Шпаргалка по "Институциональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Институциональная экономика"

Вложенные файлы: 1 файл

1_chast_institutsionalka.docx

— 67.83 Кб (Скачать файл)

Начиная с конца 40-х гг. Гербертом  Саймоном в научный оборот введено представление об ограниченной рациональности. Под понятием ограниченной рациональности понимаются  целенаправленные действия хозяйствующего субъекта, проводимые им в условиях, когда принятие наиболее эффективных решений затруднено в связи с отсутствием времени, информации, а также недостаточностью ресурсного обеспечения.

Концепция ограниченной рациональности человека, как экономического агента, формулирует проблемы, которые можно  условно разделить на  следующие две группы:

  • - невозможность получения экономическим агентом в полном объеме всей информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений, которая ограничивает возможности формулирования, оценки и выбора альтернатив действий,
  • - присущие человеку психологические особенности влияют на процессы познания окружающей действительности, переработки и рациональной оценки получаемой информации.

Саймон утверждал, что люди могут принимать только "ограниченно рациональные" решения, и вынуждены принимать решения согласно не "максимизации", а всего лишь "удовлетворения", то есть устанавливая некий уровень, при достижении которого они будут вполне довольны, а при невозможности достижения этого уровня они либо понизят уровень своих притязаний, либо изменят свое решение.

 

  1. Неполнота и асимметрия информации. Рынок «лимонов» Акелрофа.

Рынок «лимонов». Наиболее известная  статья Дж. Акерлофа, которая принесла ему всемирную славу и 2001 г. Нобелевскую премию - "Рынок лимонов" (1970). Подержанные автомобили продаются существенно дешевле, чем новые, потому что информация об их качестве асимметрична: продавец такого автомобиля знает о нем гораздо больше, чем потенциальный покупатель. Покупатель может нанять механика, чтобы проверить автомобиль, однако продавец, имевший опыт его использования, все равно будет знать больше. Кроме того, сам факт продажи этого автомобиля подтверждает, что он на самом деле может оказаться «лимоном», — иначе зачем продавать надежную машину? В результате потен-циальный покупатель подержанного автомобиля всегда будет иметь подозрения на счет его качества, и не без оснований.

Значение асимметричной информации о качестве продукта было впервые  проанализировано Джорджем Акерлофом. Анализ Акерлофа выходит далеко за рамки рынка подержанных автомобилей. Рынки страхования, кредита и даже труда также характеризуются асимметричной информацией о качестве. Уровень издержек может определять, какой тип трансакций мы используем и какие институты вводим в нашей повседневной жизни. Приведу пример: все производимые блага можно условно разделить по уровню трансакционных издержек на три класса — исследуемые, опытные и доверительные. Когда вы приходите на рынок за яблоками или огурцами, вы имеете дело с исследуемыми благами, качество которых легко проверить. Вы пробуете один огурец и решаете, покупать четыре килограмма или нет, — вам не нужно пробовать все четыре килограмма. В этой ситуации лучше всего работают институты, связанные с горизонтальными трансакциями — сделками. Вам не нужны иерархии, сложные процедуры и присутствие федерального судьи при покупке меда.  
Конечно, может дойти и до федерального судьи, но если у вас есть возможность исследовать благо перед тем, как его приобретать, если вы обладаете достаточной информацией, вероятность этого крайне мала. Все становится немного сложнее, если вы имеете дело с опытными благами, качество которых становится очевидно лишь по прошествии определенного времени. 
Например, покупая подержанный автомобиль, вы не знаете точно, сколько он протянет. Таких опытных благ, про которые вы понимаете, работают они или нет, только попользовавшись ими, когда уже след простыл от продавца, очень много. Здесь уже нужно вводить какие-то дополнительные институты — вам понадобится посредник, эксперт, какие-то сертификаты или и вовсе страховщик. Это по-прежнему может быть вполне рыночная схема, но она будет сложнее, чем в первом случае, потому что в ней появятся элементы саморегулирования отрасли или законодательство о страховании. 
Самая головокружительная ситуация возникает, когда вы сталкиваетесь с доверительными благами, качество которых, строго говоря, вообще нельзя проверить. Самые яркие примеры — лечение и образование. Конечно, иногда вы можете постфактум выяснить, что лечиться надо было по-другому. Был такой опыт, когда швейцарских врачей опросили, какими лекарствами они лечат членов своей семьи и какие рекомендуют пациентам, — списки не совпали. То есть в некоторых случаях можно понять, где искать истинное качество. Но иногда это невозможно, как в случае с образованием. Скажем, человек закончил МГУ и в течение пяти лет сделал карьеру — нормальная вещь для наших выпускников. Но вот почему это ему удалось? Потому что мы его хорошо учили? Потому что он сам очень талантливый? Потому что он общался со студентами, которые образовали сильную среду подготовки? Потому что много выпускников МГУ работают на известных позициях и берут своих? Вариантов много, и определить, было ли образование этого человека качественным, практически невозможно — даже по последствиям. 
Когда имеешь дело с доверительным благом, нужны довольно сложные институты, чтобы избежать серьезных провалов. Это очень наглядно продемонстрировал последний финансовый кризис. Обвал мирового рынка как раз и был связан с тем, что на нем появились сложнейшие производные страховые продукты — даже не опытные, а доверительные блага, качество которых было крайне туманно. В такой ситуации нужно множество институтов: и самоконтроль профессионалов, и определенная роль регулятора, который пускает на рынок одних игроков и не пускает других, и законодательство по открытию и проверке информации. В зависимости от уровня и типа издержек вам придется пользоваться совершенно разными институтами, и если вы ошибетесь, то трансакционные издержки не понизятся, а повысятся, силы трения возрастут.

