Цена и ценообразование в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:24, реферат

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в комплексном изучении и выявлении основных тенденций ценообразования в сфере социально-культурной сфере.
В связи с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники по теме исследования.
2. Выявить основные особенности, специфику ценообразования в сфере социально-культурной сфере.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.91 Кб (Скачать файл)

Что же принадлежит регламентации  на уровне субъекта? Рассмотрим это  на примере Ханты-Мансийского автономного  округа и обратим внимание, прежде всего не социальную направленность соответствующих нормативных документов.

Так, в законе, принятом окружной Думой в октябре 1997г. «О порядке  введения платных услуг, предоставляемых  бюджетными организациями в Ханты-Мансийском автономном округе» говорится, что  он «направлен на защиту интересов  граждан и юридических лиц  от необоснованного внимания платы  за услуги, предоставляемыми бюджетными предприятиями, учреждениями и организациями…».

Среди дефиниций, которым  в законе дается толкование, - «платная услуга», «ценообразование», «регулируемый  тариф». По существу, через них раскрывается основная концепция Закона, которая  включает механизм ЦО, порядок введения платных услуг в бюджетной организации, особенности информирования населения о них, специфику ведения отчетности, порядок поступления и использовании средств, полученных от их оказания.

Однако в контексте  поставленной проблемы наибольший интерес  представляет ст. 4 данного Закона «Согласование  тарифов на платные услуги». Под  тарифом понимается регулируемый тариф, то есть такой, когда оплата услуги складывается на рынке при государственном  воздействии на этот тариф, в том  числе и путем установления его  определенной или фиксированной  величины. Таким образом, на смену  маркетинговым подходам к ЦО на платные  продукты платной деятельности учреждений культуры, которые были широко распространены среди отечественных культурно-просвятительных  учреждений (КПУ) до середины 90-х годов, пришло государственное регулирование. Лучшим вариантом в этой ситуации является установление предельных (верхняя  планка), а не фиксированных цен, ибо полная несвобода приведет к  свертыванию номенклатуры услуг  культуры, от чего в конечном итоге  пострадает пользователь, ради которого и вводились платные услуги.

В 1998г. Закон был дополнен специальным Положением «Об условиях и порядке формирования и предоставления платных услуг бюджетными организациями  на территории Ханты-Мансийского автономного  округа». Основное внимание в Положении  уделено порядку обоснования  тарифов: из 5 разделов им посвящено 2. Здесь  не только наказывается орган, ответственный  за это направление, – Комитет  ценовой политики Администрации  округа, но характеризуется роль и  ответственность местных органов  самоуправления в ценовой политике. Указывается на недопустимость использования  бюджетных средств для оказания платных услуг, выдвинуто требование отдельного учета рабочего времени. Исполнитель должен вести отдельно учет как статистический. Так и  бухгалтерский, и предоставлять  в финансовый орган особую смету. Кроме наказанных документов, законодатель отсылает к региональному Закону от 27.12.95 «О регулировании и контроле за ценами в Ханты-Мансийском автономном округе» (с изменениями 1998г.), в котором  содержится 33 статьи. Регламентирующие механизм ЦО.

Специальный раздел посвящен «Материалам, предоставленным для  обоснования цен и тарифов». Требуется  семь таких материалов. Предельно  бюрократизирована процедура утверждения  тарифов.

Даже этот краткий анализ нормативно-правового обеспечения  ЦО свидетельствует о том, сколь  сложна ориентация работников культуры, осуществляющих платные услуги. Учитывая вышесказанное, на основе действующих  в настоящее время нормативно-правовых документов Управление культуры г. Долгопрудного  разработало собственное Положение  о платных услугах, которое утвердил глава города (приложение 1).

Практика показала действенность  этого положения, одновременно поставив на повестку дня вопрос о необходимости  разработки специального документа, упорядочивающего правовое поле платной деятельности в сфере культуры, и выработки  технологии ЦО.

Структура себестоимости  и методика калькулирования затрат на оказание платных услуг

В производстве платных продуктов  и услуг УК использует разнородные  ресурсы и различные технологии потребления, то есть несет определенные издержки.

Затраты (или издержки производства) представляют собой себестоимость  всех используемых в процессе оказания услуги материалов и ресурсов. Понятие  затрат тесно связано с экономической  категорией для определения величины затрат.

