Шпаргалка по "Институциональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Институциональная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika.docx

— 113.69 Кб (Скачать файл)

Механизмы контроля управляющего: 1. Рынок готовой продукции — если управляющий правильно ведёт дела, то товар будет пользоваться спросом, компания будет получать больше прибыли и зарплата управляющего увеличиться. 2. Фондовый рынок — акционеры недовольные поведением управляющих, имеют право продать свои акции. Может произойти падение курса акции, что может привести к поглощению компании и увольнению управляющего. 3. Рынок слияний и поглощений: снижение курса акций делают компанию лёгкой добычей для поглощение, а поглощение приведет к смене руководства. 4. Стимулирующий контракт — управляющий получает право на часть остаточного дохода, т.е. управляющий получает акции за хорошую работу.

66. Англо-саксонская  и японо-германская модели корпоративного  контроля.

Корпоративное управление — комплекс взаимоотношений между  менеджментом корпорации, советом директоров, акционерами и прочими заинтересованными  участниками например, профсоюзами, властями. Корпоративное управление не имеет непосредственного отношения к оперативному управлению компанией. Предметом корпоративного управления является контроль за совершением корпоративных действий.

Модели корпоративного управления: 1. Англо-американскую сильные менеджеры, слабый собственники. Для англо-американской модели характерен одноуровневый совет директоров, в который входят, в частности, исполнительные директора — непосредственные управленцы. Чтобы отделить функции надзора при совете директоров создаются контрольные комитеты, в которые исполнительные директора не входят. Собственность, как правило, сильно распылена среди множества мелких акционеров пакет акций в 10 % может считаться доминирующим. Эти акции обращаются на фондовом рынке, где компания зачастую и черпает средства для развития, выпуская новые акции. При этом мелкие акционеры не интересуются управлением компанией; сильный менеджмент уравновешивается независимыми директорами. Данная модель ориентирована на преимущественное удовлетворение финансовых интересов акционеров. Данная система корпоративного контроля считается более гибкой и в большей степени приспособленная к риску. Модель более конкурентная. 2. Японо-германская. Функции контроля и управления разделены благодаря двухуровневой системе управления, в которую входят наблюдательный совет и правление. Контрольный пакет акций сконцентрирован у банков и партнёров компании, фондовый рынок играет вспомогательную роль. Акционеры в немецкой модели играют решающую роль в стратегическом планировании деятельности компании. В данной модели упор сделан на поддержании баланса интересов всех заинтересованных сторон и взаимной ответственности. Эта модель снижает роль банкротства, более стабильная. Считается, что следование американской модели способствует динамичности, а немецкой — устойчивости.

67. Регулируемые  фирмы. Эффект Эверча-Джонсона. 
Регулирование инвестиционных решений 
При установлении государством нормы доходности капитала или регулируемой заработной платы естественной монополии с целью воздействия на ее затраты или в качестве меры субсидирования производства при назначении цены на уровне предельных издержек может возникнуть эффект Аверча-Джонсона, суть которого заключается в следующем. Если государственная регулируемая цена фактора производства превышает его рыночную цену, то этот фактор производства будет использоваться в непропорционально большом объеме. Рыночная цена ресурса показывает альтернативные издержки его использования в другом месте в другой отрасли. Поэтому рыночную цену можно рассматривать в качестве инструмента оптимального распределения ресурсов по отраслям. При государственном регулировании нормы доходности на фактор производства искажаются воспроизводственные пропорции: в данную отрасль идет слишком много ресурса, цена которого регулируется

Рис. 9.4. Эффект Аверча-Джонса 
Предположим, первоначальный уровень капитала и труда в отрасли был K1; L1. Снижение цены капитала в результате регулирования или повышение цены труда под действием государственного законодательства по сравнению с параметрами рынка ведет к установлению новых пропорций факторов K2; L2. Здесь капитала используется непропорционально больше, а труда — меньше, чем это диктуется производственным процессом и рынком. 
Степень искажения пропорций производства зависит от эластичности технологического замещения факторов производства, которая определяет излишне большое и излишне малое использование ресурсов, и от ценовой эластичности спроса на конечный продукт, которая ограничивает совокупное искажение объемов. 
Если государство регулирует норму прибыли на капитал, то предприятия проявляют склонность к выбору комбинации используемых ресурсов, которая более капиталоемкая, чем та комбинация, которую они выбрали бы в отсутствие регулирования. Увеличивается количество используемого капитала. В этом проявляется так называемый эффект Эверча-Джонсона.

68. Государственное  предприятие.

