Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Для России проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий – монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна, прежде всего, в нашем отечестве.

Содержание

Введение…………………………………………………………......3

Глава 1 Монополия
Чистая монополия и ее сущность………………………….5
1.2 Виды монополий……………………………………………….9
1.3 Монополия: «за» и «против». Двойственная роль монополии……………………………………………………….....12
1.4 Плюсы и минусы монополии и ее регулирование………..13
1.5 Критерии поведения монополиста………………………….16

Глава 2. Монополия в России
2.1 Развитие монополий в России (история монополий)…….18
2.2 Монополизм в России……………………………………..….21
2.3 Особенности монополизма в РФ……………………………24
2.4 Антимонопольное регулирование в России…………....….26
2.5 Статья из журнала «Естественные монополии и право» о применении Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»….27
2.6 ОАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК)…………………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая чистая монополия2.docx

— 78.48 Кб (Скачать файл)

   Такой монополией, например, обладает  историческая область Шампань (Франция), в которой, согласно французскому законодательству, только и может быть произведено знаменитое вино с названием «шампанское».

   Или взять фабрику «Северная чернь» в Великом Устюге. Эта фабрика – естественный монополист в оригинальном чернении по серебру, сложившимся еще в XVIII  веке, а ныне известном не только в нашем Отечестве но и за рубежом.

   Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов.

   Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.

   Современная  теория выделяет три типа монополий:

    • монополия отдельного предприятия;
    • монополия как соглашение;
    • монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

 

 Так же  различают пять основных форм  монополистических объединений:

    • Картель

Его участники (производящие однородную продукцию  – нефть, сахар, кофе и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах (допустимая норма чего-либо) и уровне цен (кто, где, сколько и по чем  продает). При этом они полностью  сохраняют свою хозяйственную самостоятельность  – как производственную, так и  коммерческую (торговую).

   Яркий пример картеля международного масштаба – Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК – основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, стремящихся производить единую политику в области добычи и экспортера нефти.

   Однако, цивилизованный мир стремится  ограничивать картельные соглашения. В этих условиях монополисты  могут прибегать, например, к тайному  сговору (негласному соглашению  друг с другом) или используют  так называемое лидерство в ценах (ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные «молчаливо» следуют за ней).

   Вот пример скрытого картелирования. В начале 1990-х годов ряд химико-фармацевтических фирм Западной Европы и Японии, в том числе знаменитый немецкий концерн BASF (Badische Anilin & Soda Fabrik – Баденская анилино-содовая фабрика), тайно сговорились о постепенном повышении цен на искусственные витамины А, В, С и Е. Однако их обогащение было недолгим. История вышла наружу, и компаниям пришлось раскошелиться на миллионные штрафы и компенсации по многочисленным судебным искам ограбленных граждан.

   Ради  повышения доходов применяются  и другие ценовые «хитрости».

 

    • Синдикат

В нем, как  и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному  соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть.

   Например, создавшие синдикат изготовители йогуртов могут ослабить взаимную конкуренцию, сбить цену на закупаемое у фермеров молоко и в то же время дороже продавать свою продукцию. В результате они перераспределяют доходы и поставщиков, и потребителей в свою пользу.

 

    • Трест

Входящие  в него предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики бывшего СССР. Достаточно назвать знаменитый Аэрофлот, многочисленные городские объединения (бытовых услуг, торговли хлебопродуктами, тресты столовых и пр.), отраслевые министерства и главки с их жёстким централизованным управлением. Все они были абсолютными монополистами в своих сферах и господствовали над потребителями. Тресты – наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены.

 

    • Многоотраслевой концерн

От англ. concern-фирма, предприятие. Это главная и весьма эффективная форма современных хозяйственных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира.

    • Консорциум

От лат. consortium-соучастие, сообщество. Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера и т.п.)

   В  60-х годах в США и некоторых  странах капитала появились и  начали развиваться конгломераты, т.е. монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

  Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и захватив  прочные и монопольные позиции,  рано или поздно теряют динамику  развития и эффективности. Объясняется  это тем, что преимущества крупного  производства не являются абсолютными,  они приносят увеличение прибыльности  только до определенных пор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Монополия: «за» и  «против». Двойственная роль монополии.

 

Отношение общественности и государства  к различным формам несовершенной  конкуренции всегда двойственно  вследствие противоречивой роли монополий  в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции  и устанавливают более высокие  цены в силу своего монопольного положения  на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает  усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень  населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты  используют в полной мере возможности  для обеспечения НТП. Дело в том, что вследствие существования ограничений  для вступления в отрасль монополии  не имеют достаточных стимулов для  повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

   С другой стороны, существуют  весомые аргументы в пользу  монополий. Продукция монополистических  компаний отличается высоким  качеством, что и позволило  им завоевать господствующее  положение на рынке. Монополизация  воздействует на повышение эффективности  производства: только крупная фирма  на защищенном рынке обладает  достаточными средствами для  успешного проведения исследований  и разработок.

