Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Для России проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий – монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна, прежде всего, в нашем отечестве.

Содержание

Введение…………………………………………………………......3

Глава 1 Монополия
Чистая монополия и ее сущность………………………….5
1.2 Виды монополий……………………………………………….9
1.3 Монополия: «за» и «против». Двойственная роль монополии……………………………………………………….....12
1.4 Плюсы и минусы монополии и ее регулирование………..13
1.5 Критерии поведения монополиста………………………….16

Глава 2. Монополия в России
2.1 Развитие монополий в России (история монополий)…….18
2.2 Монополизм в России……………………………………..….21
2.3 Особенности монополизма в РФ……………………………24
2.4 Антимонопольное регулирование в России…………....….26
2.5 Статья из журнала «Естественные монополии и право» о применении Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»….27
2.6 ОАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК)…………………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая чистая монополия2.docx

— 78.48 Кб (Скачать файл)

   Необходимость сдерживания  и регулирования монополизма  передовые общества осознали  еще в конце XIX века. Так, в соответствии с первым в мировой истории антитрестовым законом Шермана, принятым в США в 1890 году, монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной.

   Современная антимонопольная политика, прежде всего, направлена на использование преимуществ  естественной монополии под контролем общества и государства на недопущение или ограничение искусственной монополии. В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений. Одновременно, стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. В случае выявления монополизма к фирмам могут применяться меры размонополизации: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте, а то и самое суровое – разукрупнение компании, то есть ее раздел на несколько фирм.

 


1Лоббизм [ от англ. lobby – вестибюль, коридор, кулуары (первоначально имелись в виду коридоры парламента, в которых лоббисты-«толкачи» встречали и «обрабатывали» законодателей)] – система проталкивания в органах власти нужных решений: заинтересованные круги (фирмы, организации, регионы) посылают в парламент и/или правительство своих агентов (лоббистов), которые легально (доклады, беседы, обоснования) или незаконным путем (взятки, подарки, шантаж) добиваются необходимого.

2Субсидия (от лат. subsidium – помощь, поддержка) – пособие,помощь (чаще государственная и в денежной форме) региону, фирме, физическому лицу.

1.5 Критерии поведения  монополиста

 

Они сводятся к следующим моментам:

    • предприятие должно функционировать, по крайней мере, безубыточно, ибо в долгосрочном периоде минимизация убытков становится неприемлемой;
    • монополию далеко не всегда устраивает равновесное состояние в точке минимума на кривой долгосрочных общих издержек. Равновесие может быть достигнуто при объеме выпуска продукции, который соответствует либо меньшему, либо большему значению минимума кривой долгосрочных средних издержек;
    • монополист всегда изберет такой масштаб производства, который в наибольшей степени соответствует его интересам;
    • цена, максимизирующая долгосрочную прибыль предприятия, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль.

 

 

 

Поведение предприятия при открытой монополии:

 

Совершенно  иная ситуация складывается в условиях открытой монополии, когда отсутствуют  барьеры, препятствующие вступлению конкурентов  в отрасль. Предприятие-монополист может выбрать два способа  своего поведения.

Первый способ заключается  в том, что предприятие  ведет себя так же, как и в  условиях краткосрочного временного интервала, - устанавливает цену, обеспечивающую получение максимальной экономической  прибыли. Такая линия поведения  монополиста довольно часто характерна для рынка новых товаров и  услуг, на которые первоначально  устанавливаются довольно высокие  цены. Однако вскоре на такого рода рынках появляются другие предприятия, предлагающие аналогичную продукцию. При этом надо отметить, что надежда даже на весьма краткосрочную монопольную  прибыль становится нередко мощным двигателем инновационного процесса.

Другой образ  поведения монополиста заключается  в том, что вместо цены, обеспечивающей максимальную краткосрочную прибыль, предприятие устанавливает цену, приносящую весьма умеренную прибыль. Такой способ ценообразования называется лимитирующим, так как он ограничивает краткосрочную прибыль с целью  отвлечения внимания от данной области  предпринимательства потенциальных  конкурентов и затруднение их входа в данную отрасль. Подобного  рода стратегия наиболее привлекательна для тех монополистов, которые  имеют низкие издержки. Обладая преимуществом  в издержках, можно получать чистую экономическую прибыль при невысокой  цене, которая практически исключает  опасность появления конкурентов.

