Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:57, курсовая работа
Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Для России проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий – монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна, прежде всего, в нашем отечестве.
Введение…………………………………………………………......3
Глава 1 Монополия
Чистая монополия и ее сущность………………………….5
1.2 Виды монополий……………………………………………….9
1.3 Монополия: «за» и «против». Двойственная роль монополии……………………………………………………….....12
1.4 Плюсы и минусы монополии и ее регулирование………..13
1.5 Критерии поведения монополиста………………………….16
Глава 2. Монополия в России
2.1 Развитие монополий в России (история монополий)…….18
2.2 Монополизм в России……………………………………..….21
2.3 Особенности монополизма в РФ……………………………24
2.4 Антимонопольное регулирование в России…………....….26
2.5 Статья из журнала «Естественные монополии и право» о применении Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»….27
2.6 ОАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК)…………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………….32
Такой монополией, например, обладает историческая область Шампань (Франция), в которой, согласно французскому законодательству, только и может быть произведено знаменитое вино с названием «шампанское».
Или взять фабрику «Северная чернь» в Великом Устюге. Эта фабрика – естественный монополист в оригинальном чернении по серебру, сложившимся еще в XVIII веке, а ныне известном не только в нашем Отечестве но и за рубежом.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.
Современная
теория выделяет три типа
Так же различают пять основных форм монополистических объединений:
Его участники
(производящие однородную продукцию
– нефть, сахар, кофе и пр.) договариваются
о разделе рынков, торговых квотах
(допустимая норма чего-либо) и уровне
цен (кто, где, сколько и по чем
продает). При этом они полностью
сохраняют свою хозяйственную
Яркий пример картеля международного масштаба – Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК – основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, стремящихся производить единую политику в области добычи и экспортера нефти.
Однако,
цивилизованный мир стремится
ограничивать картельные
Вот пример скрытого картелирования. В начале 1990-х годов ряд химико-фармацевтических фирм Западной Европы и Японии, в том числе знаменитый немецкий концерн BASF (Badische Anilin & Soda Fabrik – Баденская анилино-содовая фабрика), тайно сговорились о постепенном повышении цен на искусственные витамины А, В, С и Е. Однако их обогащение было недолгим. История вышла наружу, и компаниям пришлось раскошелиться на миллионные штрафы и компенсации по многочисленным судебным искам ограбленных граждан.
Ради повышения доходов применяются и другие ценовые «хитрости».
В нем, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть.
Например, создавшие синдикат изготовители йогуртов могут ослабить взаимную конкуренцию, сбить цену на закупаемое у фермеров молоко и в то же время дороже продавать свою продукцию. В результате они перераспределяют доходы и поставщиков, и потребителей в свою пользу.
Входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики бывшего СССР. Достаточно назвать знаменитый Аэрофлот, многочисленные городские объединения (бытовых услуг, торговли хлебопродуктами, тресты столовых и пр.), отраслевые министерства и главки с их жёстким централизованным управлением. Все они были абсолютными монополистами в своих сферах и господствовали над потребителями. Тресты – наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены.
От англ. concern-фирма, предприятие. Это главная и весьма эффективная форма современных хозяйственных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира.
От лат. consortium-соучастие, сообщество. Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера и т.п.)
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, т.е. монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Опыт
показывает, что монополии,
1.3 Монополия: «за» и «против». Двойственная роль монополии.
Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.
С другой стороны, существуют
весомые аргументы в пользу
монополий. Продукция
Вместе с тем, не следует
преувеличивать роль монополий
в обеспечении НИОКР (научных
исследований и опытно-
Кроме того, крупные масштабы
производства позволяют
Не следует так же забывать
и того, что крупные монополистические
объединения играют роль
Учитывая двойственный
1.4 Плюсы и минусы монополии и ее регулирование.
Как все на свете, монополизм в экономике имеет свои плюсы и минусы. Так положительные, или позитивные, стороны монополии проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат. Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своем производстве. Почему? Дело в том, что небольшие конкурирующие предприятия обычно весьма стеснены в финансах и озабочены, прежде всего, текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от новшеств. Кроме того, новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от инноваций достается их авторам.
Обратимся теперь к отрицательным, или негативным, сторонам монополистического господства. Вначале назовем нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены (или сбивают их, в случае монопсонии), навязывают обществу определенные виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции.
Многие бизнесы лишаются
свободного и более
К примеру, в длительном застое сельского хозяйства России в 1990-х годах доля вины топливно-энергетических, машиностроительных, химических, банковских других своекорыстных монополистов весьма
значительна.
В странах с развитой
демократией (США, Франция,
Второй минус монополизма – усиление неравенства в доходах в обществе. Оно связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.
Возьмем для примера российский Сбербанк – почти монополиста в хранении вкладов населения (свыше 73% всех частных депозитов в стране на 1 марта 2000 года). Достаточно взглянуть на дорогие конторские здания этого учреждения, сравнить зарплаты его работников и, скажем, учителей, врачей, чтобы убедиться в получении им монопольных сверхприбылей. Через заниженный депозитный и завышенный кредитный проценты (своеобразные «ножницы цен») банк перераспределяет доходы общества в свою пользу.
Причем монополисты «
Следующий негативный момент монополизма – экономический застой и торможение НТП. Он возможен потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов.
Против НТП действует и такой факт: монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом и необходимостью замены физически еще годной техники. Отсюда и вывод, что в отношении НТП в монополистическом секторе «борются» две противоположные тенденции: одна – у его развитию, другая – к торможению.
Наконец, последняя из негативных сторон монополизма – опасность для демократии как в экономике так и в политике. В частности, в экономике монополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную (по сравнению с возможностями) оплату труда своих работников, плохое качество товаров, завышенные цены своих продаж (или заниженные цены покупок), принудительные «довески» к своей продукции (вроде программ для выхода в Интернет, «пристегнутой» «Майкрософтом» к операционной системе «Windows») и пр.
Заметна и антидемократическая
роль олигархов в политике. Скупая
средства массовой информации, финансируя
политические партии и
Информация о работе Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики