Человеческий капитал в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:19, контрольная работа

Краткое описание

Последние полтора-два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
1. Понятие человеческого капитала…………………………….…………..4
2. Классификация человеческого капитала……………………………..….6
3. Современные взгляды на теорию человеческого капитала……………………………………..……………………………...8
4. Проблемы формирования реализации человеческого капитала…………………………………………………………..……….10
Заключение…………………………………………………………..…...…..16
Библиографический список…………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по макроэкономике.docx

— 37.55 Кб (Скачать файл)

Проблема сокращения численности  населения впервые была отмечена российскими демографами, которые в своих исследованиях в основном оперируют количественными характеристиками населения, а поэтому видят ее решение в росте иммиграции в Россию. Количественный подход к решению проблемы падения численности трудовых ресурсов связан с сохраняющейся у нас в стране приверженностью экстенсивному типу развития и индустриальной ориентации. Результативность количественного подхода к решению проблемы трудовых ресурсов сомнительна и вызывает ряд вопросов.

Первый из них о «качестве» иммигрантов. Если характерной чертой российской эмиграции является высокий уровень образования, то для иммиграции типичен низкий его уровень, что ухудшает качественный состав российских трудовых ресурсов. Во-вторых, иммигрантами чаще всего становятся те, кто не смог адаптироваться за рубежом, что свидетельствует об отсутствии способностей, энергии и воли к решению собственных проблем (здесь речь не идет о политических мигрантах и о тех, кто был вынужден спасаться от военных и социальных катастроф). Где гарантии того, что они смогут эффективно работать в России? В-третьих, для привлечения и обустройства иммигрантов требуются значительные ресурсы, которых так не хватает, по заявлениям российского правительства, для осуществления социальных преобразований в России. Не лучше ли эти ресурсы направить на решение социально-экономических проблем российских граждан-старожилов? В-четвертых, несмотря на призывы государства к тoлeрантному поведению в отношении мигрантов, государственное стимулирование иммиграции может спровоцировать социальные конфликты, связанные с усилением конкуренции на рынке труда, различиями в культурных традициях, бытовой адаптацией иммигрантов и т.п.

Важнейшими путями повышения  качества населения могло бы стать  развитие сфер здравоохранения и  образования. Но в медицинской научной  среде России признается неудовлетворительным состояние системы здравоохранения, что вместе с серьезными социально-экономическими проблемами, плохой экологией и иррациональным образом жизни, свойственным многим россиянам, является основной причиной падения численности населения.

В результате оказывается, что  российская система образования  в значительной степени готовит  квалифицированных специалистов не для России, а для других стран. Если сложившая тенденция будет  развиваться, то российский рынок труда  может столкнуться (в ряде случаев  уже сегодня сталкивается) с недостатком  высококачественных трудовых ресурсов, а дефицит ресурсов труда высокого качества может стать препятствием для экономического роста в России.

Для российской экономики  последних десятилетий весьма характерна ориентация не на долгосрочные а на краткосрочные цели, что, возможно, связано с настроениями периода  длительного экономического спада, последующей нестабильности в экономике  и политике. По-видимому, неэффективное  использование человеческого капитала также объясняется предпочтением  текущих, часто краткосрочных выгод. В результате важнейшим фактором экономического роста по-прежнему выступает  природный фактор.

Для совершенствования и  эффективного использования, имеющихся  в России ресурсов постиндустриального  развития требуется ряд условий. Первым из них является признание  запаса способностей человека, сформированных инвестициями в них и применяемых  в экономической деятельности, в  качестве капитала. Второе, не менее  важное условие — формирование экономической  политики, направленной на развитие этих способностей при финансовой поддержке  основных инвесторов в человеческий капитал (домохозяйств (индивидов), фирм и государства).

Процесс формирования человеческого  капитала требует оптимального распределения  функций и взаимодействия инвесторов. эффективное взаимодействие инвесторов в человеческий капитал возникает  тогда, когда между всеми экономическими агентами достигается консенсус, обеспечивающий интересы каждой из сторон. Функцией государства  в этом взаимодействии является создание условий для формирования общего человеческого капитала. Это выражается в снабжении индивида общим образованием, здоровьем, оптимально необходимым для выполнения работником трудовых функций, общественной системой его социализации. Тем самым государство обеспечивает горизонтальную мобильность индивида-работника.

Гармонизация интересов  экономических агентов предполагает наличие экономических и институциональных  предпосылок, находящихся во взаимодействии и взаимовоздействии. К числу  таких предпосылок относятся  сложившиеся общественные ценности, выступающие в качестве ориентира  общественного развития. Процесс  формирования общественных ценностей  занимает продолжительное время  и зависит от множества обстоятельств. Особую роль в этом процессе играет государство. Именно государство, выполняя институциональную и бенчмаркинговую  функции, может способствовать установлению таких правил и норм общественной жизни, которые будут ориентиром для частного бизнеса.

Бизнесу (фирме) требуется  не общий, а специфический работник, Приспособленный к его производственным потребностям, работник, который в  состоянии решать специфические  задачи конкретной фирмы. Чем активнее фирма инвестирует в специфический  человеческий капитал, чем больше величина корпоративных инвестиций, тем активнее становится вертикальная (внутрифирменная) мобильность индивида, тем успешнее осуществляется его карьера. Если функция  формирования общего человеческого  капитала государством не будет выполнена  или выполнена не полностью, тогда  фирма не получит основы для формирования специфического человеческого капитала своего персонала. Следовательно, фирма  объективно заинтересована в том, чтобы  бюджетные средства, выделяемые на образование, здравоохранение, социализацию, использовались полно и максимально  эффективно.

