочий органов государственной власти в области здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Экономические и политические реформы, проводимые в нашей стране, привели к изменению в подходах к здравоохранению как важнейшему социальному институту. Активное вторжение рыночных отношений в здравоохранительную сферу, её ориентация на интересы пациента, придание медицинским учреждениям большей самостоятельности, появление негосударственного сектора здравоохранения поставили перед системой управления здравоохранением новые, ещё вчера казавшиеся несвойственными ей задачи. Практика показывает, что управление здравоохранением в условиях перехода к рыночной экономике гораздо сложнее, чем при командно-административной системе. Это связано как с расширением прав и ответственности медицинских учреждений, органов управления здравоохранением на местах, так и с необходимостью более гибкой адаптации к переменам в обществе. Радикальным изменениям подвергаются все уровни системы управления здравоохранением: федеральный, региональный, муниципальный.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Организационно—правовые основы системы управления здравоохранением,понятия,функции и структура.
1.1.Понятие и основы организации управления здравоохранением…………....5
1.2 Задачи органов государственной власти в области здравоохранения……....8
1.3Полномочия органов государственной власти в области здравоохранения .11
1.4. Структура отрасли здравоохранения …………………………………...….15
1.5. Функции органов государственной власти в области здравоохранения….19
1.6.Перспектива развития системы здравоохранения…………………………..25
Глава 2. Здавоохранение

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсвая (Автосохраненный).docx

— 67.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Функции  органов государственной власти  в области здравоохранения

       Функции государственного управления – это наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды деятельности управляющего субъекта, обеспечивающие решение целей и задач управляющего воздействия. Понятие «функция» (лат. functio – осуществление) означает направление и содержание деятельности отдельно взятой системы, в юриспруденции – правового института. Функция пронизывает организацию и процесс государственного управления. Если государственное управление не функционирует, то отсутствуют и его организация, и его процесс. Поэтому функции определяют основное содержание управленческой деятельности, ее сущность. Вся разноплановая работа государственного управления может быть связана с тремя функциями, составляющими замкнутый цикл государственного управления: принятие управленческого решения, его осуществление и контроль. Каждая из названных функций может быть разделена на ряд составляющих. Итак:

1. Принятие  управленческого решения заключается  в оценке ситуации, прогнозировании  и планировании.

Сначала оценивается ситуация в сфере  здравоохранения по стране, выясняются потребности в медицинских услугах, и т. п. Затем составляется прогноз. Прогноз – это метод научно обоснованного предвидения возможных  направлений развития сферы здравоохранения. С прогнозом связано выполнение следующих задач: научное предвидение  будущего на основе выявления тенденций  и закономерностей развития, определение  динамики явлений, в том числе  определение в перспективе конечного  состояния управления здравоохранением, его переходных состояний на пути к заданному оптимальному режиму функционирования. Прогнозы имеют вероятностный характер, но если прогноз выполнен качественно, он становится основой для планирования.

      Плановость пронизывает всю функциональную деятельность органов управления здравоохранением. Она предполагает изучение обстановки, сбор и обработку информации об объекте управления (анализ сложившейся ситуации).      Планирование – это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления здравоохранением. В процессе реализации планирования создаются программы по развитию отношений в сфере здравоохранения. Плановость управления дает возможность, исходя из выявленных закономерностей развития сферы здравоохранения, наиболее полно удовлетворять потребности нуждающегося населения в медицинских услугах, организовывать профилактическую работу, лечение, реабилитацию, подготовку и переподготовку, а также повышение квалификации медицинских работников, осуществлять строительство объектов медицинского назначения. В общем виде разработку плана можно свести к решению четырех крупных проблем:

1) определение  потребностей и интересов в  развитии системы здравоохранения  на планируемый период времени  и формирования на этой основе  целей и задач; 2) разработка путей  развития системы здравоохранения  как социального явления и  темпов роста его основных  показателей; 

3) определение  потребностей в материально-технических  условиях и кадрах;

4) установление  форм и методов контроля за выполнением планируемых мероприятий или задач.

Планирование  завершается принятием основного  решения. Решение – это выбор  определенного способа действий. В сфере государственного управления оно оформляется актами, имеющими государственное значение и особую юридическую форму (приказа или  распоряжения органов управления). Управленческое решение является директивным  актом, обязательным для исполнения, имеет три подфункции: направляющую, координационную, мобилизующую. К управленческому  решению предъявляются следующие  требования: ясная целевая направленность; обоснованность; адресность; непротиворечивость; правомочность; эффективность (при  меньших затратах достичь намеченных целей); конкретность. Существует два  основных способа принятия решения: индивидуальный и коллективный. В  любом случае последнее слово  в решении вопроса остается за руководителем.

