Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".
Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате предшествующей конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка.В действительности, совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Для нас существенное значение имеет не только практическое применение знаний по несовершенной конкуренции в приложении к этим рынкам, но и тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.Свое понимание совершенной конкуренции скорее нужно формировать как отношение к абстракции: в настоящее время, да и в прошлом в различной мере имело и имеет место регулирование рынка, а условиям свободного рынка совершенной конкуренции не отвечает никакая государственность.
9. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде
Важнейшая цель функционирования любой
фирмы – получение прибыли. Каждая
фирма стремится
Второй подход. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна расширять производство до тех пор, пока предельный доход (MR) будет превышать предельные издержки (MC). Точка пересечения этих кривых служит показателем максимальной прибыли. Разница между предельным доходом и предельными издержками – это дополнительная (предельная), к-ая добавляется к общей экон. прибыли. Сигналом к тому, что дальнейшее увеличение объема производства приведет к снижению экон. прибыли, будет исчезновение разницы между предельным доходом и предельными издержками: MR-MC=0. MC=MR – условие максимизации прибыли.
Величина прибыли или убытков в краткосрочном периоде зависит от уровня рыночной цены. Если цена превышает средние общие издержки (P>ATC), то фирма получает экон. прибыль. Если P=ATC, то фирма работает на уровне самоокупаемости. Если P<ATC, то фирма несет экон. убытки. Она прекращает свою деятельность, если цена опускается ниже минимума средних переменных издержек (AVC).
10. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
Для того чтобы фирма на рынке
совершенной конкуренции
При соблюдении описанных выше условий фирма будет находиться в состоянии долгосрочного равновесия в точке Е при цене Р и объема выпуска продукции Q. Нарушение любого из указанных условий выведет фирму из состояния долгосрочного равновесия. В долгосрочном периоде рыночные силы под воздействием спроса и предложения приводят фирмы к такому состоянию, когда все они производят продукцию на уровне долгосрочных средних издержек, а это означает, что фирма покрывает все свои затраты и, кроме того, получает нормальную прибыль, которая включается в издержки. Никто не может получить доход больше, чем составляет его нормальная прибыль. Долгосрочное равновесие достигается очень долго и оно крайне непродолжительно. При этом, как правило, в долгосрочном периоде фирмы переживают многократные случаи прохождения точек равновесия.
Вариант долгосрочного равновесия исходит из условия, что изменение объема производства в отрасли происходит при соблюдении постоянных цен на ресурсы. Значит, издержки производства в отрасли не меняются. Такую отрасль принято называть отраслью постоянных издержек. Естественно, что и кривая предложения здесь будет строиться с учетом постоянных издержек, т.е. они не будут влиять на цену и объем производства. Отрасль постоянных издержек имеет совершенно эластичную кривую предложения долгосрочного периода. Но на практике цены на ресурсы очень изменчивы, и конкурентные фирмы вынуждены приспосабливаться к этим условиям. Предложение будет также меняться в зависимости от доходов или изменения вкусов потребителей. Если цены ресурсов повышаются при увеличении объемов производства (отрасль возрастающих издержек), то кривая отраслевого предложения принимает положительный наклон, а если цены ресурсов снижаются (отрасль убывающих издержек), - то долгосрочная кривая отраслевого предложения имеет отрицательный наклон. Эффект масштаба фирмы- это объем произ-ва которое достигает min средних изднржнк фирмы. (график). Кривая долгосрочных издержек LATC имеет более плоскую форму. Проходит как касательная ATC, ATC2, ATC3. При движении LATC мощности предприятия изменяются соответственно объему выпуска продукции. Когда средние совокупные издержки убывают при возрастание объема произ-ва наблюдается эффект масштаба произ-ва. Если средние издержки в долгосрочном периоде изменяются в той же пропорции, что и объем произ-ва, речь идет о постоянном эффекте масштаба произ-ва, если же издержки возрастают в большей степени, чем объем произ-ва, мы говорим об эффекте масштаба произ-ва.