Если бы человеческий капитал  был признан таковым на уровне государственной политики, то государство  могло бы воздействовать на частный  инвестиционный процесс путем использования широко принятых в мире приемов стимулирования инвестиций в физический капитал, например при помощи механизма инвестиционных налоговых льгот. Этот механизм предполагает, что если фирма осуществляет инвестирование в передовые технологии или просто в новое оборудование, то государство не подвергает налогообложению такую часть общей прибыли фирмы, которая соответствует инвестициям в новые технологии, оборудование и т.п. В нашем случае — это инвестиции в здоровье, образование, социализацию населения, в частности молодежи. Освобождение от налогообложения той части прибыли фирм, которая соответствует инвестициям в эти объекты, было бы хорошим стимулом для корпоративных специфических инвестиций в человеческий капитал. Для целей стимулирования частных корпоративных инвестиций можно использовать и систему инвестиционных налоговых кредитов, которая построена на том, что в разных отраслях доля затрат на новые технологии в издержках фирмы отличается. Государство, желая стимулировать инвестиции в нужных направлениях, устанавливает следующее правило: те фирмы, у которых указанный показатель (инвестиции по данному направлению) выше среднеотраслевой величины, имеют право на получение специального кредита, предназначенного для уплаты налога. Кредит предоставляется на выгодных условиях — под низкий процент, на продолжительный срок, обеспечивается государственным страхованием. Таким способом государство могло бы стимулировать частные инвестиции в человеческий капитал и по их размеру, и по направлениям.

Формирование и использование  социального капитала, с одной  стороны, выступает фактором развития демократии, а с другой стороны, для  своего развития требует демократических  предпосылок, одной из важнейших  среди которых является гражданское  общество. Использование социального  капитала в современной рыночной экономике России часто имеет  отрицательные последствия, в частности  для рынка труда. Но, по-видимому, здесь уместно вспомнить замечание  Дж. Псахаропулоса о том, что «никакая экономика не может длительное время уклоняться от фундаментальных рыночных сил», поэтому запас социального капитала и у нас в России, очевидно, когда-то в будущем будет использоваться по этим законам.

Для осуществления реформ, проводимых в социальной сфере, в  сфере формирования человеческого  капитала, безусловно, потребуются  финансовые ресурсы. Сегодня в российской экономике имеются финансовые резервы, которые могут быть инвестированы  в наше будущее, в человеческий капитал и которые не должны лежать мертвым грузом в виде некоего стабилизационного фонда. Какими бы надежными не казались сегодня активы этого фонда, они могут растаять (и уже есть факты их сокращения) ввиду действия факторов экономической неопределенности.

Свидетельством малой  надежности финансовых активов являются возникающие в последнее время  то в одной, то в другой стране мира кризисы. Как показывает мировая  практика, выход из них обеспечивается как раз человеческим капиталом. Следовательно, существует единственный актив, в надежности которого можно  не сомневаться, — это человеческий капитал, воплощенный в населении  страны, в ее трудовых ресурсах; это  — здоровье, образование и его  социальный капитал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня для решения проблемы формирования и развития человеческого капитала России имеются все возможности. С одной стороны, есть объект инвестирования: хорошо известные в мире научные школы; развитая система образования; высокая готовность населения, особенно молодежи, к самосовершенствованию о чем свидетельствуют высокие конкурсы в Высшие учебные заведения; сложившаяся сфера здравоохранения. С другой стороны, финансовая ситуация последних лет создает возможность роста инвестиций в так называемую социальную сферу (сферу производства человеческого капитала).

Микро- и макроуровни решения проблемы человеческого капитала тесно взаимосвязаны поскольку его формирование и реализация предполагают наличие не только денежных ресурсов, но и воли микро- и макроагентов экономических процессов, их заинтересованности в достижении цели. При этом у индивида должны быть серьезные основания для выбора стратегии формирования человеческого капитала, т.к. возможны принципиально отличающиеся стратегии жизненного пути и выбор одной из них означает отказ от других, воз можно не менее эффективных по критерию дохода. Для того чтобы индивид предпочел стратегию формирования своего человеческого капитала, а предприятие, на котором он будет впоследствии занят, организационно и финансово поддержало его выбор, необходим сигнал заинтересованности в создании и развитии запаса способностей индивида со стороны государства. Если стратегия формирования человеческого капитала, выбранная индивидом, не будет поддержана ни государством, ни бизнесом, то это станет поводом для пересмотра приоритетов и со стороны индивида, что отрицательно скажется на возможностях экономического развития России.

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования : учеб. пособие / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. – СПб. : Наука, 2006 – 367с.
  2. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие / А.В. Корицкий. – Новосибирск: СибУПК, 2005. – 112 с.
  3. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник / В. М. Козырев – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. - 432 с.: ил.
  4. Экономическая теория : учебник / под ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М. : ИНФРА-М, 2007 – 672 с.
  5. Экономическая теория: учебник / под ред. И. К. Станковской, И. А. Стрелец. – М.: Эксмо. – 2008. – 448 с.
  6. Полищук Е.А. Человеческий капитал в экономике современной России: проблемы формирования и реализации : учеб. пособие для вузов / Е.А. Полищук. – Ижевск : Инком, 2005-150 с.

 


Информация о работе Человеческий капитал в экономике