2. Осуществление  решения предполагает организацию  деятельности.

Непосредственная  организация охраны здоровья народа возложена на отраслевые органы здравоохранения  – территориальные (системы Министерства здравоохранения и социального  развития РФ) и ведомственные.

Организация состоит в формировании системы  управления и обеспечение ее нормальной деятельности и включает в себя координацию  и регулирование.

а) Координация (обеспечение согласованных действий различных участников отношений  в сфере здравоохранения). Координация  придает суммарным усилиям объектов управления (учреждениям здравоохранения) рациональный характер, отличный от того, который мог быть при простом  сложении усилий этих объектов. С развитием  материально-технической базы учреждений здравоохранения и созданием  крупных социальных структур (например, центр медицинской и социальной реабилитации и т. д.) значение координации  возрастает, так как возникает  задача согласования деятельности отдельных  единиц, входящих в эти образования. При этом следует учитывать, что  координация является прерогативой не только субъектов управления. Объекты  системы – учреждения здравоохранения  – не пассивные участники, они  также координируют свои действия. Координация по своему содержанию подразделяется на два вида: внутреннюю и внешнюю. Первый вид координации находит свое выражение при осуществлении одним руководящим центром (Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) внутренней организационной деятельности. Внутренняя координация обеспечивает связь элементов каждой из подсистем, чёткую работу всех объектов управления. Например, такая координация применяется по отношению к деятельности государственных учреждений здравоохранения, входящих в систему Министерства здравоохранения и социального развития России. При осуществлении внешней координации не происходит непосредственной организации выполнения функций управления, так как она осуществляется без вмешательства в оперативную деятельность министерств и ведомств.

Координацию высшего и более общего порядка  в системе управления здравоохранением осуществляют Президент РФ и Правительство  РФ. Они обеспечивают разработку и  реализацию стратегии государственной  политики в сфере здравоохранения, её законодательного закрепления и  иного организационного и правового  оформления.

Постановлениями Правительства РФ создаются некоторые  объекты системы здравоохранения. К компетенции Правительства  РФ отнесено: установление правил лицензирования деятельности страховых медицинских  организаций, осуществляющих ОМС; утверждение  порядка признания граждан инвалидами; государственное регулирование  цен на лекарственные средства; определение  порядка разработки, утверждения  и введения государственных социальных стандартов; ряд других функций и  полномочий, вытекающих из норм и требований Конституции РФ, федеральных законов  и соглашений высших органов управления России и субъектов Российской Федерации  по вопросам государственной организации  системы, структуры и содержания здравоохранения. Аналогичную координацию  в сфере здравоохранения осуществляют и исполнительные органы в субъектах  Российской Федерации (правительства, администрации и т. д.).

б) Регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления). Регулирование – использование  способов и методов управления в  процессе организации системы управления здравоохранением и её функционирования. Это установление общеобязательных требований и процедур для объектов – учреждений здравоохранения (государственные  социальные стандарты, требования к  процедуре лицензирования, государственной  аттестации и т. д.) с целью обеспечения  порядка управления в области  здравоохранения, безопасности, равенства  участников здравоохранительных отношений, основ демократической конкуренции, прав и свобод граждан. Регулирование  применяется при нарушениях в  системе установленных связей между субъектом и объектом. Регулирование может быть различным, оно зависит от специфики управляемого объекта (городская, районная, областная больницы; больница восстановительного лечения; кардиологический диспансер; центральная районная поликлиника; центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов; станции переливания крови и центры крови; центр планирования семьи и репродукции; санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия; и мн. др.).

Следует отметить, что значение государственного регулирования в последние годы заметно возросло как в теории, так и в законодательстве. Под этим термином понимается регламентация государством в законодательных и иных нормативных правовых актах общих требований к государственной управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти. Полный перечень направлений реализации функции государственного регулирования в сфере здравоохранения достаточно велик; укажем лишь некоторые из них: определение правил поведения и действий посредством нормативного правового акта; установление конкретных процедур управления (сертификация, лицензирование, налогообложение, регистрация и т. д.); установление механизма контроля требуемых действий, т. е. осуществление контрольной и координационной деятельности, реализация надведомственных полномочий; формулирование задач и этапов управленческой деятельности.

