Цели и принципы регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 00:26, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности. Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается во ВЭД и на их пути возникает множество проблем, связанных с регулированием данной деятельности государством.

Содержание

Введение ………………………………………………………….…………...… 3
1. Цели и принципы регулирования ВЭД ………………………………..…… 4
2. Государственное и негосударственное регулирование ВЭД в РФ ……..… 6
3. Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД ……………...……. 13
4. Практическое задание. Таблица: «Методы, инструменты и
правовая база регулирования внешней торговли товарами в РФ» …….…… 19
Заключение ……………………………………………………………...……… 20
Список литературы …………………………………………………………….. 21

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 38.85 Кб (Скачать файл)

Центральный банк России определяет совместно с Министерством финансов условия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании  соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам других государств, вывоз российского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление  валютных операций. Центральный банк участвует в осуществлении валютного  контроля по экспорту и импорту.

Федеральное агентство по науке призвано контролировать и  координировать международное научно-техническое  сотрудничество, финансирование международных  проектов, принимать участие в  подготовке и подписании соответствующих  межправительственных соглашений, в  совершенствовании законодательной  базы международных научно-технических связей.

Федеральная таможенная служба (ФТС) выполняет следующие функции:

- осуществляет контроль пересечения государственной границы РФ гражданами и грузами, декларированием соответствующих грузов и имущества;

-  принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;

-  участвует в формировании  доходной части федерального  бюджета РФ посредством взимания  таможенных пошлин, сборов, штрафов,  конфискации грузов, финансовых средств имущества граждан;

-  осуществляет защиту  экономических и иных интересов  России через борьбу с незаконным  вывозом грузов, ценностей из  России и путем предотвращения  незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т. д.;

-    ведет таможенную статистику;

-    принимает участие в валютном и экспортном контроле;

- принимает участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.

Из негосударственных  организаций наибольшее воздействие  на развитие и осуществление ВЭД  оказывают торгово-промышленные палаты, которые в соответствии с Законом  Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" от 7 июля 1993 г. образуются на основе добровольного  объединения не менее пятнадцати учредителей на территории одного или  нескольких субъектов Российской Федерации на съезде или общем собрании.

Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.

Торгово-промышленная палата является юридическим лицом. Она  создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной и торговой инфраструктуры; всемерному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

Торгово-промышленная палата выполняет следующие задачи:

-  оказание помощи российским  предпринимателям и предприятиям  в реализации их коммерческо-финансовых  интересов в России и за рубежом;

-  организация взаимодействия  между субъектами предпринимательской деятельности и с государством;

-  содействие развитию  системы образования и подготовки  кадров для предпринимательской деятельности;

-  оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;

-  содействие развитию  экспорта российских товаров  и услуг, оказание технической  помощи субъектам предпринимательской  деятельности в проведении операций на внешнем рынке;

-  принятие мер к  недопущению и пресечению недобросовестной  конкуренции, неделового партнерства;

-  содействие урегулированию  споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

-  предоставление услуг  для осуществления коммерческой  деятельности иностранных фирм и организаций.

Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия  независимо от формы собственности  и их организационно-правовой формы и предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.

Региональные торгово-промышленные палаты являются членами Торгово-промышленной палаты (ТПП) Российской Федерации, которая  выполняет свои задачи и функции  на федеральном уровне и обладает всеми правами, необходимыми для  осуществления представительских  функций, как в стране, так и за границей.

При Торгово-промышленной палате Российской Федерации функционируют  ряд крупных акционерных обществ, объединений и предприятий ТПП  Российской Федерации: акционерное  общество "Совинцентр", ЗАО "Экспоцентр", ЗАО "Торгово-промышленные ведомости", крупные объединения "Союзпатент" и "Союзэкспертиза", внешнеэкономическое  предприятие "Союзрегион", фирма "Экспертиза собственности", Производственный комбинат, Корпорация "RBCNET", Деловой  центр, Конгресс-центр, "Торгово-промышленные ведомости, "Офсет принт Москва", ЗАО "Консультационный центр ТПП  РФ "Агентство Исследований и Развития".

Активное воздействие  на регулирование ВЭД оказывают  созданные при ТПП Международный  коммерческий арбитражный суд (МКАС), Третейский суд, Морская арбитражная  комиссия, Ассоциация диспашеров. Международный  коммерческий арбитражный суд рассматривает  и выносит решения по спорам, возникающим  при осуществлении внешней торговли, а также экономических, научных, технических отношений между  фирмами, организациями разных стран. Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих  из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

Ассоциация диспашеров определяет размеры общей аварии при кораблекрушениях или происшествиях на море.

Зарубежные и российские акционерные общества и компании осуществляют страхование на основе соглашений, в которых определяется система выплаты полисов и оплаты страховых премий; характер взаимоотношений сторон при поступлении страхового случая.

Наиболее известной в  России страховой организацией является акционерное общество "Ингосстрах", осуществляющее страхование грузов, перевозимых всеми видами транспорта.

 

 

3. Тарифные и  нетарифные методы регулирования  ВЭД

С целью регулирования  ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования  взаимоотношений контрагентов, акционерные  законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между  государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и  т. д. В договорах могут быть зафиксированы  долгосрочные соглашения -5-10 лет и  более – о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется и заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

В странах с рыночной экономикой условия международных договоров, соглашений и протоколов состоят  из обязательной части, обеспечиваемой законодательными актами, и индикативной, определяемой экономической заинтересованностью предпринимателей.

Наилучшие условия для  развития ВЭД обеспечиваются в тех  случаях, когда страны предоставляют  друг другу режим наибольшего  благоприятствования. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Государственное регулирование  ВЭД осуществляется воздействием на субъекты ВЭД методами тарифного  и нетарифного регулирования. Тарифные методы, основанные на использовании  таможенных тарифов, таможенных сборов, налогов (НДС, акцизов и др.), являются основой экономического регулирования  ВЭД.

Методы регулирования  внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные.

Тарифные методы регулирования  внешней торговли. В их основу положены таможенный кодекс, Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" и другие нормативные акты, утверждаемые законодательными органами. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Таможенные нормативные акты определяют общие, задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения  и использования тарифов, условия  освобождения от уплаты пошлин, санкции  за нарушение таможенных правил, порядок  рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одними из самых эффективных  методов регулирования внешней торговли.

В настоящее время наряду с тарифными методами регулирования  внешней торговли в соответствии с международными классификациями  можно выделить семь основных групп, относящихся к нетарифным методам:

-  паратарифные методы;

-  меры контроля цен; 

-  финансовые меры;

-  методы количественного контроля;

- автоматическое лицензирование;

-  монополистические меры;

-  технические барьеры.

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных  товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные  целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов  относятся, прежде всего, налог на добавленную стоимость и акцизы.

В некоторых странах имеются  весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта, сбор на охрану окружающей среды, сбор при ввозе в страну пластиковых  контейнеров (решение проблем по экологии), налог на защиту растений, сбор на борьбу с мусором (бутылки  и банки из-под пива и безалкогольных напитков) и др.

Паратарифные методы, как  правило, официально не связывают с  целями регулирования внешней торговли (как, например, таможенные пошлины), однако их воздействие нередко оказывается весьма существенным.

Меры контроля цен представляют собой действия против искусственного занижения цен на импортируемые  в данную страну товары (антидемпинговые  меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами  иностранных государств отечественным  фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает международную конкурентоспособность  последних (компенсационные меры).

Для защиты от иностранных  конкурентов некоторых экономически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего отраслей аграрного  сектора) могут применяться скользящие импортные сборы, направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.

Антидемпинговые процедуры  представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые  предъявляют национальные предприниматели  против иностранных поставщиков, обвиняя  их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции устанавливают  в законодательном порядке некоторые  страны путем определения минимальной  разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют  право размещать заказы на импортное  оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен  американских производителей как минимум на 6%.

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части  валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Методы количественного  контроля связаны с установлением  странами соответствующих количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Контингентирование экспорта и импорта – это количественные или стоимостные ограничения  экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем  экспорта (импорта) по этим лицензиям  не должен превышать объема установленной  квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов):

-  индивидуальные, ограничивающие  ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;

-  групповые, устанавливающие  объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;

-  глобальные, когда импорт (экспорт) ограничивается без  указания стран, на которые  это ограничение распространяется.

По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Автоматическое лицензирование состоит в том, что для ввоза  или вывоза определенных товаров  в стране требуется получение  соответствующего документа -лицензии. С введением автоматического  лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными  товарами. Хотя мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой, однако он облегчает введение ограничений в случае необходимости.

Лицензирование применяется  на определенные периоды времени  по отдельным товарам, включенным в  перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации  в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые  лицензии выдаются по каждой отдельной  сделке на срок, необходимый для  ее реализации, но не более чем на один год.

Информация о работе Цели и принципы регулирования ВЭД