Школа человеческих отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 08:49, контрольная работа

Краткое описание

В современном обществе человек признан главным фактором производства, следовательно, изучение школы человеческих отношений является актуальным и в наши дни, так как именно эта школа впервые начала рассматривать человека как основной фактор производства, а также факторы, влияющие на работоспособность человека, поведение человека в группе. Именно школа человеческих отношений не пыталась уничтожить и подавить неформальные группы на рабочих местах, а, наоборот, пыталась укрепить власть руководителя, сделав его еще и неформальным лидером. Данная школа до сих пор продолжает свое существование, что подтверждает актуальность данной курсовой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Школа человеческих отношений.docx

— 406.31 Кб (Скачать файл)

      Французский  инженер и исследователь Анри  Файоль внес большой вклад  в "классическую теорию управления". Он одним из первых сформулировал  четырнадцать принципов администрирования  (разделение труда, власть и  авторитет, дисциплина, единоначалие, подчинение индивидуальных интересов  общему, вознаграждение, централизация,  порядок, равенство, устойчивость  должностей личного состава, инициатива, корпоративный дух, ступенчатость  власти в иерархии управления).

      В 30-е  годы ХХ века возникает одна  из основных школ в теории  управления - "школа человеческих отношений". Один из ее основателей, Э. Мэйо, пришел к выводу, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы. Проблемы любого производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений.

      В начале 50-х годов Дуглас Мак-Грегор  сформулировал свои идеи об  управлении, утверждая, что существует  два вида менеджмента персонала,  первый из которых основывается  на "теории X" ("средний человек не любит трудиться и по возможности избегает работы"), а второй - на "теории Y" ("для человека расходовать моральные и физические силы на работу так же естественно, как отдыхать или играть").

      Все теории  менеджмента, так или иначе,  находят свое отражение в практике  управления организацией ОАО РОСНО. Это бесспорно и доказано длительным опытом. Но в любом коллективе, с точки зрения его управления, ставится акцент на определенный подход. Одной из особенностей ОАО РОСНО, является большой коллектив, позволяющий специалисту занимать различные управленческие позиции – агента, менеджера, администратора. В данном случае управления таким коллективом большее отражение находит "Школа человеческих отношений" Элтона Мэйо. Для управления организацией вообще (в особенности для российского управленческого менталитета) сочетание формальных и неформальных связей играет очень большую роль.

      "Школа человеческих отношений" - это гуманистическое, сильно психологизированное, антропоцентрическое направление в общей теории организации, социологии организаций и управленческой практике. Оно сформировалось в полемике с постулатами классической школы. В рамках школы человеческих отношений первостепенными являются принципы всемерного развития и всестороннего использования организацией способностей работников, удовлетворения их разносторонних потребностей, использования механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личностного) контроля за их поведением и деятельностью, стимулирования процессов групповой динамики, демократизации управления, гуманизации труда. В результате реализации этих принципов в группе формируется феномен коллективизма.

      Обращение к человеческому фактору - это был революционный переворот в теории организации и управления. Под "человеческим фактором" в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании - это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т. д. Именно человеческий фактор определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы, которые надо правильно использовать.

      Основой  "Школы человеческих отношений"  являются следующие принципы:

    • человек представляет собой социальное существо, ориентированное на других людей и включенное в контекст группового поведения;
    • с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности;
    • руководители учреждений в большей мере должны ориентироваться на удовлетворение потребностей людей;
    • производительность труда будет выше, если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено групповым, коллективным, а экономические стимулы
    • социально-психологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства).

 

      Положения  и выводы, сделанные Э. Мэйо, получили  определение доктрины "социального  человека". Исходя из этой доктрины, необходимо в процессе производственной  деятельности устанавливать между  руководителями и работниками  "человеческие отношения". Руководители  должны постоянно отрабатывать  и использовать в межличностных  отношениях организационные, технические,  экономические, социально-психологические  и другие меры, способствующие  благотворному влиянию на сознание, психику, мораль работников и  позволяющие добиваться высоких  социально-экономических результатов.  В связи с этим Э. Мэйо  высказал ряд рекомендаций, не  учитывать которые и сегодня  в процессе управления коллективом  нельзя. К этим рекомендациям  можно отнести следующее: 

    1. уметь предупреждать (не допускать) противоречия в межличностных отношениях;
    2. стремиться создавать нормальную социальную среду: атмосферу доверия, доброжелательности в коммуникационных связях и отношениях между членами трудового коллектива, руководителем, подчиненными;
    3. осуществлять меры по предупреждению и положительному ра<span class="List_0020Paragraph__Char" styl

Информация о работе Школа человеческих отношений