«Себестоимость – денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, часть стоимости». Состав затрат, включаемых в себестоимость  и учитываемых при определении  налогооблагаемой прибыли (дохода), определяется ст. 25 Налогового кодекса РФ.

В алгоритме расчета рыночной цены платной услуги, независимо от выбранного УК метода ЦО, главным этапом является оценка затрат (издержек производства). В практике платной деятельности УК используются разные способы группировки  произведенных затрат, оценка наиболее часто при формировании прейскурантов  услуг, калькулировании, ведении сметной  и отчетной финансовой документации применяются группировки затрат по:

- экономическим элементам;

- отношению к технологическому  процессу;

- способу отнесения на  себестоимость.

Затраты, образующие себестоимость  продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим  содержанием по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды (с 2001г. – единый социальный налог), прочие затраты.

Наряду с уже рассмотренной  группировкой затрат по экономическим  элементам существует их группировка  по отношению к техническому процессу, согласно которой они делятся  на основные и накладные затраты.

Основные затраты непосредственно  связаны с оказанием услуг.

Накладные, как правило, включают расходы по обслуживанию процесса производства:

· общехозяйственные –  затраты на содержание помещения  и оборудования, почтовые, канцелярские и др.;

· административно-управленческие – на планирование, учет и контроль, организацию труда;

· общепроизводственные и  коммерческие.

Кроме того, по способу отнесения  издержек на себестоимость услуги различаются  затраты прямые и косвенные. Именно такая группировка использована в пп. 2 п. 11 ст.40 НК РФ при характеристики затратного метода определения цены.

Прямые затраты возникают  непосредственно в процессе оказания платных услуг и относятся  сразу (прямо) на соответствующие услуги в полном объеме (сумме), в то время  как косвенные (распределенные) затраты  распределяются между объектами  калькуляции пропорционально какому-либо признаку.

Знание структуры себестоимости  услуг, классифицируемых по различным  основаниям, создает необходимые  условия для правильного оформления разнообразных документов, грамотного составления финансово-экономического обоснования требуемых денежных ресурсов, калькуляций и смет.

Калькуляция – это способ (метод) определения затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы  изделий на отдельные виды производства. Калькуляция дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость  объекта или изделия и является основой для их оценки. Калькуляция  широко используется в процессах  бухгалтерского учета и при формировании прейскуранта продукции или услуг.

В калькуляционный лист включают назначение услуги, указание на единицу  измерения, а так же наименования статей калькуляции и сумм в рублях. (Примечание 2)

Для обоснования прямых (основных) затрат на единицу продукции, работы, услуги КПУ ведется технологическая  карта, в которой указываются  не только все операции по производству платных услуг, но и требуемый  для них уровень квалификации (разряд и квалификационно-должностные  характеристики), оснащение рабочего места – оборудование и материалы, используемые для их оказания.

Несмотря на наличие общих  подходов к формированию содержания квалификационного листа, имеются  определенные различия в формировании его правового статуса. В определенной части КПУ, получивших юридическую  и хозяйственную самостоятельность, калькуляции утверждают директор и  главный бухгалтер. Однако, значительная часть УК все еще согласовывает  и утверждает калькуляции в вышестоящих  организациях, региональных и муниципальных  органах управления, которые, как  правило, являются активными участниками  в процессе ЦО.

В упрощенном варианте формулу  расчета цены услуги или продукции  осуществляемых УК, можно представить  следующим образом:

С(ПЛ) = З(Д) : Н(В) + С(Т)

Ц(ЕД) = С(ПЛ) + К или Ц(ЕД) = С(ПЛ) х К : 100%

Ц(СУМ) = Ц(ЕД) х И(Н), где

С(ПЛ) – плановая себестоимость  единицы выработки,

З(Д) – средняя дневная  заработная плата исполнителя,

Н(В) – средняя дневная  норма выработки (на одного сотрудника),

С(Т) – средние материальные затраты на техническое оформление (обслуживание) единицы выработки,

Ц(ЕД) – устанавливаемая (планируемая) цена за единицу выработки)

К – повышающий коэффициент (%) прибыли, коэффициент рентабельности,

Ц(СУМ) – сметная (суммарная) цена планового продукта или услуги,

И(Н) – итоговое исполнение услуги или продукта (объем работ).

Популярной остается методика расчета цен по формуле «издержки + прибыль». Однако, эта простая формула  не может гарантировать прибыль, потому что оценка прибыли и убытков  зависит от оценки объема реализации продукта или услуги; а это объем, в свою очередь, помимо всех прочих факторов, – от того, на сколько верно  установлены цена.

Осуществлять научно обоснованную ценовую политику помогает комплекс методов, объединенных термином «ценовой маркетинг».

Процесс разработки стратегии  ценообразования услуг, в том  числе и в сфере культуры, включает в себя следующие этапы:

I. Цель ценового предложения  (выживание, максимизация текущей  прибыли, текущих расходов);

II. Оценка реализации услуги  при каждом возможном уровне  цен (чем больше спрос, тем  выше цена);

III. Уровень издержек при  различных объемах оказания услуг  (цена билет на зрелищное мероприятие  зависит от величины зрительного  зала; стоимость групповых занятий  в кружке изучения иностранных  языков ниже, чем индивидуальные  занятия);

IV. Наличие конкуренции  в оказание определенной услуги;

V. Выбор метода ЦО.

Анализ процесса ЦО позволяет  выявить три наиболее опасные  ошибки, становящиеся причиной потери интереса потребителя к определенной услуге:

1. Снижение качества услуги  в погоне за увеличением прибыли  и сокращением затрат на ее  осуществление;

2. Повышение цен без  достаточных на то причин (когда  причина повышения цены на  услугу не имеет ничего общего  с потребностью в ней);

3. Частное и значительное  изменение скидок на услугу (потребители  перестают доверять ценовой политике  производителя услуги).

Выводы по главе:

Проблема ЦО на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря  которому УК получили некоторое послабление  в хозяйственной деятельности в  связи с тем, что приобрели  право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики  рыночного типа.

Характеризуя общие подходя  к ценовой политике в оказании платных услуг в сфере культуры, можно констатировать, что УК необходимо устанавливать цены с учетом адекватности их восприятия со стороны как потребителя, так и конкурирующих структур. Это позволит обоснованно определять и систематически корректировать величину коэффициента ценовой прибыли, координировать политику цен по номенклатуре оказываемых  услуг.

Заключение

Как бы то ни было, но цена играет не последнюю роль в жизни общества. Мы выяснили, что в зависимости  от объема реализуемого товара могут  устанавливаться различные виды цен, существуют различные функции. Цели ЦО, основанные на существующем положении, для отечественных очагов культуры более реальны и потому более приемлемы. Для завоевание лидерства по показателям доли рынка, в принципе, вполне возможно и в СКС. Необходим целый комплекс маркетинга: ассортимент товаров, средства их доставления на рынок, интенсивная реклама и др. рассмотрели методы, стратегии ЦО.

Вопрос ЦО в отраслях культуры является чрезвычайно сложным в  силу влияния социально-экономических  факторов. Цены на услуги отраслей культуры призваны способствовать повышению  духовного уровня населения посредством  регулирования отношений между  потребителями услуг и обществом.

Не случайно поэтому, существует необходимость осуществить комплексную  систему мер по совершенствованию  ЦО и усилить дифференциацию цен  на услуги в зависимости от их качества и социальной значимости, ориентируясь при этом на доступность массовых видов платных услуг для всех слоев населения.

Проблема ЦО на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря  которому УК получили некоторое послабление  в хозяйственной деятельности в  связи с тем, что приобрели  право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики  рыночного типа.

Характеризуя общие подходя  к ценовой политике в оказании платных услуг в сфере культуры, можно констатировать, что УК необходимо устанавливать цены с учетом адекватности их восприятия со стороны как потребителя, так и конкурирующих структур. Это позволит обоснованно определять и систематически корректировать величину коэффициента ценовой прибыли, координировать политику цен по номенклатуре оказываемых  услуг.

Поставленная цель данного  исследования заключалась в комплексном  изучении и выявлении основных тенденций  ценообразования в СКС. В связи  с поставленной целью необходимо были решены следующие задачи:

3. Изучены теоретические  источники по теме исследования.

Информация о работе Цена и ценообразование в сфере культуры