Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 10:56, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение проблематики ценообразования на рынке товаров в условиях совершенной конкуренции. Поставленная цель предполагает решение нескольких задач, каждая из которых освещается в отдельной главе, что и составляет структуру курсового проекта.
Задачами курсовой работы являются:
- Рассмотрение понятия совершенной конкуренции, ее специфики и особенностей. Положения фирмы на рынке совершенной конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ КАК РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ 4
ГЛАВА 2. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 14
2.1. Поведение совершенно-конкурентной фирмы в краткосрочном периоде 14
2.2. Совершенно-конкурентная фирма в долгосрочном периоде 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ
ИНСТИТУТ ХОЛОДА И БИОТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»
Выполнила:
студентка I курса ФЭ и ЭМ
группы № И1501
Трудорудо К.В.
студенческий билет №135093
вариант №13
Санкт-Петербург
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной экономической категорией, то есть инструментом, функционирующим только на основе экономических законов.
Вследствие того, что правильно выбранная и рационально определенная ценовая политика предопределяет весь успех финансово-хозяйственной деятельности предприятия, вполне можно говорить, что тема данной курсовой работы высоко актуальна.
Целью данной работы является рассмотрение проблематики ценообразования на рынке товаров в условиях совершенной конкуренции. Поставленная цель предполагает решение нескольких задач, каждая из которых освещается в отдельной главе, что и составляет структуру курсового проекта.
Задачами курсовой работы являются:
Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства и различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
Существуют разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры; другими словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей – максимизации прибыли – результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции.
Конкуренция проявляется в борьбе между различными субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации продукции и услуг.1
Любой рынок, независимо от его конкретного вида (в том числе и рынок товаров), базируется на четырех основных элементах рыночного механизма: цене, спросе, предложении, конкуренции.
Изменение цен служит ориентиром для производителя при определении объемов производства, что, в свою очередь, обуславливает выбор технологии производства.
При повышении предложения товаров над спросом на них конкурентная борьба усиливается, что, как правило, ведет к понижению цен и сокращению производства данного товара. К обратной ситуации приводит относительный дефицит товара.
Конкуренция, таким образом, является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Основными формами, объединяющими все многообразие рыночных структур, являются совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция представляет собой идеальную (абстрактную) модель рыночных структур. На практике данная модель рынка встречается довольно редко. Существует несколько отраслей, более близких к чистой конкурентной модели, чем к любой другой рыночной структуре. Например, рынки многих сельскохозяйственных продуктов, рыбной продукции, иностранных валют, основных металлов и акций гораздо легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки. Кроме того, совершенная конкуренция представляет собой исходную ситуацию, сравнивая с которой удобно обсуждать определение цен и объема продукции. К тому же функционирование чистой конкурентной экономики дает образец, или стандарт, с которым можно сравнивать реальную экономику и оценивать ее эффективность.
Совершенная
конкуренция предполагает, что фирмы,
выходя на рынок, друг с другом
не конкурируют и свободно
борются за потребителя. Отдельная
фирма не рассматривает
На практике такая конкуренция отмечена в США на рынке сельскохозяйственных продуктов. В других случаях чистая конкуренция существует только в экономических теориях.
Определяющими факторами совершенной конкуренции являются следующие положения:
На рынке присутствует одновременно множество фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка, то есть их действия не могут повлиять на спрос и предложение товара, и, следовательно, и на рыночную цену.
Вход в рынок и выход из него не связаны с какими-либо трудностями. Под «легкостью входа» мы понимаем тот факт, что фирмы, которые только приступают к производству продукции, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами с точки зрения цен на те или иные ресурсы. Под «легкостью выхода» подразумеваем, что фирмы не сталкиваются с какими бы то ни было юридическими барьерами, покидая рынок.
Продукция является однородной – разные фирмы выпускают в основном сходную продукцию.
Покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации, то есть все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и всех видах затрат, необходимых для их производства. Кроме того, покупатели знают все, что им нужно, о характеристиках продукта, а все производители располагают равной информацией о производственной технологии.
При свободной конкуренции сталкиваются интересы продавцов, в результате чего-либо силой обстоятельств рынка они соглашаются на установление некоторой средней, или, естественной цены. Конкуренция подобна действию «невидимой руки» по регулированию рыночных цен.2 В этом и состоит роль конкуренции как элемента рыночного регулирования экономики. По мнению шотландского экономиста, лауреата Нобелевской премии Ф. фон Хайека, конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о тех возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения ограниченных и редких ресурсов в обществе. Благодаря свободной конкуренции возникает и поддерживается спонтанный порядок на рынке, не зависящий от чьей-либо воли и желания.
Совершенная конкуренция имеет следующие достоинства:
При
этом не следует забывать о
негативных сторонах
В соответствии с условиями совершенной конкуренции, перечисленными выше, доля отдельной фирмы в общем объеме предложения очень мала. Следовательно, отдельная конкурентная фирма не может ощутимо воздействовать на цену. Последняя устанавливается на основе рыночного спроса и рыночного предложения. Совершенно конкурентный производитель не ведет собственной ценовой политики, т.е. не может выступать в качестве ценового лидера, а только быть ценовым последователем. На рисунке 1.1 видно, что на отраслевом рынке товаров цена устанавливается на уровне 12 единиц. Отдельная фирма только приспосабливается к цене, которую диктует рынок.
Таким образом, кривая рыночного спроса является типичной кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Это говорит о том, что в конкурентной отрасли объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. На рис.1.1 б видно, что кривая спроса для отдельной фирмы совершенно эластична, так как отдельная фирма, изменяя объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем, что цена остается постоянной, предельный доход (MR) также постоянен и совпадает с кривой спроса (каждая дополнительно проданная единица добавляет к валовому доходу одну и ту же величин, равную цене).
Рис. 1.1. Установление
цены на отраслевом
На рис. 1.2. показывается динамика зависимости между краткосрочными издержками производства и предложением продукции фирмой. Непрерывный участок кривой предельных издержек фирмы, является ее кривой краткосрочного предложения.
Под действием закона убывающей предельной отдачи по мере увеличения объемов производства, в конце концов, предельные издержки возрастают. А так как предельные издержки положительно зависят от объема продукции, конкурентная фирма должна получать за свою продукцию все более высокие цены, чтобы покрыть понесенные ею затраты по выпуску дополнительных единиц продукции.
Если рассмотреть эту ситуацию иначе, вытекает вывод, что более высокие цены и предельный доход стимулируют конкурентную фирму наращивать производство. В результате действия закона убывающей предельной отдачи по мере увеличения объема продукции возрастают и предельные издержки. При некотором высоком объеме продукции более высокие предельные издержки сравняются с новой ценой на товар и предельным доходом. Прибыль вновь достигает своего максимума, но в данном случае уже при более высоком объеме продукции. Количество поставляемого товара увеличено в ответ на возросшие цены и вследствие желания фирмы снова получать максимальную прибыль.
Информация о работе Ценообразование в условиях совершенной конкуренции на рынке товаров