Шпаргалка по "Институциональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Институциональная экономика"

Вложенные файлы: 1 файл

1_chast_institutsionalka.docx

— 67.83 Кб (Скачать файл)

 

В экономическую науку термин «трансакционные  издержки» вошел благодаря Р. Коузу. трансакционные издержки, это издержки заключения сделки.

Р. Коуз выдвигает одну из основополагающих идей неоинституцинальной экономической теории, заключающейся в том, что сокращение трансакционных издержек является главной функцией институтов.

трансакционные издержки представляют собой ценность ресурсов, затрачиваемых  на осуществление трансакций. И для объяснения феномена трансакционных издержек [наиболее существенны два момента:

•        несовпадение экономических интересов взаимодействующих друг с другом индивидов;

•        существование неопределенности.

 

Теорема Коуза-при нулевых трансакционных издержек первоначальное распределение прав собственности не влияет на эффективность окончательного размещения ресурсов и структуру пр-ва. 1)Согласно Коузу, экстерналии (расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) появляются лишь тогда, когда права собственности размыты.2) теорема Коуза выявляет ключевое значение трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав соб-и перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру пр-ва.3) теорема Коуза показывает, что ссылки на внешние эффекты – недостаточное основание для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек оно излишне, в случае высоких – далеко не всегда экономически оправдано.

Как и А. Пигу, один из основоположников неоинституционального направления Р. Коуз в знаменитой статье «Природа социальных издержек» рассматривает проблему внешних эффектов. (Пример: спор между фабрикой и фермером), так как борьба идет за доступ к ресурсу, то Коуз предлагает отдать решение данного вопроса непосредственным участникам конфликта. Таким образом, права собственности на ресурс (при том, что любой обмен трактуется как обмен пучками правомочий) в результате торга будут переходить к той стороне, для которой они представляют наибольшую ценность. Добровольные переговоры о сделке способны устранить все расхождения между частными и социальными соотношениями издержки/выгоды.

Таким образом, у государства не оказывается никаких оснований  для вмешательства в целях  корректировки рыночного процесса. Его роль является «дорыночной»: оно призвано защищать права собственности участников сделки. Таким образом, путь к преодолению «внешних эффектов» лежит через создание новых прав собственности в тех областях, где до сих пор они еще не были установлены. В этом и заключается роль государства (устраняя искусственные барьеры любого рода в этом процессе, обеспечивая юридическую защиту добровольно заключаемых контрактов участников сделки и устанавливая точную спецификацию прав собственности на все ресурсы, имеющие экономическую ценность). Если бы все права собственности были ясно определены и предписаны, если бы трансакционные издержки (издержки, связанные с обменом пучками правомочий) были бы равны нулю и если бы люди соглашались твердо придерживаться результатов добровольного обмена, не было бы никаких внешних эффектов. При всей оригинальности подхода, теореме Коуза можно предъявить обвинение в нереалистичности. В экономике всегда какие-то права собственности недостаточно определены, а трансакционные издержки никогда не равны нулю. В условиях высоких трансакционных издержек суду следует наделять законным правом ту сторону, которая обеспечила бы максимизацию благосостояния.

 

  1. Виды форм собственности. Причины существования той или иной формы собственности.

Общественная – свободный доступ к ограниченным ресурсам. Минус – сверхиспользование

Коммунальная – доступ к ограниченным ресурсам для группы людей. Последствия: 1) недоиспользование – распределение выгод от использования ресурса уравнительным принципом, нет зависимости от трудовых усилий. Может привести к проблеме безбилетника – издержки от создания блага перекладываются на других. 2) сверхиспользование – если распределение выгод происходит на основании затраченных усилий, в этом случае результат функционирования коммунальной собственности = результату функционирования от общественной собственности, тк свободный доступ к ресурсам

3) оптимальное использование –  распределительная демократия, решение  распределения выгод путем голосования  (практически невозможно)

Государственная – режим исключительности к доступу ресурса. Преимущество – производство общественного блага

Частная – исключительное право на ресурсы. Проблема – защита прав собственности, для обеспечения безопасности которой необходима внешняя сила (гос-во)

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Институциональной экономике"