11. Монополия и монопольная власть. Виды монополий.
Монополия-это рыночная структура, где одна фирма
явл. единственным продавцом уникального
товара или услуги, и представляет собой
всю отрасль. Чистая монополия возникает
там, где нет близких заменителей выпускаемого
продукта. В этих условиях монополист
обладает реальной властью над продуктам,
в значительной степени контролирует
цены и может влиять на неё изменяя кол-во
товара. Монополия возникает так же там
и тогда где велики барьеры для вступления
в отрасль. Термин монополия употребляется
если на каком-то рынке устанавливается
господство одного произ-ля или продавца.
Если же господствует один покупатель
употребляется термин монопсония. Монопольные
цены устанавливает сам монополист. Он
может намерено сократить кол-во продукции
тем самым создается искусственный дефицит
на рынке и цена повысится. Виды: 1.Закрытая защищена
от конкуренции с помощью юридических
ограничений(патенты, лицензии гос-ые
и т.д.) 2. Открытая
явл. тогда, когда фирма на некоторое время
становится единственным поставщиком
какого-либо блага, не обладая никакой
специальной защиты от кон-ии. Напр: фирма
в первые вышла на рынок с какой-то новой
продукции. 3. Естественная
возникает в отрасли в которой долгосрочные
средние издержки достигают минимума
только тогда, когда одна фирма обслуживает
весь рынок полностью. В такой отрасли
минимум эффективный масштаб про-ва близок
тому кол-ву на которое рынок предъявляет
спрос по любой цене достаточной для покрытия
издержек. Владения уникальными природными
ресурсами. 4. Организационная.
Крупные межотраслевые объединения создаваемые
с целью поддержания какого-либо уровня
цен.Формы монополистических
союзов: -картелей(соглашение о разделе
рынков, о доле продаж, об уровне цен, производственная
и коммерческая самостоятельность);-синдикат(
12. Определение цены и
объема производства в
Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену. Главноая особеность модели монополии: Кривая спроса явл. убывающей, кривая предельного дохода тоже убывает, но расположена она всегда ниже кривой спроса. Это объясняется тем, что предельных доход получ-ый фирмой от продажи одной дополнительной единицы продукции ниже, чем цена по которой такая единица продается. Разрыв между ценой и предельным доходом возникает по тому, что фирма продает всю свою продукцию приобретенной в течении данного периода по одинаковой цене. Это означает, что если фирма хочет добиться увеличения продаж, цена должна быть снижена на все единицы продукции, а не только на последнюю из них. (график).Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста, необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки:1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, в этот момент MR>0, а TR может быть увеличен за счет наращивания объема продаж; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки, В это время MR<0, аTR может быть увеличен только при уменьшении объема продаж. Когда фирма монополист в краткосрочном периоде макс-ет прибыль ей необходимо опред-ть объем выпуска и цену. Объем выпуска монополист будет опред-ть так же как фирма в условиях соверш-ой кон-ии: оптимальным будет такой объем выпуска при котором MR=MC(график). Для опред-ия цены необходимо подняться по вертикале до кривой спроса: цена будет равняться высоте кривой спроса в данной точке, прибыль приходящееся на единицу продукции максимизируется при этом объем выпуска она равна вертикальному разрыву между кривой спроса и кривой ATC. Прибыль на единицу продукции умноженная на объем выпуска составляет совокупную прибыль. Общая величина прибыли монополиста равна (P-ATC)*Q. В долгосрочном периоде любая монополия становится открытой. Действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых произ-лей привлеченных высокой прибылью и изменения технологий произ-ва. Для решения задачи максимизации прибыли монополист будет расширять свое произ-ва до тех пор пока объем продаж не обеспечит равенства долгосрочного предельного дохода и долгосрочных предельных издержек. Цена максимизирует долгосрочную прибыль будет ниже, чем цена максимизирующая краткосрочную прибыль. Поэтому в долгосрочном периоде основная ставка делается на снижение издержек и увеличение выпуска прод-ии. Так же необходимо учитывать эластичность спроса по цене.