Государственное предприятие  — предприятие, основные средства которого находятся в государственной  собственности, а руководители назначаются  или нанимаются по контракту государственными органами. Отличительная черта —  отсутсвие права на свободную продажу правомочий. Правом на остаточный доход обладает государстов. Государственные предприятия получают основную часть своих доходов за счет продажи товаров и услуг, а не из государственного бюджета Теории, изучающие гос. предприятия, исходят из предпосылки, что управляющие гос. предприятиями стремятся максимизировать политическую поддержку и эта цель достигается, путем производства тех характеристик, которые сигнализируют о хорошей работе. Но реально управляющих практически не контролируют. На таких предприятиях более низкая производительность труда по сравнению с частными. Стимулы у управляющих к снижению издержек низкие. . Действия управляющих государственных предприятий нельзя оценить на фондовом рынке, контроль со стороны собственников налогоплательщиков за поведением управляющих ослаблен, так они лишены права продать свою долю в капитале государственных предприятий, а рынок оказывается не заинтересован в судьбе этих предприятий из-за невозможности их поглощения. Данный тип предприятия эффективен при производстве общественных благ.

69. Некоммерческие  организации. 
Некоммерческие предприятия — это добровольные организации, которые не ставят целью получение прибыли, предоставляют товары и услуги, производство которых обычно относится к обязанностям государства. Спрос на эти товары существует, т.к. частный рынок и государство производят их в недостаточном количестве. Пример: предоставление питания бедным, поощрение искусства, поддержание мед. исследований. Некоммерческие организации могут зарабатывать прибыль, но не могут её распределять, прибыль должна быть целиком направлена на финансирование товаров и услуг, для производства которых создана эта организация. Данные организации могут существовать на пожертвования или получать часть дохода, устанавливая цены на свои услуги могут совмещать и то, и то. Различаются по способу контроля: могут контролироваться дарителем, могут контролироваться советом директоров. В данных организациях ни у кого нет права на остаточный доход, что позволяет избежать проблемы агентских отношений между дарителем и претендентом на остаточный доход. Здесь возникает проблема между теми, кто предоставляет пожертвования и управляющим. Остаточный доход достаётся клиентам или оппортунистически ведущим управляющим. Ограничение — необходимость сохранения хорошего отношения со стороны дарителя. Оппортунистическое поведение управляющих проявляется в их высокой зарплате, хорошо обставленных офисах, личных машинах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70. Фирмы с рабочим  самоуправлением. 
Рабочие одновременно являются собственниками фирмы. Такие формы — это основа Югославской экономики 1960-1970х. Данная модель рассматривалась, как путь, который позволит избежать пороков частной собственности и одновременно преодолеет недостатки командного управления экономикой. Право управление фирмой в руках рабочих. Выбранный совет принимает все основные решения. Также есть директор, который осуществляет решения коллектива. Право на долю остаточного доход

имеют все члены  команды независимо от того, владели  ли они общим или специфическим  человеческим капиталом. Работники  не имеют право на передачу права  на остаточный доход третьим лицам, не имеют право на капитальные  активы фирмы только на их использование. Зарплата зависит от прибыли фирмы, от пропорции, в которой прибыль  распределяется между зарплатой  и инвестициями, от критериев по которым зарплата делится между  разными работниками. Основная цель этих фирм: максимизация зарплаты работников по неоклассическому подходу, а по неинституциональному государство оказывает влияние на фирму, заставляя её сберегать и делать инвестиции здесь важная роль у директора — он должен найти компромисс между правительством и коллективом.

У рабочих есть 2 альтернативы: 1. Вложить средства в  основные фонды, которыми не владеют, но которые увеличивают прибыль  в последующих периодах, и соответственно увеличивают зарплату. 2. Инвестировать  в ресурсы, которыми владели например, на свой счёт в банке. Минус данной фирмы: работники заинтересованы в направлении большой части прибыли на зарплату, что приводит к недостаточным инвестициям.

71. Контрактная и  эксплуататорская теории государства. 
Контрактная теория Дж. Локк. Дж. Локк рассматривает возникновение государства как некий первоначальный контракт, который означал, что права индивида на определенные ресурсы признаются другими участниками договора в обмен на его отказ от притязаний на ресурсы других лиц. Люди договорились уважать права друг друга

на определенные ресурсы. Роль государства в этом подходе сводится к тому, что оно  выступает как некая третейская сторона, гарантирующая соблюдение условий первоначального общественного  договора. В этой теории государство  возникает в целях получения  экономии от масштаба. Создание государства  дает возможность индивиду расходовать  меньшее количество ресурсов на защиту своей собственности и тем  самым увеличивает богатство  общества. 
Пример:Золотая лихорадка. Калифорния 1848-1866. в 1848 году Калифорния, принадлежавшая Мексике, была присоединена к США. Мексиканские законы перестали действовать, а новые законы были введены лишь в 1866 году. Таким образом, в Калифорнии в течение почти двадцати лет не действовала государственная власть. В Калифорнии сложилась неформальная структура прав собственности, не подкрепленная властью государства. Вся территория Калифорнии оказалась разбитой на 500 дистриктов, каждый из которых имел свою систему прав собственности. Формирование этих систем соответствовало логике первоначального общественного договора. Золотоискателям

