Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:24, реферат
Цель данного исследования заключается в комплексном изучении и выявлении основных тенденций ценообразования в сфере социально-культурной сфере.
В связи с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники по теме исследования.
2. Выявить основные особенности, специфику ценообразования в сфере социально-культурной сфере.
Что же принадлежит регламентации
на уровне субъекта? Рассмотрим это
на примере Ханты-Мансийского
Так, в законе, принятом окружной
Думой в октябре 1997г. «О порядке
введения платных услуг, предоставляемых
бюджетными организациями в Ханты-
Среди дефиниций, которым в законе дается толкование, - «платная услуга», «ценообразование», «регулируемый тариф». По существу, через них раскрывается основная концепция Закона, которая включает механизм ЦО, порядок введения платных услуг в бюджетной организации, особенности информирования населения о них, специфику ведения отчетности, порядок поступления и использовании средств, полученных от их оказания.
Однако в контексте
поставленной проблемы наибольший интерес
представляет ст. 4 данного Закона «Согласование
тарифов на платные услуги». Под
тарифом понимается регулируемый тариф,
то есть такой, когда оплата услуги
складывается на рынке при государственном
воздействии на этот тариф, в том
числе и путем установления его
определенной или фиксированной
величины. Таким образом, на смену
маркетинговым подходам к ЦО на платные
продукты платной деятельности учреждений
культуры, которые были широко распространены
среди отечественных культурно-
В 1998г. Закон был дополнен
специальным Положением «Об условиях
и порядке формирования и предоставления
платных услуг бюджетными организациями
на территории Ханты-Мансийского автономного
округа». Основное внимание в Положении
уделено порядку обоснования
тарифов: из 5 разделов им посвящено 2. Здесь
не только наказывается орган, ответственный
за это направление, – Комитет
ценовой политики Администрации
округа, но характеризуется роль и
ответственность местных
Специальный раздел посвящен
«Материалам, предоставленным для
обоснования цен и тарифов». Требуется
семь таких материалов. Предельно
бюрократизирована процедура
Даже этот краткий анализ
нормативно-правового
Практика показала действенность этого положения, одновременно поставив на повестку дня вопрос о необходимости разработки специального документа, упорядочивающего правовое поле платной деятельности в сфере культуры, и выработки технологии ЦО.
Структура себестоимости и методика калькулирования затрат на оказание платных услуг
В производстве платных продуктов и услуг УК использует разнородные ресурсы и различные технологии потребления, то есть несет определенные издержки.
Затраты (или издержки производства) представляют собой себестоимость всех используемых в процессе оказания услуги материалов и ресурсов. Понятие затрат тесно связано с экономической категорией для определения величины затрат.
«Себестоимость – денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, часть стоимости». Состав затрат, включаемых в себестоимость и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли (дохода), определяется ст. 25 Налогового кодекса РФ.
В алгоритме расчета рыночной цены платной услуги, независимо от выбранного УК метода ЦО, главным этапом является оценка затрат (издержек производства). В практике платной деятельности УК используются разные способы группировки произведенных затрат, оценка наиболее часто при формировании прейскурантов услуг, калькулировании, ведении сметной и отчетной финансовой документации применяются группировки затрат по:
- экономическим элементам;
- отношению к технологическому процессу;
- способу отнесения на себестоимость.
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды (с 2001г. – единый социальный налог), прочие затраты.
Наряду с уже рассмотренной группировкой затрат по экономическим элементам существует их группировка по отношению к техническому процессу, согласно которой они делятся на основные и накладные затраты.
Основные затраты
Накладные, как правило, включают расходы по обслуживанию процесса производства:
· общехозяйственные – затраты на содержание помещения и оборудования, почтовые, канцелярские и др.;
· административно-управленческие – на планирование, учет и контроль, организацию труда;
· общепроизводственные и коммерческие.
Кроме того, по способу отнесения издержек на себестоимость услуги различаются затраты прямые и косвенные. Именно такая группировка использована в пп. 2 п. 11 ст.40 НК РФ при характеристики затратного метода определения цены.
Прямые затраты возникают
непосредственно в процессе оказания
платных услуг и относятся
сразу (прямо) на соответствующие услуги
в полном объеме (сумме), в то время
как косвенные (распределенные) затраты
распределяются между объектами
калькуляции пропорционально
Знание структуры
Калькуляция – это способ (метод) определения затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы изделий на отдельные виды производства. Калькуляция дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. Калькуляция широко используется в процессах бухгалтерского учета и при формировании прейскуранта продукции или услуг.