  1. Роль  норм, правил и ценностей в  жизни общества.

Говоря о ценностях — составной части культуры как отдельных индивидов, так и общества в целом, можно разделить их на две группы.

К первой группе относятся абсолютные (intrinsic) ценности. Им мы следуем, несмотря на все риски и потери, сопряженные с таким поведением, независимо от того, насколько нам это выгодно. Один из ярких примеров абсолютных ценностей — патриотизм. Готовность погибнуть за Родину, сделать все для ее спасения двигала миллионами солдат во все времена в разных странах. Вторая группа ценностей — ценности относительные (instrumental), в соответствии с которыми мы действуем, только пока нам это выгодно.

Заметим, что одни и те же ценности для одних людей являются абсолютными («умру, но чужого не возьму»), а для других — относительными («красть нехорошо, но в крайних случаях можно»).

От ценностей, которых мы придерживаемся, зависят наши оценки классов действий («это хорошо», «это плохо»). В свою очередь, оценки определяют предписания, что делать и что не делать. Такие предписания называют нормами. Нормы, которые основаны на абсолютных ценностях, разделяемых большинством людей, называются моральными нормами. Нарушение этих норм связано для человека с психологическими издержками. Напротив, следование им приносит дополнительное удовлетворение.

Нормы задают предписания по широким классам действий в форме правил (если выполняется условие А, следовать стратегии В), разрешающих (или запрещающих) тот или иной тип поведения в конкретных ситуациях.

Формальные правила - правила, записанные в официальном источнике, за выполнением которых следит специально выделенная группа людей (судебная система, полиция, репрессивный аппарат). Наличие  принуждения со стороны государства  — это характерная черта формальных правил. Неформальные правила не закрепляются ни в одном официальном источнике, и их исполнение гарантируется не угрозой законодательных санкций, как в случае с правилами формальными, и за их исполнением следят не специалисты, а все члены общества.

Большинство действующих в обществе правил можно условно разделить на три группы: правила, обеспечивающие координацию деятельности агентов в экономических и социальных взаимодействиях (правила координации); правила, регулирующие отношения кооперации между агентами (правила кооперации); правила, распределяющие результаты совместной деятельности (правила распределения).

 

 

  1. Определение института и основные функции институтов.
  • В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом. Институт – устойчивая договоренность между людьми. В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта: 
    Институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.
  • Институты это создаваемые людьми рамки поведения, регулирующие политическое, экономическое и социальное взаимодействие. Их главная роль-уменьшение неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между людьми.