  Вместе с тем, не следует  преувеличивать роль монополий  в обеспечении НИОКР (научных  исследований и опытно-конструкторских  разработок). Практика свидетельствует,  что многие крупные открытия  в технике осуществляются сравнительно  небольшими, так называемыми венчурными  компаниями. На этой основе подчас  возникают крупные фирмы.

   Кроме того, крупные масштабы  производства позволяют снижать  издержки и в целом экономить  ресурсы. Так, повышение цен  на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

   Не следует так же забывать  и того, что крупные монополистические  объединения играют роль своеобразного  «буфера», сдерживая падение производства  и, следовательно, увеличение  безработицы во время кризиса.  Образно говоря, крупные монополии  – это опорные узлы всей  конструкции национального хозяйства.

   Учитывая двойственный характер  монополистических объединений,  правительства стран с развитой  рыночной экономикой стараются  в какой-то мере противостоять  монополизму, поддерживая и поощряя  конкуренцию.

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Плюсы и минусы монополии  и ее регулирование.

 

Как все на свете, монополизм в экономике  имеет свои плюсы и минусы. Так  положительные, или позитивные, стороны  монополии проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и  дает экономию затрат. Во-вторых, по сравнению  с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своем производстве. Почему? Дело в том, что небольшие конкурирующие предприятия обычно весьма стеснены в финансах и озабочены, прежде всего, текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от новшеств. Кроме того, новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от инноваций достается их авторам. 

 

 

 

Обратимся теперь к отрицательным, или негативным, сторонам монополистического господства. Вначале назовем нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены (или сбивают их, в случае монопсонии), навязывают обществу определенные виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции.

   Многие бизнесы лишаются  свободного и более рационального  выбора, не выдерживают давления  экономически неоправданных   монополистических цен, снижают  деловую активность, а то и  разоряются. В итоге сокращается  производство, растут безработица,  инфляция, усиливается расстройство  хозяйства. Богатство общества  в целом становится меньше, чем  могло бы быть при более  оптимальном конкурентно-рыночном  распределении ресурсов.

 

  К примеру, в длительном застое сельского хозяйства России в 1990-х годах доля вины топливно-энергетических, машиностроительных, химических, банковских  других своекорыстных монополистов весьма

значительна.

 

   В странах с развитой  демократией (США, Франция, ФРГ)  рыночной рациональности угрожает  еще один своеобразный вид  монополии – монополизм профсоюзов. Опираясь на свои огромные права, тред-юнионы подчас препятствуют устранению лишних рабочих мест, снижают платы работникам уходящих профессий, сокращению продолжительности рабочего времени с адекватным понижением зарплат и т.д. Это нарушает механизм саморегулирования рынка рабочей силы и тормозит рост производительности труда.

   Второй минус монополизма – усиление неравенства в доходах в обществе. Оно связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.

 

   Возьмем для примера российский Сбербанк – почти монополиста в хранении вкладов населения (свыше 73% всех частных депозитов в стране на 1 марта 2000 года). Достаточно взглянуть на дорогие конторские здания этого учреждения, сравнить зарплаты его работников и, скажем, учителей, врачей, чтобы убедиться в получении им монопольных сверхприбылей. Через заниженный депозитный и завышенный кредитный проценты (своеобразные «ножницы цен») банк перераспределяет доходы общества в свою пользу.

   Причем монополисты «подграбливают» не только рядовых потребителей, но и своих «младших собратьев» по бизнесу. Ведь каждый дополнительный рубль, отобранный, к примеру, у пассажиров метро (сверхмонополист в большом городе!), уже не будет истрачен на покупку, допустим, пряников или молока и не пополнит выручку кондитера или фермера.

 

Следующий негативный момент монополизма  – экономический застой и торможение НТП. Он возможен потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов.

Против НТП действует и такой  факт: монополисты заинтересованы в  полном физическом использовании работающего  оборудования, внедрение же новых  машин угрожает ему быстрым моральным  износом и необходимостью замены физически еще годной техники. Отсюда и вывод, что в отношении НТП  в монополистическом секторе  «борются» две противоположные  тенденции: одна – у его развитию, другая – к торможению.

   Наконец, последняя из  негативных сторон монополизма  – опасность для демократии как в экономике так и в политике. В частности, в экономике монополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную (по сравнению с возможностями) оплату труда своих работников, плохое качество товаров, завышенные цены своих продаж (или заниженные цены покупок), принудительные «довески» к своей продукции (вроде программ для выхода в Интернет, «пристегнутой» «Майкрософтом» к операционной системе «Windows») и пр.

   Заметна и антидемократическая  роль олигархов в политике. Скупая  средства массовой информации, финансируя  политические партии и предвыборные  кампании, они манипулируют сознанием  людей, проводят в парламенты  и правительства своих ставленников, добиваются с помощью лоббизма1 принятия нужных решений, получая выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии2, другие привилегии и ущемляя интересы и права остальных граждан.

Информация о работе Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики