Цена и объем производства в условиях монополии. Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:26, реферат

Краткое описание

Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Содержание

Введение 3
1 Цена и объем производства в условиях монополии 4
1.1 Оценка монополии 5
2 Антимонопольная политика государства 6
2.1 Прямое регулирование цен 6
2.2 Налогообложение 8
2.2.1 Потоварный налог 8
2.2.2 Группа паушальных налогов 9
2.3 Налог на прибыль 9
Заключение 10

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по монополии.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Многие экономисты считают, что  данный налог не может рассматриваться  как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.

2.2.2 Группа паушальных налогов

Поскольку данная группа налогов взимается  независимо от объема реализации, то в  отличие от потоварных налогов, они  являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента  или лицензии на исключительное право  занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.

В этом случае прибыль монополиста  составит

п=TR-TC-g,

где g — ставка паушального налога за период времени (=const).

Условие максимизации прибыли записывается как

(п)`=0,

(TR)`=(TC)`,

MR=MC.

Таким образом, введение паушальных налогов  не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через  более высокие цены и меньший  объем выпуска, как при потоварном налоге.

2.3 Налог на прибыль

Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC=MR. Доказать это можно следующим образом.

Обозначим через t — ставку налога на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как:

max(пN )=TR-TC-t(TR-TC)=(100-t)(TR-TC),

(пN )`=(100-t)(MR-MC)=0.

Если ставка налога меньше 100%, т.е. t<100, то (100-t)>0 и, следовательно, условие будет выполняться только при равенстве предельных издержек предельному доходу, MC=MR. Это и означает, что при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем и оптимальная цена остаются прежними. Вся тяжесть налогообложения падает на продавца. Это выгодно отличает этот вид налога от потоварных налогов и считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий.

Заключение

В целом, трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным.


Информация о работе Цена и объем производства в условиях монополии. Антимонопольная политика государства