Функции:

1) Институты выполняют главную  задачу экономической теории  – обеспечивают предсказуемость  результатов определенной овокупности действий (т.е. социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость 
2) Институты наследуются, благодаря свойственному им процессу обучения. Обучением может заниматься специализированная организация (так это обычно и бывает). Но обучение может идти и на уровне «learning by doing», когда люди в ходе работы следят за действиями их более опытных 
коллег и делают так же, как они. 
3) Институтам присуща система стимулов, без которой они существовать не могут. 
Института просто нет, если нет системы стимулов позитивных (вознаграждения за следование определенным правилам) и негативных (наказания, которого люди ожидают за нарушение определенных правил). 
4) Институты обеспечивают свободу и безопасность действий индивида в определенных рамках, что исключительно высоко ценится экономическими агентами.

  • Институты делятся на формальные и неформальные

Неформальные-общепринятые условности, кодексы поведения.

Не фиксируются в письменной форме и защищены иными(не государственными) механизмами принуждения.

Основным элементом неформальной институциональной среды явл-ся норма.

Норма-базовый регулятор взаимодействия людей. Норма-предписание определенного поведения, обязательного для выполнения. ЕЕ главной функцией является поддержание порядка во взаимоотношениях

Нормы поведения делятся на :наследуемые, генетически передаваемые и приобретенные.

Формальные-правила которые создаются целенаправленно, легко фиксируются в письменной форме и выступают как ограничитель набора альтернатив, защищены со стороны государства

Формальные правила-юридические  нормы(законы).

По классификации Норта правила делятся на: политические, экономические, правила контрактации.

Политические определяют иерархическую  структуру общества и наиболее важные характеристики контроля над политическими  процедурами

Экономические устанавливают возможные  формы организации хозяйственной  деятельности, в рамках которой индивиды конкурируют друг с другом. Устанавливают  права собственности, пучок прав по использованию и получению  доходов от собственности, ограничения  доступа других индивидов к ресурсам

Правила контрактации- определяют способ, порядок и условия конкретного соглашения по обмену.

 

Формальные могут быть искусственно придуманы и навязанны, а неформальные определяются прошлыми процессами, формируются в процессе исторического развития.

Связь между формальными и неформальными:

·          Неформ-ые являются источником формирования и измения форма-ых, если система развивается эволюционно

·          Неформальные могут быть продолжение формальных

·          Неформальные могут заменять формальные

 

 

  1. Континентальная и англосаксонская правовая традиция в определении прав собственности.

различия

Континентальная (гражданское право)

Англосаксонская (общее право)

По источникам формальных правил

Формально зафиксированы, законы, нпа

Основа – традиции, прецедент

По значению правоприменительной  практики

Решения соответствуют  закону, без прецедента

Прецедент (опыт)

Трактовка права  собственности

Неделимое и единое (право владения, пользования, распоряжения у одного человека)

Пучок правомочий


 

  1. Пучки правомочий прав собственности. Классификация А. Оноре.

