Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:57, курсовая работа
Концепция обеспечения конкурентоспособности исходит из необходимости ускоренного удовлетворения требований рынка, насыщения его товарами первоочередного или повышенного спроса, создания условий для достойного выхода на внешний рынок и выживаемости предприятия в условиях жесткой конкуренции.
Достижение этих целей должно обеспечиваться за счет следующих мер:
- интеграции усилий по повышению качества и доведению затрат до функционально-необходимого уровня на всех этапах жизненного цикла продукции;
- целенаправленного использования потенциальных возможностей продукции при модификации и приспособлении ее к требованиям рынка;
Введение.. 3
Глава 1. Методологические основы изучения конкуренции товаров и услуг на внутреннем рынке.. 4
1.1. Анализ внешней среды предприятия. 4
1.2. Понятие о конкурентных преимуществах. 5
1.3. Особенности конкурентных преимуществ. 8
1.4. Ценовая и неценовая конкуренция. 14
1.5. Решение конкурентных преимуществ. 15
Глава 2. Оценка конкурентности предприятия.. 18
2.1. Краткая характеристика исследуемой организации. 18
2.2. Основные финансовые показатели. 24
2.3. Оценка финансовых результатов. 25
2.4. Показатели деловой активности. 26
Глава 3. Методы конкурентной борьбы... 29
3.1. Ценовая конкуренция. 29
3.2. Неценовая конкуренция. 31
Заключение.. 34
Список использованной литературы... 36
Принимая всё это во внимание, следует признать самыми надежными стратегиями обеспечения конкурентоспособности: уникальность и лидерство качества и выборочная специализация. Но для начала, пригодны и ориентация на издержки, и упор на издержки.
Типы конкуренции
Конкуренция, как
Количество фирм (хозяйственных,
промышленных, торговых предприятий,
имеющих права юридического
Свобода вхождения
Дифференциация товаров (
Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
Классификация рыночного сопер
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Классификация типов конкуренции.
Совершенная конкуренция
Совершенная (свободная)
- объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
- реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
- покупатели хорошо
- продавцы действуют независимо друг от друга;
- доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Последнее условие
Несовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей»[5].
Термин «монополия» в
Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей.
В экономической литературе даётся следующая классификация монополий[6]:
1. С учётом охвата экономики выделяются:
А) Чистая монополия (один продавец, полный контроль над ценой);
Б) Абсолютная монополия (
В) Монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции;
Г) Олигопсония – тип
Д) Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:
1) Рынок, в котором действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;
2) Рынок, в котором несколько
крупных поставщиков, не
3) Рынок, в котором господствует
группа корпораций типа «
Обычно термин «олигополия»
используется при
Е) Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия – наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD.
Ж) Билатеральная монополия
(двухсторонняя монополия) –
2. В зависимости от причин возникновения различают:
А) Естественная монополия
(ею обладают собственники и
организации, владеющие
Б) Легальные монополии,
В) Искусственные монополии.
Под этим названием имеется
в виду объединение предприятий
1) Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
2) Ограничивают аутсайдерам (
3) Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
4) Применяют более крупный
5) «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии
1. Картель – союз нескольких
предприятий одной отрасли
2. Синдикат – объединение ряда
предприятий, изготавливающих
3. Трест – монополия, в которой
создаётся совместная
4. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.
Таким образом, в условиях
монополистической формы хозяйс
1.4. Ценовая и неценовая
Через ценовую конкуренцию
продавцы влияют на спрос
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Ценовая конкуренция.
Организация, действующая при значениях P1 Q1, может увеличить сбыт, снизив свою цену до P2. Это увеличит спрос до Q2.
Организация, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Неценовая конкуренция.
Через неценовую конкуренцию
Это позволяет ей:
а) увеличить спрос с Q1 до Q2 при цене P2;
б) увеличить цену с P2 до P1 при сохранении спроса на уровне Q1.
При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями.
При неценовой конкуренции
продавцы перемещают кривые
1.5. Решение конкурентных
Типичными задачами, успешеное
решение которых зависит от
проведения продуманной
1. Выход на новый рынок;
2. Введение нового товара;
3. Защита позиции;
4. Последовательный проход по сегментам рынка;
5. Быстрое возмещение затрат;
6. Стимулирование комплексных продаж;
7. Удовлетворительное возмещение затрат.
Чтобы привлечь интерес
Выход на рынок с товаром, совершенно по-новому или с высокой степенью эффективности удовлетворяющим потребности покупателей, обеспечивает фирме в течение некоторого времени монопольное положение на рынке. Продавцы в этих случаях проводят ценовую политику, известную как «снятие сливок». Она заключается в том, что предприятие устанавливает максимально высокую цену, которая обеспечивает норму прибыли, во много раз превышающую среднюю для данной отрасли. Порой цена на такой товар даже выше экономического эффекта у потребителя (по сравнению с ценой удовлетворения потребности старым методом). Но тяга к новому у определенной части покупателей столь велика, что престижные соображения нередко преобладают над рациональными. Однако проведение политики, как правило, ограничено во времени. Высокий уровень цен стимулирует конкурентов быстро создавать аналогичные товары или их заменители. На рынке электронно-вычислительной техники такие товары появляются уже спустя 18 месяцев после выхода нового изделия. Поэтому крайне важно в определенный момент начать снижение цен, чтобы завоевать новые сегменты рынка и подавить активность конкурентов.
Информация о работе Ценовая и неценовая конкуренция на предприятии