Человеческий капитал: сущность и роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа: 3 страниц, 3 рисунка, 1 таблица, 10 источников.
Ключевые слова: человеческий капитал, формирование человеческого капитала, человеческий фактор, инвестиции в человеческий капитал
Объект исследования: человеческий капитал и его роль в современной экономике.
Цель курсовой работы: рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
Методы исследования: обработка, анализ научных источников; анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Содержание

Введение 7
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 9
1.2 Классификация видов человеческого капитала 11
2. Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы 15
3 Реализация человеческого фактора, его воздействие на рыночную экономику 19
3.1 Реализация человеческого фактора и его воздействие на рыночную экономику 19
3.2 Реализация человеческого капитала в Республике Беларусь 23
3.3 Пути развития человеческого капитала 31
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 245.43 Кб (Скачать файл)

Состояние человеческого  капитала в сфере науки. Состояние  совокупного человеческого капитала в научной сфере определяется как в натуральных показателях (численность персонала, занятого научным  исследованиями и разработками, численность  исследователей по областям науки и  др.), так и в стоимостных показателях, отражающих затраты на научные исследования и разработки, а также затраты  организаций промышленного производства на технологические инновации по видам инновационной деятельности. По данным государственной статистики, среднегодовая численность персонала, занятого научными исследованиями и  разработками, уменьшилась с 1990 по 1998 год в абсолютном значении в 2,5 раза, а начиная с 1998 г. изменяется незначительно. Что касается соотношения исследователей, техников, вспомогательного персонала  и прочих, то в 2008 г. оно составляло 58,6, 7,2, 20,5 и 13,7%, соответственно Среди  исследователей, по данным 2008 г., - 725 докторов наук и 3112 кандидатов, что составляет 20,8% от общего их количества; 79,2% исследователей не имеют ученой степени.

К началу 2009 г. в области  технических наук было сосредоточено 59,5% исследователей, естественных наук - 19,7%, общественных наук - 7,2%, медицинских - 5,2%, сельскохозяйственных - 6,4%, гуманитарных наук - 2,0% Анализ распределения численности  исследователей по областям науки показывает, что основная их часть сконцентрирована в области технических наук - около 60% от общей численности в научных  организациях и вузах республики. Вместе с тем, обеспеченность этой области  науки исследователями высшей квалификации наименьшая. Доля докторов наук в области  технических наук составляла в 2008 г. 1,8%, кандидатов наук - 8,6%, без степени - 89,6%. Это очень тревожная тенденция, учитывая тот факт, что, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь "Об утверждении приоритетных направлений  научно-технической деятельности в  Республике Беларусь" (6.07.2005 г., N 315), исследования в области технических  наук отнесены к приоритетным направлениям научной деятельности. Это - ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной  продукции, новые материалы и  новые источники энергии, информационные и телекоммуникационные технологии.

Одним из главных стоимостных  показателей научно-технического потенциала республики является доля внутренних затрат на научные исследования и  разработки в ВВП, составившая в 2000 г. 0,72%, в 2004 г. - 0,63%, в 2005 г. - 0,68%, в 2006 г. - 0,66%, в 2007 г. - 0,96%, в 2008 г. - 0,75% Снизившись с 1990 г. по 2000 г. почти в 3 раза, доля расходов на науку находится, вплоть до нынешнего  времени, скорее в режиме флуктуации, нежели - активного роста. Для сравнения  укажем, что, по опубликованным данным, в Великобритании и Франции уровень  затрат на науку по отношению к  ВВП составляет более 2%, а в США  и Германии - около 3%. Примерно на этом уровне находились в 1990 г. и расходы  на науку в Беларуси, являясь одним  из приоритетов экономической политики республики.

Мировой опыт показывает, что  научно-технический прогресс остается наиболее стабильным фактором накопления финансовых средств для расширенного воспроизводства, дальнейшего развития инноваций и наиболее выгодной, хотя и наиболее рискованной сферой помещения  капитала. В экономически развитых странах ассигнования в науку  не снижались даже в периоды экономических  спадов и отличались более высокими темпами роста, чем ассигнования в производство. Согласно мировому опыту, доля научных расходов в ВВП  должна быть не менее 3%. Пороговое же значение расходов на научные исследования и разработки, по отношению к ВВП, как одного из показателей экономической  безопасности страны, принято считать  равным 2%. Из этого следует, что достигнутый  в республике общий уровень развития научно-технической деятельности не может быть оценен как достаточный  для государства, стремящегося к  экономической и политической независимости  в условиях ограниченных собственных  сырьевых и энергетических ресурсов и сложной экологической обстановки. Соотношение фактического и порогового значений показателя затрат на научные  исследования и разработки составляет в Беларуси - 0,4.