Англосаксонская правовая традиция оказала  несомненное влияние на формирование исходных представлений теории прав собственности. Право собственности  определяется в этой теории как набор  допустимых экономических решений, или как "пучок частичных правомочий". При этом сама классификация прав и форм их защиты может производиться  по различным критериям, в зависимости  от характера изучаемых проблем.  Исчерпывающий перечень правомочий включал бы права на использование ресурса, его потребление, разрушение, видоизменение, улучшение, управление, продажу, дарение, завещание, сдачу в аренду, предоставление в качестве залога, получение от него дохода и др. Ему противостоит симметричный перечень ограничений, распространяющийся на всех не-собственников. Это запреты на присвоение ресурса, конфискацию, порчу, загрязнение, пересечение, использование без разрешения и др., которые свидетельствуют о признании права собственности данного индивидуума другими членами общества. Правомочия говорят о том, как может поступать собственник, ограничения - о том, что не вправе делать не-собственник. Из понимания права собственности как набора допустимых экономических решений следует, что любой акт обмена есть не что иное как обмен пучками правомочий. Следовательно, любой товар - это определенная сумма не только его потребительских или производственных характеристик, но и сопряженных с ним прав и ограничений. Его ценность и денежная цена зависят как от первых, так и от вторых: "Когда на рынке заключается сделка, обмениваются два пучка прав собственности. Пучок правомочий обычно прикрепляется к определенному физическому благу или услуге, но именно ценность прав определяет ценность обмениваемых товаров: вопросы, относящиеся к формированию и структуре компонентов пучка прав, предшествуют вопросам, которые большей частью интересуют экономистов. Они принимают обычно пучок прав как данный и ищут объяснение, чем определяются цена и количество подлежащего обмену товара, к которому относятся эти права".[4] Чем шире набор правомочий, закрепленных за ресурсом, чем точнее они определены и надежнее защищены, тем выше его полезность. Так, собственная вещь и вещь, взятая напрокат, имеют разную полезность для потребителя, даже если физически они совершенно идентичны. Дом имеет разную ценность, когда домовладелец вправе запретить строить вблизи него бензоколонку и когда он такой возможности лишен. Продавец вынужден предлагать в акте обмена большее физическое количество того же самого блага, если закрепленные за ним правомочия серьезно ограничены. Пучки правомочий, относящиеся к различным ресурсам, определяют последствия, которые придется нести собственнику за принимаемые им решения. Поэтому они влияют на выбор и характер использования ресурсов. Отсюда понятна связь рынка с рассредоточением прав собственности. Сдвиги в законодательстве фактически меняют состав товаров, выносимых на рынок. Экономические агенты не могут передать в обмене больше правомочий, чем они имеют. Поэтому расширение или сужение имеющихся у них прав будет вести к изменению условий и масштабов обмена (увеличению или уменьшению числа сделок в экономике).

Спецификация  прав собственности по классификации  А. Оноре

Одной из наиболее известных  классификаций правомочий, входящих в

право собственности, является перечень А. Оноре. Он выделяет одиннадцать

правомочий:

1. право владения, т. е. право на физический контроль над вещью;

2. право пользования, т. е. право на личное использование вещи;

3. право управления, заключающееся в определении того, как и кем будет

использована данная вещь;

4. право на  доход, т. е. право на получение благ, проистекающих от непо-

средственного использования данной вещи или разрешения пользо-

ваться ею другим индивидам;

5. право на  остаточную стоимость, т. е. право на изменение формы,

перемещение или уничтожение  вещи;

6. право на  безопасность, заключающееся в иммунитете от экспропри-

ации;

7. право на  переход вещи по наследству  или по завещанию;

8. бессрочность, т. е. отсутствие временных границ в осуществлении

правомочий;

9. ответственность  за вредное использование, т. е. отрицательное право-

мочие, состоящее в запрете использовать вещь, создавая отрицатель-

ные внешние эффекты;

10. ответственность  в виде взыскания, состоящая в возможности отчуж-

дения вещи в качестве уплаты долга;

11. конечные права, состоящие в естественном возврате переданных кому- либо правомочий по истечении срока договора или иной причине.

  1. Определение трансакций. Виды трансакций по Коммонсу.

Согласно Коммонсу, трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Такое определение имеет смысл (по Коммонсу) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он  может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и, следовательно, оказываются трансакциями, в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.

Коммонс различал три основных вида трансакций:

1. Трансакция сделки служит для  осуществления фактического отчуждения  и присвоения прав собственности  и свобод, и при её осуществлении  необходимо обоюдное согласие  сторон, основанное на экономическом  интересе каждой из них. 

В трансакции сделки соблюдается условие  симметричности отношений между  контрагентами. Отличительным признаком  трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.

2. Трансакция управления – в  ней ключевым является отношение  управления подчинения, которое  предполагает такое взаимодействие  между людьми, когда право принимать  решения принадлежит только одной  стороне. В трансакции управления поведение явно асимметрично, что является следствием асимметричности положения сторон и, соответственно, асимметричности правовых отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Институциональной экономике"