Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:14, курсовая работа
Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов, когда в Швеции стало наблюдаться успешное сочетание быстрого экономического роста с обширными политическими реформами на фоне относительной социальной бесконфликтности. Этот имидж успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Шведская модель отождествлялась с наиболее развитой формой государства благосостояния.
Но смысл у этого, теперь уже устойчивого, словосочетания был разный и зависел от того, на что именно больше обращал внимания тот, кто его употреблял.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра экономики
предприятия и
ДОКЛАД
по дисциплине «Теоретический семинар: Современная система рыночной экономики»
на тему: «Шведская модель экономических систем»
Проверил
Выполнил
Иркутск, 2013
Термин «шведская модель»
появился в конце 60-х годов, когда
в Швеции стало наблюдаться успешное
сочетание быстрого экономического
роста с обширными
Но смысл у этого, теперь
уже устойчивого, словосочетания был
разный и зависел от того, на что
именно больше обращал внимания тот,
кто его употреблял. С одной
стороны, отмечался смешанный характер
шведской экономики, сочетающей рыночные
отношения и государственное
регулирование, преобладание частной
собственности в сфере
Еще один способ определения
шведской модели исходил из того, что
в шведской экономической политике
явно выделялись две доминирующие цели:
полная занятость и выравнивание
доходов. Ее результатами были активная
политика на высокоразвитом рынке труда
и исключительно большой
Экономисты определяют шведскую
модель как сочетание полной занятости
(уровень официальной
Наконец, в самом широком смысле шведская модель — модель социально-экономического развития, это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики.
Таким образом, понятие «шведская модель» не имеет однозначного толкования.
Задачи шведской модели
Основными целями шведской модели в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Это объясняется особой силой шведского рабочего движения. С 1932 года по настоящее время (за исключением 1976–1982-го и 1991–1994 годов) у власти находилась Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничало Центральное объединение профсоюзов Швеции (ЦОПШ), что усиливало реформистское рабочее движение в стране. Кроме того, шведская модель базировалась на духе компромисса и взаимной сдержанности между рабочим движением (профсоюзами и социал-демократами) с одной стороны и крупными промышленными компаниями — с другой. Этот дух гармонии основывался на осознании того, что маленькая Швеция может выжить в большом мире с жесткой конкуренцией только при объединении усилий всех сторон.
К числу специфических
факторов, присущих именно Швеции, надо
также отнести неизменный внешнеполитический
нейтралитет с 1814 года, неучастие
в двух мировых войнах, рекордное
по продолжительности пребывание у
власти Социал-демократической
Можно отметить и несколько национальных черт характера: рационализм, самодисциплина, тщательное исследование подходов к решению проблем, стремление к общему согласию и способность избегать конфликтов.
В послевоенный период развитию
Швеции благоприятствовали многочисленные
факторы: сохранение промышленного
потенциала в условиях нейтралитета,
устойчивый спрос на экспортную продукцию,
квалифицированная рабочая
Шведская модель предусматривала активную роль государства. Ее воплощение в жизнь было заслугой социал-демократов, делавших ставку на повышение жизненного уровня посредством постепенных реформ в рамках капитализма при прагматическом отношении как к целям, так и к средствам их достижения с учетом практической целесообразности и трезвого учета реальных возможностей.
После того как в начале 50-х годов основы шведской модели были сформулированы в профсоюзном движении, они стали стержнем экономической политики социал-демократов. Главный принцип этой политики гласил: нет причин для социализации средств производства и отказа от выгод эффективной рыночной системы производства ради идеологических постулатов. Прагматичность этой политики проще выражается известным изречением: «Незачем резать курицу, несущую золотые яйца».
Шведская модель исходила
из положения, что децентрализованная
рыночная система производства эффективна,
государство не вмешивается в
производственную деятельность фирм,
а активная политика на рынке труда
должна свести к минимуму социальные
издержки рыночной экономики. Смысл
состоял в максимальном росте
производства частного сектора и
очень широком
Это привело к очень
большой роли государства в распределении,
потреблении и
Оглядываясь на достигнутое
Каковы же результаты? Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Страна сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период — вплоть до 90-х годов, в том числе и с середины 70-х, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых стран Запада.
Были определенные достижения и в длительной борьбе в области выравнивания доходов и уровня жизни. Происходило это двумя путями. Во-первых, политика солидарности в области зарплаты была нацелена на достижение равной зарплаты за равный труд. С конца 50-х до начала 90-х годов различия в зарплате между различными группами в ЦОПШ сократились более чем наполовину. Они также сократились между рабочими и служащими. Во-вторых, правительство использовало прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг. В результате выравнивание в Швеции достигло одного из самых высоких уровней в мире.
Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве развитых стран, ВВП с 70-х годов увеличивался медленнее, чем в ряде государств Западной Европы, производительность труда росла слабо. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали той ценой, которая был уплачена за полную занятость и политику равенства.
В свое время успешное функционирование шведской модели зависело от ряда внутренних и международных факторов. Главной и наиболее важной предпосылкой были высокие и постоянные темпы экономического роста, которые позволяли расширять личное и государственное потребление. Второй предпосылкой были полная занятость и то обстоятельство, что государство должно было предоставлять социальное обеспечение лишь очень незначительной части граждан. Поэтому система благосостояния могла финансироваться путем налогообложения. Третья предпосылка состояла в том, что на рынке труда люди были заняты на постоянной основе в течение всего рабочего дня. Эти предпосылки сохранялись с середины 50-х до середины 70-х годов.
Когда эти факторы стали
меняться, модель неизбежно должна
была адаптироваться к новым условиям.
С середины 70-х годов в связи
с обострением конкурентной борьбы
на внешних рынках и глубоким кризисом
производства экономическое положение
страны заметно осложнилось. Отдельные
отрасли промышленности, попавшие в
глубокий структурный кризис, стали
получать государственную помощь, причем
в огромном масштабе. В связи с
этим некоторые экономисты заговорили
о крахе шведской модели, кризисе
государства благосостояния, чрезмерном
уровне личного налогообложения
и быстро разрастающемся государственном
секторе, вытесняющем частные фирмы.
Социал-демократы — ведущий
Во второй раз о кризисе
и крахе шведской модели иностранные
и местные аналитики заговорили
с начала 90-х годов, когда в
стране возникли новые острые социальные,
экономические и политические проблемы.
Государственный сектор, который
был эффективным в 50–60-х годах,
находился в состоянии
К середине 90-х годов, когда
социал-демократы снова были у
власти, изменилось и положение в
шведском обществе. В результате значительного
снижения удельного веса промышленности
в экономике Швеция стала страной
преимущественно среднего класса, а
социал-демократы — партией
Кроме того, шведская модель
предполагала существование внутренней
«арены», которая была бы в значительной
степени ограждена от внешних
воздействий и тенденций, что
позволяло бы шведской элите осуществлять
контроль над основными направлениями
внутренней экономической политики.
За последние два десятилетия
ситуация коренным образом изменилась:
Швеция вступила в ЕС, усилилась
интернационализация
Что же можно позаимствовать из опыта шведской модели? Некоторые аналитики считают, что шведский опыт и методы можно легко экспортировать и использовать в других странах. Однако механически перенести на чужую почву даже самый прогрессивный опыт очень трудно. Каждая страна имеет свои собственные традиции, историю и институциональные структуры, и многое из того, что привлекает внимание в шведском обществе, основано на специфических традициях и институтах, появившихся очень давно.
И все же некоторую пользу
могут извлечь и другие страны.
Например, опыт активной политики на рынке
труда — важнейшей части