Другим стоимостным показателем, отражающим состояние научной сферы  в республике, является структура  внутренних текущих затрат на научные  исследования и разработки по видам  работ Она свидетельствует о  том, что более 1/2 затрат направляется на разработки (в частности, на создание новой продукции и технологий), включающие в себя проведение опытно-конструкторских (при создании изделий) и опытно-технологических (при создании материалов, веществ, технологий) работ. На фундаментальные  исследования, реально изменяющие традиционный технологический уклад, затрачивается  от 1/6 до 1/5 выделяемых средств.

Трансформация структуры  научной деятельности характеризуется  некоторым увеличением (до 19,0%), а  затем - уменьшением (до 14,7%) доли фундаментальных  исследований. Доля прикладных исследований, выступающих связующим звеном между  фундаментальной наукой и конкретными  проектно-конструкторскими, технологическими и опытно-экспериментальными работами, колеблется в режиме флуктуации, составляя  в 2008 г. 26,0%. Доля разработок незначительно  отклоняется в одну или другую сторону от средней величины - 55%. По удельному весу фундаментальных  исследований в затратах на науку Беларусь приближается к уровню ведущих экономически развитых стран (США - 18%, Италия - 22%, Франция - 25%). Согласно мировому опыту, соотношение затрат на фундаментальные и прикладные исследования и затрат на разработки по всем наукам составляет 1 : 2; в Беларуси в 2008 г. оно составило 1 : 1,5. Это свидетельствует о необходимости усиления инновационной направленности научного потенциала страны и необходимости налаживания механизма коммерциализации результатов исследований и разработок.

В организациях промышленного  производства основные объемы затрат (более 50%) идут на приобретение машин  и оборудования; доля затрат на приобретение новых технологий и компьютерных программ составляет по 0,5%, на обучение и подготовку персонала - всего 0,1% В  определенной мере это оправдано, так  как, по данным Комплексной программы  научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020 гг., 48,2% действующих  технологий использовалось еще до 1985 года. Из эксплуатируемых промышленными  предприятиями 13,2 тыс. передовых технологий 31,4% внедрены до 1994 г.; создано же за 2002 год 407 передовых технологий, 90% из которых являются новыми только в  Беларуси.

Анализ состояния и  использования человеческого капитала в сфере науки Республики Беларусь приводит к выводу о том, что экономический  оборот человеческого капитала за последнее  десятилетие обусловлен обновлением  устаревшей традиционно применяемой  технологии и техники с целью  поддержания непрерывного процесса воспроизводства и сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той  или иной отрасли уровне. Анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных  показателей научно-технического развития свидетельствует об экономическом  обороте человеческого капитала, настроенном на воспроизведение  традиционной техники и технологий. Для инновационного оборота человеческого  капитала его научно-технический  потенциал представляется недостаточным, поскольку показатели этого потенциала ниже пороговых значений, определенных мировой экономикой.

Состояние человеческого  капитала в сфере образования. Состояние  совокупного человеческого капитала в сфере образования определяется как в натуральных показателях (численность и доля людей со средним, высшим и средним специальным  образованием, структура уровней  образования, число лет обучения и др.), так и в стоимостных  показателях, отражающих образовательную  емкость ВВП, объем и долю расходов на получение образования разного  уровня. Уровень общеобразовательной  и специальной подготовки является одним из наиболее значимых показателей, характеризующих человеческий капитал  в образовательной сфере. Среднее  число лет обучения в Беларуси составило, по итогам переписи населения, 10,0. В России, по опубликованным материалам, число лет обучения составляет 10,3 года и в настоящее время имеет  тенденцию к снижению. Это намного  ниже требований, предъявляемых к  образованию современным этапом научно-технического развития. В ведущих капиталистических странах к началу XXI в. средняя подготовка рабочей силы достигла уровня 14 лет обучения.

Что же касается образовательной  структуры человеческого капитала в Республике Беларусь, то лица с  высшим образованием составляли в конце XX в. 14,1% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше; со средним  специальным - 22,6%; с начальным профессиональным образованием - 9,3%; со средним общим - 26,5%; с базовым общим - 13,7%; с начальным  образованием - 13,8%. Таким образом, доля лиц с высшим и средним специальным  образованием составляла в конце XX в. 36,7% от населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше. Между тем, в США, например, доля лиц с высшим и средним специальным образованием среди взрослого населения достигала  в то же время 60%.

За истекшее десятилетие  доля учащихся общеобразовательных  школ уменьшилась на 10,8%, а доля учащихся ПТУ - на 0,8%. В то же время доля обучающихся  в дошкольных учреждениях возросла на 1,7%, доля учащихся средних специальных  учебных заведений возросла на 1,4%, а учащихся высших учебных заведений - на 8,5% среди всех обучающихся Таким  образом, позитивная тенденция перестройки  внутренней структуры в пользу высшего  образования имеет устойчивый характер, однако остается актуальным вопрос востребованности этого образования в инновационно реформируемой экономике.

Одним из главных стоимостных  показателей состояния человеческого  капитала в образовательной сфере  является доля расходов на образование  в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь Несмотря на сложные экономические  условия, государство стремится  в пределах имеющихся ресурсных  возможностей сохранять долю государственных  расходов на развитие образования. Начиная  с 2006 г. эта доля начала снижаться, однако, по предварительной оценке ЮНЕСКО, она остается сопоставимой с мировыми показателями (Швеция - 7,8%, Франция - 5,8%, Германия - 4,6%, Канада - 5,5%, Польша - 5,0%). Эти показатели являются порогом  эффективности, который позволяет  обеспечивать экономический рост на инновационной основе. Стратегической целью является создание системы  образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к  жизни и труду в гражданском  обществе с устойчивой социально  ориентированной экономикой.

Другим стоимостным показателем  состояния человеческого капитала в образовательной сфере выступает  структура затрат на различные виды образования. Анализ данных  свидетельствует  о снижении государственных расходов в последние годы на дошкольное образование (в 1,3 раза). Вместе с тем, наблюдается  постоянная тенденция роста доли расходов на высшее и среднее специальное  образование, так что в сумме  они составляют в 2008 г. 22,2% выделенных средств. Таким образом, в 2008 г. затраты  на дошкольное и общее среднее  образование составили в республике почти 2/3, а затраты на высшее и  среднее специальное - 1/5 всех затрат на образование, что не дает достаточных оснований для успешного использования человеческого капитала в сферах инновационной деятельности. Очевидно, что эффективность инвестиций в сферу образования может быть увеличена за счет перестройки внутренней структуры этой сферы в пользу повышения доли востребованного высшего образования.

Состояние человеческого  капитала в сфере здравоохранения. Состояние совокупного человеческого  капитала в сфере здравоохранения  определяется как в натуральных  показателях (средняя продолжительность  жизни, смертность населения по разным причинам, естественный прирост (убыль) населения, масштабы профилактических мероприятий и др.), так и в  стоимостных показателях, отражающих объем и долю расходов на здравоохранение  от ВВП, расходы на профилактические мероприятия и пропаганду здорового  образа жизни, расходы на государственные (комплексные и целевые) программы. По данным Всемирной организации  здравоохранения, состояние здоровья на 49-53% определяется образом жизни  человека и его личностным выбором  в пользу благоприятных или неблагоприятных  для здоровья альтернатив; на 18-22% - генетическими  и биологическими факторами, на 17-20% - экологической средой; на 8-10% - качеством  медицинской помощи и эффективностью профилактических мер.

Формирование человеческого  капитала в Республике Беларусь происходит на фоне снижения естественного прироста населения (-2,7 в 2008 г.), что в перспективе  может оказать влияние на экономическое  развитие республики Отметим, что проблема состоит не только в том, как меняются общие показатели воспроизводства  населения, но и в том, за счет каких  причин и какими темпами это происходит. Так, в настоящее время позитивное влияние на демографические процессы (следовательно, на естественное воспроизводство  человеческого капитала) оказывают  структурные факторы. В активном детородном возрасте находится значительная часть населения, соотношение по полу и брачному состоянию благоприятно, в пенсионный возраст выходят  малочисленные когорты военных  лет рождения. Однако возрастная структура  в ближайшие годы изменится и  будет оказывать негативное влияние  на демографические процессы. В активный детородный период войдут те, кто родился  в 1990-е годы, когда рождаемость  была низкой, а на пенсию выйдут многочисленные когорты родившихся в послевоенные годы. Прогнозы, проведенные Л. Шахотько по шести гипотетическим сценариям, показали необходимость мер по улучшению  демографической ситуации на государственном  уровне

Существенным проявлением  неблагополучного демографического развития является не только низкий уровень  рождаемости, характерный для многих экономически развитых стран, но и прогрессирующий  рост смертности, причем у наиболее трудоспособной части населения. В 1990-2005 годы наблюдался довольно резкий спад показателей ожидаемой продолжительности  жизни. В результате в 2005 г. ожидаемая  продолжительность жизни составляла 68,7 года, в 2007 г. - 69,0 лет; у мужчин - 62,9, а у женщин - 75,2 года. В настоящее  время ожидаемая продолжительность  жизни у мужчин на 10-15 лет, а у женщин - на 5-10 лет ниже, чем в наиболее развитых страх мира, но несколько выше, чем в других странах СНГ. По оценкам ведущих отечественных и зарубежных демографов, биологическая разница в продолжительности жизни женщин и мужчин не должна превышать 2-3 года. Выяснение причин сверхсмертности мужчин имеет большое значение, так как позволяет определить основные направления демографической политики, которые будут способствовать сокращению преждевременной смертности населения.

Информация о работе Человеческий капитал: сущность и роль в современных условиях