Шведская модель экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов, когда в Швеции стало наблюдаться успешное сочетание быстрого экономического роста с обширными политическими реформами на фоне относительной социальной бесконфликтности. Этот имидж успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Шведская модель отождествлялась с наиболее развитой формой государства благосостояния.
Но смысл у этого, теперь уже устойчивого, словосочетания был разный и зависел от того, на что именно больше обращал внимания тот, кто его употреблял.

Вложенные файлы: 1 файл

Шведская_модель_846.docx

— 26.96 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Байкальский государственный  университет экономики и права

Кафедра экономики  предприятия и предпринимательской  деятельности

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

по дисциплине «Теоретический семинар: Современная система рыночной экономики»

на  тему: «Шведская модель экономических систем»

 

 

 

 

 

 

 

Проверил                                                                                               Чурина М.Г.

 

Выполнил                                                                                 Белокопытова К.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2013

 

Термин «шведская модель»  появился в конце 60-х годов, когда  в Швеции стало наблюдаться успешное сочетание быстрого экономического роста с обширными политическими  реформами на фоне относительной  социальной бесконфликтности. Этот имидж  успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Шведская модель отождествлялась с наиболее развитой формой государства благосостояния.

Но смысл у этого, теперь уже устойчивого, словосочетания был  разный и зависел от того, на что  именно больше обращал внимания тот, кто его употреблял. С одной  стороны, отмечался смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное  регулирование, преобладание частной  собственности в сфере производства и обобществление в сфере потребления. С другой же стороны, характерной  чертой послевоенной Швеции стала специфика  отношений между трудом и капиталом. В течение многих десятилетий  важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров  о заключении коллективных договоров  в области заработной платы с  участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных  действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения  шведской модели исходил из того, что  в шведской экономической политике явно выделялись две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Ее результатами были активная политика на высокоразвитом рынке труда  и исключительно большой государственный  сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность), занимающийся аккумуляцией и перераспределением значительных денежных средств на социальные и экономические цели.

Экономисты определяют шведскую модель как сочетание полной занятости (уровень официальной безработицы  — ниже 2% деятельного населения) и стабильности цен за счет проведения рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений. Эта модель была представлена профсоюзными экономистами в начале 50-х годов и в определенной степени была использована социал-демократическими правительствами.

Наконец, в самом широком  смысле шведская модель — модель социально-экономического развития, это весь комплекс социально-экономических  и политических реалий в стране с  ее высоким уровнем жизни и  широким масштабом социальной политики.

Таким образом, понятие «шведская  модель» не имеет однозначного толкования.

Задачи шведской модели

Основными целями шведской модели в течение длительного  времени были полная занятость и  выравнивание доходов. Это объясняется  особой силой шведского рабочего движения. С 1932 года по настоящее время (за исключением 1976–1982-го и 1991–1994 годов) у власти находилась Социал-демократическая  рабочая партия Швеции (СДРПШ). В  течение десятилетий с СДРПШ  тесно сотрудничало Центральное  объединение профсоюзов Швеции (ЦОПШ), что усиливало реформистское  рабочее движение в стране. Кроме  того, шведская модель базировалась на духе компромисса и взаимной сдержанности между рабочим движением (профсоюзами  и социал-демократами) с одной  стороны и крупными промышленными компаниями — с другой. Этот дух гармонии основывался на осознании того, что маленькая Швеция может выжить в большом мире с жесткой конкуренцией только при объединении усилий всех сторон.

К числу специфических  факторов, присущих именно Швеции, надо также отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 года, неучастие  в двух мировых войнах, рекордное  по продолжительности пребывание у  власти Социал-демократической рабочей  партии, исторические традиции мирных способов перехода к новой формации, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование  реформизма в рабочем движении, утвердившем  эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 году), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон, практика социального консенсуса.

Можно отметить и несколько  национальных черт характера: рационализм, самодисциплина, тщательное исследование подходов к решению проблем, стремление к общему согласию и способность  избегать конфликтов.

В послевоенный период развитию Швеции благоприятствовали многочисленные факторы: сохранение промышленного  потенциала в условиях нейтралитета, устойчивый спрос на экспортную продукцию, квалифицированная рабочая сила, высокоорганизованное и однородное в этническом плане общество и  политическая система, где доминировала одна крупная партия, которая проводила  прагматическую линию и формировала  сильное правительство. При таких  благоприятных условиях в период относительно высоких темпов экономического роста (3–5% в год) с конца 40-х до конца 60-х годов происходил рост частного сектора и повышалось благосостояние населения.

Шведская модель предусматривала  активную роль государства. Ее воплощение в жизнь было заслугой социал-демократов, делавших ставку на повышение жизненного уровня посредством постепенных  реформ в рамках капитализма при  прагматическом отношении как к целям, так и к средствам их достижения с учетом практической целесообразности и трезвого учета реальных возможностей.

После того как в начале 50-х годов основы шведской модели были сформулированы в профсоюзном  движении, они стали стержнем экономической  политики социал-демократов. Главный  принцип этой политики гласил: нет  причин для социализации средств производства и отказа от выгод эффективной рыночной системы производства ради идеологических постулатов. Прагматичность этой политики проще выражается известным изречением: «Незачем резать курицу, несущую золотые яйца».

Шведская модель исходила из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в  производственную деятельность фирм, а активная политика на рынке труда  должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл  состоял в максимальном росте  производства частного сектора и  очень широком перераспределении  государством части прибылей через  налоговую систему и государственный  сектор для повышения уровня жизни  народа, но без воздействия на основы производства.

Это привело к очень  большой роли государства в распределении, потреблении и перераспределении  национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В социал-демократической идеологии такая деятельность получила название «функциональный социализм».

Оглядываясь на достигнутое

Каковы же результаты? Неоспорим  успех Швеции на рынке труда. Страна сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период — вплоть до 90-х годов, в том  числе и с середины 70-х, когда  серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице  в большинстве развитых стран  Запада.

Были определенные достижения и в длительной борьбе в области  выравнивания доходов и уровня жизни. Происходило это двумя путями. Во-первых, политика солидарности в  области зарплаты была нацелена на достижение равной зарплаты за равный труд. С конца 50-х до начала 90-х  годов различия в зарплате между  различными группами в ЦОПШ сократились  более чем наполовину. Они также  сократились между рабочими и  служащими. Во-вторых, правительство  использовало прогрессивное налогообложение  и систему обширных государственных  услуг. В результате выравнивание в  Швеции достигло одного из самых высоких  уровней в мире.

Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве развитых стран, ВВП с 70-х годов увеличивался медленнее, чем в ряде государств Западной Европы, производительность труда росла  слабо. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали той  ценой, которая был уплачена за полную занятость и политику равенства.

В свое время успешное функционирование шведской модели зависело от ряда внутренних и международных факторов. Главной  и наиболее важной предпосылкой были высокие и постоянные темпы экономического роста, которые позволяли расширять  личное и государственное потребление. Второй предпосылкой были полная занятость  и то обстоятельство, что государство  должно было предоставлять социальное обеспечение лишь очень незначительной части граждан. Поэтому система  благосостояния могла финансироваться  путем налогообложения. Третья предпосылка  состояла в том, что на рынке труда  люди были заняты на постоянной основе в течение всего рабочего дня. Эти предпосылки сохранялись  с середины 50-х до середины 70-х  годов.

Когда эти факторы стали  меняться, модель неизбежно должна была адаптироваться к новым условиям. С середины 70-х годов в связи  с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким кризисом производства экономическое положение  страны заметно осложнилось. Отдельные  отрасли промышленности, попавшие в  глубокий структурный кризис, стали  получать государственную помощь, причем в огромном масштабе. В связи с  этим некоторые экономисты заговорили о крахе шведской модели, кризисе  государства благосостояния, чрезмерном уровне личного налогообложения  и быстро разрастающемся государственном  секторе, вытесняющем частные фирмы. Социал-демократы — ведущий политический фактор шведской модели — в 1976–1982 годах  были в оппозиции, у власти в те годы находились буржуазные партии. Однако развитие в 80-е годы (а с 1983-го до конца 80-х годов продолжался экономический  подъем) показало, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.

Во второй раз о кризисе  и крахе шведской модели иностранные  и местные аналитики заговорили с начала 90-х годов, когда в  стране возникли новые острые социальные, экономические и политические проблемы. Государственный сектор, который  был эффективным в 50–60-х годах, находился в состоянии перманентного  кризиса. Безработица достигла 13% — исключительно высокого показателя по шведским стандартам. Участились забастовки. Размер национального долга приблизился к объему годового ВВП, а дефицит государственного бюджета достиг 11%. Возникли и сильные противоречия между прежде едиными профсоюзами и социал-демократами. Проблемы государственных финансов и усиление политических разногласий сопровождались ростом этнической напряженности в стране, противоречивым решением вступить в Евросоюз и постоянными дебатами о значении шведского нейтралитета.

К середине 90-х годов, когда  социал-демократы снова были у  власти, изменилось и положение в  шведском обществе. В результате значительного  снижения удельного веса промышленности в экономике Швеция стала страной  преимущественно среднего класса, а  социал-демократы — партией скорее «белых воротничков», чем рабочих, что  и привело к ухудшению их ранее  тесных отношений с рабочими профсоюзами.

Кроме того, шведская модель предполагала существование внутренней «арены», которая была бы в значительной степени ограждена от внешних  воздействий и тенденций, что  позволяло бы шведской элите осуществлять контроль над основными направлениями  внутренней экономической политики. За последние два десятилетия  ситуация коренным образом изменилась: Швеция вступила в ЕС, усилилась  интернационализация хозяйственной  жизни, произошли революционные  перемены в глобальных средствах  связи. Резко сократилось пространство для политических и экономических  маневров внутри страны в результате воздействий извне в виде колебаний  валютных курсов, изменений в мировой  экономической конъюнктуре, потоков  капиталов, передачи информации по факсу  или интернету или решений  брюссельской евробюрократии.

Что же можно позаимствовать из опыта шведской модели? Некоторые  аналитики считают, что шведский опыт и методы можно легко экспортировать и использовать в других странах. Однако механически перенести на чужую почву даже самый прогрессивный  опыт очень трудно. Каждая страна имеет  свои собственные традиции, историю  и институциональные структуры, и многое из того, что привлекает внимание в шведском обществе, основано на специфических традициях и  институтах, появившихся очень давно.

И все же некоторую пользу могут извлечь и другие страны. Например, опыт активной политики на рынке  труда — важнейшей части шведской модели — может использоваться другими  странами, а именно: лучше проводить  переподготовку безработных и возвращать их к труду, в частности путем  предоставления субсидий для переезда к вакантному рабочему месту, чем  тратить огромные суммы на пособия  безработным в качестве компенсации  за потерянные доходы. Безработица - это  не только неблагоприятные последствия  для человека, но еще и весьма дорогостоящий метод борьбы с  инфляцией и решения структурных  проблем. Значительная часть издержек на политику на рынке труда в Швеции возвращается государству в виде налогов и взносов на социальное страхование. Чистые расходы на нее  заметно меньше значащихся в бюджете  цифр. Шведский опыт состоит в том, что мощная и хорошо организованная политика на рынке труда высокопродуктивна  и на деле является эффективным способом использования денег налогоплательщиков. Социальная политика и регулирование  рынка труда — это как раз  то, что больше всего привлекает внимание в шведской модели.

Информация о работе Шведская модель экономических систем