В калькуляционный лист включают назначение услуги, указание на единицу измерения, а так же наименования статей калькуляции и сумм в рублях. (Примечание 2)
Для обоснования прямых (основных) затрат на единицу продукции, работы, услуги КПУ ведется технологическая карта, в которой указываются не только все операции по производству платных услуг, но и требуемый для них уровень квалификации (разряд и квалификационно-должностные характеристики), оснащение рабочего места – оборудование и материалы, используемые для их оказания.
Несмотря на наличие общих
подходов к формированию содержания
квалификационного листа, имеются
определенные различия в формировании
его правового статуса. В определенной
части КПУ, получивших юридическую
и хозяйственную
В упрощенном варианте формулу расчета цены услуги или продукции осуществляемых УК, можно представить следующим образом:
С(ПЛ) = З(Д) : Н(В) + С(Т)
Ц(ЕД) = С(ПЛ) + К или Ц(ЕД) = С(ПЛ) х К : 100%
Ц(СУМ) = Ц(ЕД) х И(Н), где
С(ПЛ) – плановая себестоимость единицы выработки,
З(Д) – средняя дневная заработная плата исполнителя,
Н(В) – средняя дневная норма выработки (на одного сотрудника),
С(Т) – средние материальные затраты на техническое оформление (обслуживание) единицы выработки,
Ц(ЕД) – устанавливаемая (планируемая) цена за единицу выработки)
К – повышающий коэффициент (%) прибыли, коэффициент рентабельности,
Ц(СУМ) – сметная (суммарная) цена планового продукта или услуги,
И(Н) – итоговое исполнение услуги или продукта (объем работ).
Популярной остается методика расчета цен по формуле «издержки + прибыль». Однако, эта простая формула не может гарантировать прибыль, потому что оценка прибыли и убытков зависит от оценки объема реализации продукта или услуги; а это объем, в свою очередь, помимо всех прочих факторов, – от того, на сколько верно установлены цена.
Осуществлять научно обоснованную ценовую политику помогает комплекс методов, объединенных термином «ценовой маркетинг».
Процесс разработки стратегии ценообразования услуг, в том числе и в сфере культуры, включает в себя следующие этапы:
I. Цель ценового предложения
(выживание, максимизация
II. Оценка реализации услуги при каждом возможном уровне цен (чем больше спрос, тем выше цена);
III. Уровень издержек при
различных объемах оказания
IV. Наличие конкуренции
в оказание определенной
V. Выбор метода ЦО.
Анализ процесса ЦО позволяет выявить три наиболее опасные ошибки, становящиеся причиной потери интереса потребителя к определенной услуге:
1. Снижение качества услуги
в погоне за увеличением
2. Повышение цен без достаточных на то причин (когда причина повышения цены на услугу не имеет ничего общего с потребностью в ней);
3. Частное и значительное
изменение скидок на услугу (потребители
перестают доверять ценовой
Выводы по главе:
Проблема ЦО на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря которому УК получили некоторое послабление в хозяйственной деятельности в связи с тем, что приобрели право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики рыночного типа.
Характеризуя общие подходя
к ценовой политике в оказании
платных услуг в сфере
Заключение
Как бы то ни было, но цена играет не последнюю роль в жизни общества. Мы выяснили, что в зависимости от объема реализуемого товара могут устанавливаться различные виды цен, существуют различные функции. Цели ЦО, основанные на существующем положении, для отечественных очагов культуры более реальны и потому более приемлемы. Для завоевание лидерства по показателям доли рынка, в принципе, вполне возможно и в СКС. Необходим целый комплекс маркетинга: ассортимент товаров, средства их доставления на рынок, интенсивная реклама и др. рассмотрели методы, стратегии ЦО.
Вопрос ЦО в отраслях культуры
является чрезвычайно сложным в
силу влияния социально-
Не случайно поэтому, существует
необходимость осуществить
Проблема ЦО на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря которому УК получили некоторое послабление в хозяйственной деятельности в связи с тем, что приобрели право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики рыночного типа.
Характеризуя общие подходя
к ценовой политике в оказании
платных услуг в сфере
Поставленная цель данного исследования заключалась в комплексном изучении и выявлении основных тенденций ценообразования в СКС. В связи с поставленной целью необходимо были решены следующие задачи:
3. Изучены теоретические
источники по теме