Человеческий капитал в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:19, контрольная работа

Краткое описание

Последние полтора-два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
1. Понятие человеческого капитала…………………………….…………..4
2. Классификация человеческого капитала……………………………..….6
3. Современные взгляды на теорию человеческого капитала……………………………………..……………………………...8
4. Проблемы формирования реализации человеческого капитала…………………………………………………………..……….10
Заключение…………………………………………………………..…...…..16
Библиографический список…………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по макроэкономике.docx

— 37.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3

  1. Понятие человеческого капитала…………………………….…………..4
  2. Классификация человеческого капитала……………………………..….6
  3. Современные взгляды на теорию человеческого капитала……………………………………..……………………………...8
  4. Проблемы формирования реализации человеческого капитала…………………………………………………………..……….10

Заключение…………………………………………………………..…...…..16

Библиографический список…………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Последние полтора-два десятилетия  управленческой науки прошли под  двумя знаменами: “инновации” и  “человеческие ресурсы”. Это время  можно охарактеризовать усложнением  внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения  и ужесточением конкуренции на мировых  рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей  повышения эффективности. Из всех организационных  ресурсов именно «человеческий ресурс»  или «человеческий потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы  для повышения эффективности  функционирования современной организации. “Человеческий капитал” стал рассматриваться  как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п. 
Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Актуальность темы заключается  в том, что человеческий капитал  играет основополагающую роль в жизни  каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас  знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск  информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие человеческого капитала

В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и  в узком смысле. В узком смысле “одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих  заработков, либо того и другого вместе“. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

В „Экономической энциклопедии“  человеческий капитал определяется как „особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей  силы. В состав объектов человеческого  капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт.

Для более полной и развернутой  характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип  функциональности определения характеризует  явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки  зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал - это  непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас  навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно  используется человеком в той  или иной сфере общественного  воспроизводства и способствует росту производительности труда  и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в  виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту  заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

Особенности человеческого капитала:

- в современных условиях  человеческий капитал является главной ценностью 
общества и главным фактором экономического роста;

- формирование человеческого  капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;

- человеческий капитал  в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

- человеческий капитал  может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;

- человеческий капитал  отличается от физического капитала по степени 
ликвидности;

- человеческий капитал  неотделим от его носителя – живой человеческой 
личности;

- независимо от источников  формирования, которые могут быть 
государственными, семейными, частными и др., использование человеческого 
капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Классификации  человеческого капитала

В экономической литературе существует несколько подходов к  классификации видов человеческого  капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам  затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие  его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

С точки зрения характера  содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский  и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает  поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких  потребительских услуг, которые  приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или повышению  эффективности существующих способов их удовлетворения.

Производительный капитал  создает поток услуг, потребление  которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется  в виду научная и образовательная  деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации  видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.

1. Живой капитал включает  в себя знания, воплощенные в человеке.

2. Неживой капитал создается,  когда знания воплощаются в физических, 
материальных формах.

3. Институциональный капитал  состоит из живого и неживого  капитала, связанного с производством  услуг, удовлетворяющих коллективные  нужды общества. Он включает в  себя все правительственные и  неправительственные институты,  которые содействуют эффективному  использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые  учреждения)

По форме обучения сотрудников  на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал  и общий человеческий капитал. Специальный  человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где  они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Таким образом, при существовании  большого количества определений и  видов „человеческого капитала“, это  понятие, как многие термины, представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку“. Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом.

Основным фактором существования  и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.

Человеческий капитал - это  имеющийся у каждого запас  знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск  информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Современные  взгляды на теорию человеческого  капитала

Одним из перспективных направлений  развития экономической науки в XXI веке является теория человеческого капитала.

В условиях научно-технической  революции образовался дефицит  высококвалифицированных кадров. В 50-е годы XX века центр тяжести  исследований сместился с процессов  использования имеющейся рабочей  силы на процессы создания качественно  новой рабочей силы. Именно во второй половине XX века во всех развитых странах  существенно вырос образовательный  ценз. Имел место заметный прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил.

В последние годы стало  общим мнением, что эффективность  развития экономики современных  государств в огромной степени зависит  от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие.

Теория человеческого  капитала изучает процесс качественного  совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения  труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда.

Теория человеческого  капитала предложила единую аналитическую  рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений как  вклад образования в экономический  рост, спрос на образовательные и  медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое.

Развитие теории человеческого  капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия  исходный для неоклассиков принцип  оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные  сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для  изучения таких социальных явлений  и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д. Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название "экономического империализма".

Под человеческим капиталом  понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков  и мотиваций. Его формирование, подобно  накоплению физического или финансового  капитала, требует отвлечения средств  от текущего потребления ради получения  дополнительных доходов в будущем.

Основные положения современной  теории человеческого капитала были обоснованы в работах известных  американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера.

Важной предпосылкой возникновения  теории человеческого капитала в  её современной форме стало общее  признание расширения традиционно  узкого понятия капитала. Исходным явилось положение о том, что  все элементы общественного богатства, которые накапливаются, используются в производстве и приносят доход, рассматриваются как капитал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Проблемы формирования  и реализации человеческого капитала

Формирование условий  для обеспечения экономического роста в условиях постиндустриальной эпохи наталкивается в России на множество серьезных препятствий. Во-первых, в последнее десятилетие развитие экономики России проходит в условиях ухудшающейся демографической ситуации. Сокращение численности населения вызвано не только низкой рождаемостью (простое воспроизводство населения предполагает 2,15 ребенка на одну женщину, а у нас — средняя рождаемость колеблется между 1 и 2 детьми на женщину), но и высокой смертностью, поэтому естественный прирост характеризуется отрицательными значениями. Особенно значителен рост смертности в группе населения трудоспособного возраста. При этом уровень смертности мужчин в 4 раза выше смертности женщин и в 2-4 раза выше аналогичных показателей для развитых стран. Кроме того, ухудшается соотношение возрастных когорт. По прогнозам Государственного комитета по статистике, к 2016 г. численность пенсионеров в 2 раза превысит число детей и подростков.

Следовательно, в ближайшие  десять лет численность населения  России существенно уменьшится, что  не может не сказаться на количестве трудовых ресурсов. При этом произойдет негативное изменение его возрастной структуры, что отражается в показателе «нагрузка пожилыми» (число пожилых на 1000 лиц трудоспособного возраста), значение которого возрастает, т.к. число лиц моложе трудоспособного возраста снижается. Прогнозируемые изменения в динамике численности и в структуре населения могут стать фактором, противодействующим развитию экономики России. Все это означает настоятельную внутреннюю необходимость повышения эффективности в формировании и использовании трудовых ресурсов страны. Кроме внутренней необходимости решения данной проблемы существует и внешний ее фактор. Это — стремление обеспечить конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке.

Информация о работе Человеческий капитал в экономике