Ценообразование в условиях монополии может также носить характер ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация — один из способов расширения рынка сбыта и, следовательно, увеличения прибыли в условиях монополии. Она представляет собой продажу продукта различным покупателям по разным ценам, когда последние не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.Обычно монополистические цены по сравнению с ценами рынка совершенной конкуренции являются более высокими. Это сужает количество потенциальных покупателей, которые хотели бы купить конкретный товар по более низкой цене. Однако, снижая цену в расчете на расширение объема сбыта, монополист теряет монопольную прибыль, ибо в данном случае снижается цена на всю производимую продукцию, которая ранее продавалась по более высоким ценам. Поэтому монополист находит иной выход, позволяющий сохранить монопольную прибыль и одновременно расширить количество продаж: он снижает цены не для всех покупателей, а для отдельных групп. Последние получают ценовые льготы, которые не распространяются на остальных покупателей, т.е. по отношению к ним допускается ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация имеет различные виды: 1.пространственная (продажа в городе и в деревне по разным ценам);2.временная (продажа железнодорожных и авиабилетов в зависимости от сезона);3.по доходам потребителей (предоставление услуг для бедных и богатых);4.по объему потребления блага (минимально необходимое количество и сверх того):5.по социальному статусу потребителя (проездные билеты для студентов и работающих). Ценовая дискриминация выгодна для монополиста, поскольку позволяет ему получить большую массу прибыли, расширяя объем продаж, минуя снижения цены на все предлагаемые к продаже партии товара.
13. Социально-экономические последствия деятельности монополии
Надо признавать как отрицательные, так и положительные стороны функционирования абсолютной монополии:1.Монополист склонен устанавливать высокую рыночную цену, занижая объемы производства. Это ведет к недоиспользованию производственных мощностей. В результате общество несет потери (социальная цена), возникающие из-за того, что производится меньше чем позволяют ресурсы, а высокие цены монополиста позволяют ему перераспределять в свою пользу часть доходов потребителей.2.Крупное предприятие имеет возможность производить требуемый объем продукции при более низких издержках производства, нежели мелкие предприятия.3.Отсутствие конкурентов позволяет абсолютной монополии относить непроизводительные расходы на издержки производства, т. е. включать в цену и компенсировать их за счет покупателя.4.Отсутствие у абсолютной монополии прямых конкурентов заметно ослабляет стимулы. Однако стремление создать запас прочности на перспективу в состояний сформировать устойчивый интерес к техническому прогрессу.5.Присвоение абсолютной монополией сверхприбыли затрагивает интересы достаточно широкого круга субъектов национальной экономики, включая и домашние хозяйства.Вывод: наличие ряда негативных тенденций в условиях несовершенной конкуренции обязывает государство проводить политику по сдерживанию процессов монополизации.В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования началось в 1990-х гг. для трансформации института собственности, демонополизации экономики и развития механизмов конкуренции. Здесь сложились особые условия монополизма. Большинство крупных предприятий, созданных еще в советское время, занимают доминирующее положение на рынке, однако многие из них не являются естественными монополиями. Они не всегда эффективны, используют устаревшие технологии и оборудование, менее подвержены управленческим и производственным инновациям. Сохранение такого монополизма обусловлено: низкими темпами приватизации; преобладанием государственной собственности; медленным развитием малого и среднего бизнеса; государственной поддержкой крупных предприятий; созданием объединений предприятий, концернов, хозяйственных групп; преобладанием дифференцированного подхода к монополиям, учетом их роли в национальной экономике и экспортного потенциала. Наибольшее количество предприятий-монополистов в Республике Беларусь — в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу в выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность, черная металлургия.