Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:19, контрольная работа
Последние полтора-два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности.
Введение………………………………………………………………….……3
1. Понятие человеческого капитала…………………………….…………..4
2. Классификация человеческого капитала……………………………..….6
3. Современные взгляды на теорию человеческого капитала……………………………………..……………………………...8
4. Проблемы формирования реализации человеческого капитала…………………………………………………………..……….10
Заключение…………………………………………………………..…...…..16
Библиографический список…………………………………………………17
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………17
Введение
Последние полтора-два десятилетия
управленческой науки прошли под
двумя знаменами: “инновации” и
“человеческие ресурсы”. Это время
можно охарактеризовать усложнением
внешней организационной среды,
резким возрастанием темпов ее изменения
и ужесточением конкуренции на мировых
рынках. Все это потребовало поиска
скрытых резервов и новых путей
повышения эффективности. Из всех организационных
ресурсов именно «человеческий ресурс»
или «человеческий потенциал» стал
ресурсом, скрывающим наибольшие резервы
для повышения эффективности
функционирования современной организации.
“Человеческий капитал” стал рассматриваться
как объект инвестиций не менее, а, быть
может, и более важный, чем заводы,
оборудование, технологии и т.п.
Инвестициями в него могут быть образование,
накопление профессионального опыта,
охрана здоровья, географическая мобильность,
поиск информации.
Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
1 Понятие человеческого капитала
В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе“. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
В „Экономической энциклопедии“
человеческий капитал определяется
как „особый вид
Для более полной и развернутой
характеристики человеческого капитала
используют функциональный подход. Принцип
функциональности определения характеризует
явление не только с точки зрения
его внутренней структуры, но с точки
зрения его функционального
Особенности человеческого капитала:
- в современных условиях
человеческий капитал является главной
ценностью
общества и главным фактором экономического
роста;
- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
- человеческий капитал
отличается от физического капитала
по степени
ликвидности;
- человеческий капитал
неотделим от его носителя – живой
человеческой
личности;
- независимо от источников
формирования, которые могут быть
государственными, семейными, частными
и др., использование человеческого
капитала и получение прямых доходов контролируется
самим человеком.
2 Классификации человеческого капитала
В экономической литературе
существует несколько подходов к
классификации видов
С точки зрения характера
содействия экономическому благосостоянию
общества различают потребительский
и производительный человеческий капитал.
Потребительский капитал
Производительный капитал
создает поток услуг, потребление
которых содействует
Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.
1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.
2. Неживой капитал создается,
когда знания воплощаются в физических,
материальных формах.
3. Институциональный капитал
состоит из живого и неживого
капитала, связанного с производством
услуг, удовлетворяющих
По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.
Таким образом, при существовании большого количества определений и видов „человеческого капитала“, это понятие, как многие термины, представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку“. Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом.
Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.
Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
3 Современные
взгляды на теорию
Одним из перспективных направлений развития экономической науки в XXI веке является теория человеческого капитала.
В условиях научно-технической
революции образовался дефицит
высококвалифицированных
В последние годы стало общим мнением, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие.
Теория человеческого
капитала изучает процесс качественного
совершенствования людских
Теория человеческого
капитала предложила единую аналитическую
рамку для объяснения таких, казалось
бы, разнопорядковых явлений как
вклад образования в
Развитие теории человеческого
капитала шло в русле неоклассического
направления. В последние десятилетия
исходный для неоклассиков принцип
оптимизирующего поведения
Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.
Основные положения
Важной предпосылкой возникновения теории человеческого капитала в её современной форме стало общее признание расширения традиционно узкого понятия капитала. Исходным явилось положение о том, что все элементы общественного богатства, которые накапливаются, используются в производстве и приносят доход, рассматриваются как капитал.
4 Проблемы формирования
и реализации человеческого
Формирование условий
для обеспечения экономического
роста в условиях постиндустриальной
эпохи наталкивается в России
на множество серьезных
Следовательно, в ближайшие десять лет численность населения России существенно уменьшится, что не может не сказаться на количестве трудовых ресурсов. При этом произойдет негативное изменение его возрастной структуры, что отражается в показателе «нагрузка пожилыми» (число пожилых на 1000 лиц трудоспособного возраста), значение которого возрастает, т.к. число лиц моложе трудоспособного возраста снижается. Прогнозируемые изменения в динамике численности и в структуре населения могут стать фактором, противодействующим развитию экономики России. Все это означает настоятельную внутреннюю необходимость повышения эффективности в формировании и использовании трудовых ресурсов страны. Кроме внутренней необходимости решения данной проблемы существует и внешний ее фактор. Это — стремление обеспечить конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке.