Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:04, лекция
Сущность и функции цены как экономической категории
Классификация цен
Факторы, влияющие на уровень цен
Методы ценообразования
Стратегии ценообразования
5. Цены на продукцию
Цена
— денежное выражение
стоимости товара (продукции,
изделий, работ, услуг),
т.е. то количество (сумма)
денег, которое покупатель
платит за товар.
Для любой коммерческой организации, любого предприятия цена является важным элементом рыночного механизма, а также концентрированным элементом рыночной конъюнктуры.
В условиях рыночной системы хозяйствования от цены зависят:
- величина прибыли;
-
конкурентоспособность
-
финансовая устойчивость
Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Основой для определения предприятием цены продукции, как правило, является себестоимость. Себестоимость отражает текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Схема формирования цены на основе себестоимости продукции представлена на рис.
Функции цены
Цена
как экономическая категория
выполняет ряд важнейших функций.
Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
В
учетной функции цена служит средством
исчисления всех стоимостных показателей.
К ним относятся как
Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Эта
функция реализуется через
РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА | |||||||
12390 | |||||||
ОТПУСКНАЯ ЦЕНА ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ | Текущие издержки и прибыль торговых организаций | НДС | |||||
10030 | 2000 | 18% от 2000 =360 | |||||
ОТПУСКНАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ | Текущие издержки и прибыль посреднических организаций | НДС | |||||
8260 | 1500 | 18% от 1500 =270 | |||||
ОПТОВАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ | Акциз (по подакцизным товарам) | НДС | |||||
7000 | - | 18% от 7000 =1260 | |||||
Полная себестоимость единицы продукции | Прибыль предприятия | ||||||
5000 | 2000 |
Элементы
цены (условный пример
в ден. единицах)
Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.
По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
- отпускная цена предприятия;
- оптовая рыночная цена;
- розничная цена.
В эту группу цен также можно отнести:
-
закупочные цены, по которым производители
сельскохозяйственной
-
тарифы грузового и
- тарифы на платные услуги населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот и т.д..
Действующие в рыночной экономике цены можно классифицировать и по другим признакам.
В зависимости от сферы регулирования различают:
- свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;
- договорные контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон;
-
цены, в условиях частичной или
полной монополизации рынка,
- регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем государства.
В зависимости от территории действия различают:
- единые или поясные цены;
- региональные (зональные) цены.
Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:
-
газ природный (кроме
-
продукция ядерно-топливного
- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
-
продукция оборонного
- драгоценные металлы и сплавы;
-
перевозки грузов, пассажиров, погрузочно-разгрузочные
работы на железнодорожном
Региональные
цены устанавливаются органами исполнительной
власти регионов и учитывают природно-
В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:
-
цену «франко – склад
- цену « франко – станция отправления»;
-
цену «франко – склад
Система «франкирования» показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.
Так, цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «Франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.
По времени действия цены подразделяются на следующие:
-
постоянные, действие которых не
меняется в течение всего
-
текущие, меняющиеся в рамках
действия одного контракта;
- сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
- скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.
Для
выработки эффективной ценовой политики
фирмы необходим всесторонний анализ
факторов, влияющих на уровень цен. Основными
из них являются:
Задачи
ценообразования
Обеспечение выживаемости
Обеспечение
выживаемости становится основной целью
фирмы в тех случаях, когда
на рынке слишком много
Максимизация текущей прибыли
Многие
фирмы стремятся
Завоевание лидерства по показателям доли рынка
Другие
фирмы хотят быть лидерами по показателям
доли рынка. Они верят, что компания,
которой принадлежит самая
Завоевание лидерства по показателям качества товара
Фирма
может поставить себе целью добиться,
чтобы ее товар был самым