3. Контроль. Суть контроля состоит в систематической  подаче подконтрольными учреждениями  здравоохранения (объектами управления) сведений о своей деятельности  субъекту (органу управления здравоохранением), где эти сведения обрабатываются. На основе этих сведений субъекты  получают возможность провести  качественный и количественный  контроль функционирования объектов  с дальнейшей целью устранения  недостатков в системе, а равно  для ее совершенствования. Контроль  может быть предварительным, направляющим, фильтрирующим и последующим. Контроль подразумевает выполнение четырех этапов: установление желаемого результата исполнения; изучение фактических результатов; оценка и сравнение полученных результатов с запланированными; выработка корректирующих воздействий. В зависимости от субъекта управления выделяют административный и общественный контроль. Результаты контроля являются предпосылкой для аналитических выводов о состоянии дела, о деятельности объектов управления. Результатом анализа становится умозаключение, в соответствии с которым принимается управленческое решение. Оно порождает новый цикл управленческого процесса.

В зависимости  от особенностей объекта, наряду с функциями  управления объектом в целом, выделяются функции отдельных звеньев управления, в том числе: техническая функция  – управление производственной деятельностью (лечебно-профилактический процесс); коммерческая; административная; финансовая; страховая; учетная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.Перспектива  развития системы здравоохранения

По  данным Всемирной организации здравоохранения, на начало ХХI века в мире ежегодные расходы на здравоохранение составляли около 1700 млрд долларов США. Поскольку здравоохранение входит в общественный сектор экономики, то эти расходы не могут естественным путем регулироваться рыночными механизмами, а в большей степени координируются государством.

Инвестиции  в здравоохранение имеют две  экономические функции:

-обеспечивают достижение одной из главных целей любой нации – «максимально достижимый» уровень здоровья;

-направлены в трудовой ресурс, то есть повышают эффективность экономики.

       Следует отметить, что Россия относится к небольшому числу стран, которые тратят на здравоохранение значительно меньше возможного. Кроме того, негативную нагрузку выполняет известный дисбаланс расходов на отдельные виды медицинской помощи, которые в структуре финансирования делятся следующим образом:

1.   скорая медицинская помощь –  9%,

2.   амбулаторно-поликлиническая помощь  – 27%,

3.   стационарная помощь – 64%.

       Согласно принятой Государственной думой РФ концепции развития здравоохранения и медицинской науки здоровье является важнейшей ценностью как для отдельного человека, так и для общества в целом. Государственная политика в области здравоохранения включает последовательную реализацию управленческих решений, направленных на укрепление здоровья населения. Среди ведущих направлений выделим следующие: охрана окружающей среды, профессиональное здоровье, контроль инфекционных заболеваний, профилактика травматизма, поддержание психического здоровья населения, обеспечение социальной справедливости в распределении медицинских услуг.

Стратегической  целью развития здравоохранения  является улучшение основных показателей  общественного здоровья:

- снижение показателя общей смертности, показателей материнской и детской смертности,

- снижение уровня заболеваемости социально значимыми болезнями,

- снижение уровня инвалидности от основных заболеваний,

- повышение показателя средней продолжительности предстоящей жизни.

Существующая  в стране ситуация со здоровьем послужила  основанием к разработке ряда федеральных  программ, основанных на программно-целевом  регламенте определения тех или  иных приоритетных задач: «Сахарный  диабет», «Борьба со СПИДом», «Дети  России», «Здоровье», «Вакцинопрофилактика»  и др.

Еще одно важное направление – создание в ЛПУ непрерывной и эффективной  системы контроля и анализа соблюдения технологических процессов в  лечении больных. Существует несомненная  связь между высоким уровнем  процесса обслуживания и хорошим  исходом лечения.

В настоящее  время в отрасли действует  План по развитию здравоохранения РФ на период до 2015 г., в задачу которого входит создание в стране системы здравоохранения, способной реально укреплять здоровье населения и эффективно восстанавливать его в случае утраты.

Соответствующую работу предполагается проводить с  учетом выполнения трех основных принципов  развития отрасли:

1.единство системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений;

2.единство лечебно-профилактической и экономической эффективности;

3.единство врача и пациента в достижении высоких результатов профилактической и лечебной деятельности.

 

Информация о работе Функции, состав задач и реализация полномочий органов государственной власти в области здравоохранения