удалось преодолеть ситуацию открытого доступа и  чрезмерного применения насилия, установить систему исключительных прав собственности  на золотоносные участки, при этом издержки защиты прав собственности были достаточно низкими. Вступая в договор, каждый золотоискатель знал, что он получит  не меньше прав, чем в том случае, если бы он применял насилие в индивидуальном порядке. Однородные по качеству участки  делились поровну. Золотоискатели получали меньший по площади участок, если они считались потенциально более  золотоносными. Золотоискатели получали участки меньшие по площади, если они были близко к реке, и большие  по площади, если они были дальше от реки. 
Итак, контрактный подход позволяет объяснить, почему государство потенциально может обеспечить условия для экономии ресурсов и способствовать росту общественного благосостояния. В этой теории государство выполняет производительную функцию: создает условия для роста общественного благосостояния. Объясняя выгоды, связанные с заключением первоначального общественного договора, контрактная теория, однако, не учитывает поведение граждан в последующем, а они стремятся максимизировать собственное благосостояние, перераспределить богатство и доход в пользу своей группы 
Эксплуататорская теория Дж. Гоббс. Легла в основу Марксистского подхода. Гоббс рассматривал первоначальное состояние человечества как ситуацию типа дилемма заключённых, войны всех против каждого. Государство возникает, чтобы общество не деградировало в состояние войны. Эти теории видят в государстве орудие господствующей группы или класса. Основная функция государства заключается в том, чтобы получать доход путем его перераспределения от граждан государства в пользу правящей группы или класса. Права собственности, которые устанавливает эта группа, нацелены не на повышение благосостояния, а на извлечение максимального дохода в пользу лиц, находящихся у власти. Теория эксплуатации не придает значения первоначальным выгодам от социального контракта и уделяет основное внимание извлечению ренты у граждан теми лицами, которые контролируют государство.

72. Теория государства  Норта. Норт попытался объединить теорию эксплуатации и теорию общественного договора.

Государство — монополист в применении легального насилия. Государство — агентство, которое в обмен на налоги предоставляет услуги обороны и правосудия.

Норт описывает теорию государства как модель контракта между правителями и подданными, которому присущи следующие черты:

Правитель относиться к ситуации как собственник. Он продает  или поставляет за вознаграждение защиту и правосудие, включаю защиту прав собственности и контрактных  прав. В роли вознаграждения выступают  налоги. В силу экономии на масштабе и специализации правителя членам общества это выгоднее, чем, если бы каждый из них сам защищал свои права.

Правитель приобретает  верховную власть. Он может командовать, уверенный, что его будут беспрекословно слушаться. Он получает возможность  требовать и получать обязательные взносы от своих подданных, размеры  которых он устанавливает правильно.

Правитель будет  вести себя, как дискриминирующий монополист, выделяя группы подданных  по доходы и устанавливая сборы таким  образом, чтобы максимизировать  свое благосостояние.

Организация для  правителя со стороны подданных  задаются двумя типами потенциальных  издержек. Это издержки выхода стоимость  того, что подданный сумеет перебраться  в другое государство и издержки перемены правителя стоимость того, что подданные сумеют заменить правителя.

В теории Норта правитель в обмен на налоги предоставляет свои подданным две услуги: правила игры конституция и набор общественных и полуобщественных благ.

Конституция предоставляется  для того, что бы закрепить права  собственности, которые максимизируют  монопольную ренту правителя, а  так же снизить трансакционные издержки функционирования экономики, с целью увеличить выпуск и максимизировать налоговые сборы. Таким образом, между целями существует противоречие: в то время как цель минимизации трасакцирнных издержек подразумевает установление эффективных прав собственности, цель максимизации монопольной ренты правителя обуславливает установление правил, идущих в разрез с принципом эффективности.

73.Теория институциональных  изменений Норта. Источники институциональных изменений: 1. Изменение в относительных ценах приводят к институц. изменениям, которые восстанавливают экономическую эффективность в экономике и способствуют её достижению. Изменение цен меняет стимулы агентов. Новые цены создают новые возможности получения доходов, которые требуют инстит. изменений. Пример: возросли цены на полезные ископаемые, возрос спрос производителей на добычу, в связи с чем появилась необходимость установления прав собственности на них. 2. Технологические инновации, которые в итоге ведут к изменению относительных цен. Пример: введение закона на разрешение использования солнечных батарей. 3.Изменения во вкусах и предпочтениях людей. Пример: Отмена рабства в США. Агентами изменений являются предприниматели, формирующие организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Институциональной экономике"