 

Поведение предприятия при закрытой монополии:

 

По-другому  ведет себя предприятие в условиях закрытой монополии, так как оно  ограждено различного рода барьерами  от проникновения в данную сферу  конкурентов. Именно эта защищенность позволяет предпринимателям-монополистам присваивать так называемую ренту  – доход, не заработанный «праведной»  предпринимательской деятельностью. Поэтому на рынке закрытой конкуренции  сталкиваются две силы, одна из которых  стремится защитить существующую привилегию на получение ренты, другая направлена на разрушение барьеров, с целью  получить доступ к ней.

Высокий уровень  доходности постоянно побуждает  предпринимателей искать пути выпуска  товаров-субститутов, а также преодоления  законодательных или других правовых препятствий, ограждающих сферу  деятельности закрытой монополии. Последняя  попадает в своеобразные тиски. Появление  товаров-субститутов ведет к тому, что кривая спроса на товары закрытой монополии сдвигается влево. Одновременно необходимость активной защиты от «искателей ренты» ведет к росту издержек предприятия-монополиста и чревата  колоссальным расхищением ресурсов со стороны как монополиста, так  и претендентов на ренту.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Монополия в России

 

2.1 Развитие монополий  в России (история монополий)

 

   История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.

   Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах 19 века и в первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии – «Стандарт ойл», в автомобильной – «Дженерал мотор-с» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании). Трест, как правило, объединял предприятия одной отрасли, в концерн входили предприятия различных отраслей. Тресты развивались по пути усиления производственных взаимосвязей входящих в них предприятий. Параллельно этому развивалась вертикальная концентрация внутри трестов: присоединялись предшествующие и последующие экономические звенья. В концерне производственная основа капиталистической концентрации шла по пути комбинирования производственных процессов. Развитие капиталистических комбинатов одновременно вело к росту вертикальной и горизонтальной концентрации.

   Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году.

   Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован, сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр. Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

   В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Ба Толина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

   Наши крупнейшие корпорации не имеют таких вековых традиций как в развитых странах Запада, хотя отдельные из них созданы еще в петровские времена. В 1799 году была создана знаменитая «Трех горка», ставшая в 1996 году центром одноименной промышленной группы (ФПГ). Сто лет назад начали развиваться акционерные отношения, например; в Русско – Американской компании, и Александр I подписал в 1805 году Указ в связи с банкротством Петербургской компании для постройки кораблей.

   И вот два века спустя, к августу 1998 года, в экономике России в среде 3 млн. предприятий, 130 тыс. акционерных обществ, 27 тыс. совместных предприятий, большого числа неразвитых мелких предприятий появилось несколько устойчивых крупных финансово – промышленных образований, из которых формируются интегрированные структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Монополизм в России

   В 90-е годы после развала СССР многие предприятия, не получая государственных дотаций и из-за отсутствия рынков сбыта ввиду своей неконкурентно способной продукции начали разваливаться и закрываться. Чтобы как-то поддержать своих производителей и избежать полного развала отечественной экономики были выпущены акции этих предприятий. Владельцами их стали трудовые коллективы, частные лица и зарубежные граждане. Произошло акционирование большинства предприятий, заводов, фабрик, предприятий услуг. Но чтобы нормально вести производство нужны были большие капиталовложения, т.к. технологические линии почти везде были старые, изношенные, люди подолгу не получали зарплату. Но трудовые коллективы не стали подлинными хозяевами на своих предприятиях, нужны были средства на развитие производства, акции были скуплены у народа за бесценок, появились новые хозяева. Сейчас некоторые из них, где есть настоящие умные руководители, поднимаются и уже дают прибыли. Многие предприятия еще не работают по-настоящему, влача жалкое существование и требуется еще много времени и средств, чтобы они заработали. Ключевые отрасли народного хозяйства избежали этого всеобщего обвала и продолжают успешно работать.

Информация о работе Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики