Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".

Вложенные файлы: 1 файл

Mikroekonomika.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

 

30. Фиаско (провалы) рынка и необходимость микроэкономического регулирования

В случаях, когда рынок  оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов и производство необходимого количества благ, говорят о несосотоятельности или о «провалах» рынка. Известны наиболее типичные его «провалы».1. Нарушения условий совершенной конкуренции, рыночная власть продавца или покупателя, в результате которой нарушается эффективность общественного производства.2. Неспособность обеспечить доступ к полной и совершенной информацией о товарах, продавцах, условиях коммуникации всем участникам рынка. Возможны ситуации, когда продавец знает о том, что его товар неоднороден, что качества отдельных единиц товара могут существенно отличаться, а покупатель не имеет об этом четкого представления. В таких случаях говорят об асимметрии информации.3. Внешние эффекты от экономической деятельности могут быть как положительными, так и отрицательными.Внешние эффекты (экстерналии) – затраты отдельных людей или общества, не получившие  отражения в ценах (отрицательные экстерналии)  или выгоды, которыми   пользуются   лица,   не   участвующие   в   сделке   (положительные экстерналии); затраты или выгоды «третьей стороны».4.  Механизм рынка не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражаются в индивидуальном платежеспособном спросе. Дело в том, что люди хотят потреблять некоторые товары и услуги, но платежеспособного спроса на них не предъявляют. По этой причине производители, занятые в рыночных секторах экономики, не могут их производить. Такие товары и услуги получили название общественных благ. Это блага, при предоставлении которых одному индивиду они становятся доступными и другим без дополнительных затрат. К таким благам относятся: национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, фундаментальная наука, защита окружающей среды, уличное освещение и т. п. Это так называемые чисто общественные блага. Но есть блага, которые могут иметь черты и общественного, и частного блага. Такие блага называются смешанными: образование, здравоохранение, парки, дороги и т. п. Они встречаются значительно чаще, чем чисто общественные блага.Фиаско рынка делает необходимым вмешательство государства в экономику и определяет направления микроэкономического регулирования.

 

31. Внешние эффекты и проблема эффективного распределения ресурсов в рыночной экономике

Причиной существования  внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц. Потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. 1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности. Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. 2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности. Внешние эффекты— это издержки или выгоды, от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.Внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами). Представим себе отрасль, в которой действует совершенная конкуренция. Все фирмы отрасли несут затраты на производство дополнительной единицы продукции, равные предельным частным затратам, MPC (рис. 1, а). При этом все фирмы загрязняют окружающую среду, и это обходится им бесплатно. С увеличением производства растет совокупный ущерб от загрязнения, который называется общими внешними затратами. Следовательно, существуют предельные внешние затраты (MEC), связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции и не оплачиваемые производителями. Поэтому, чтобы определить предельные общественные затраты (MSC), показывающие, во что реально обходится хозяйству производство блага, мы должны сложить MPC и MEC.MSС = МРС + МЕС, Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется. Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Площадь треугольника AE1E2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнено с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

 

32. Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Рынок прав на 
загрязнение окружающей среды.

Теория внешних эффектов используется при разработке эконом. политики, направленной на исправление неэффективного распределения ресурсов через рыночную экономику. При использовании ресурсов окружающей среды, а также нередко в процессе производства возникают отрицательные ВЭ – загрязнение воздуха и воды вредными выбросами промышленности. результатом отрицательных ВЭ является избыточное использование природных ресурсов. Их расточительное перепотребление может улучшить качество окружающей среды будущих поколений и снизить воспроизводимость естественных богатств.

Целью административных мер является сокращение вредных выбросов до эффективного уровня и повышения качества окружающей среды.

1. экологические  предписания (стандарты, нормы), к-ые способствуют ослаблению нагрузки на ОС и снижению внешних издержек. Контролируемыми переменными, регулирующими допустимую нагрузку на ОС считаются: а) выбросы (предельно допустимая концентрация, установленная в технических нормативах загрязнения воздуха), б) производственный процесс (свободный от использования нек-ых видов сырья, сильно загрязняющих ОС, основанный на технологиях, соответствующих определенным стандартам), в) само производство (с ограничением выпуска благ, сопровождаемого выбросом вредных в-в в особо крупных размерах). Экологические стандарты определяют норму допустимых выбросов вредных в-в, но не стимулируют фирмы к снижению объемов выбросов, к-ые укладываются в пределы, установленные стандартами.

2. взимание  платы за выбросы – уплата фирмой сбора за каждую единицу объема вредных выбросов.  Поступающие в бюджет средства направляются на финансирование мероприятий по предотвращению загрязнения ОС, что способствует внедрению экологически чистых технологий. Сборы распространяются на все предприятия, но искажающе воздействуют на конкуренцию.

3. экологические  лицензии. Гос-во являясь собственником ресурсов ОС. Устанавливает объемы, в к-ых предприятия могут использовать способность ОС к поглощению вредных в-в, и выдает соответствующие платные сертификаты, или сертификаты на загрязнение. Главное, чтобы выполнялось следующее условие: общий объем выбросов по всем разрешениям, передаваемых гос-вом, не должен превышать объем, отвечающий определенному качеству ОС. Разрешения могут обмениваться (продаваться и покупаться) на рынке прав ВЭ.

В 1997г. был принят Киотский протокол, в к-ом зафиксированы кол-ва обязательств по сокращению выбросов парниковых газов для промышленно развитых стран с переходной экономикой.

Основными инструментами  административного регулирования  в РБ являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п. Центральное место в административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов, которая подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов управления экологических норм и требований (стандарты качества окружающей среды; стандарты воздействия на окружающую среду; технологические стандарты; стандарты качества продукции).

Помимо экологических  стандартов (нормативов), административное регулирование предполагает широкое  применение правовых рычагов, мер административного  воздействия на виновников загрязнения (запреты, лимиты, сертификаты, разрешения и лицензии).

 

33. Общественные блага, их свойства

Чистое общественное благо - такое благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Чистые общественные блага имеют две основные особенности:1. свойство неизбирательности в потреблении. Это означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один человек, потребляющий данный объем чистого общественного блага. Дополнительные потребители могут быть обеспечены этим благом без уменьшения выгод, получаемых уже существующими потребителями. 2. Потребление чистых общественных благ не является исключительным правом или, как говорят, они не обладают исключительностью в потреблении. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Такие блага не могут быть оценены, и лица, решившие не уплачивать цену, не могут быть удержаны от их потребления.  Существуют блага, которые могут иметь черты и общественного, и частного блага. Такие блага называются смешанными: образование, здравоохранение, парки, дороги и т. п. Они встречаются значительно чаще, чем чисто общественные блага.Реальные товары и услуги сильно отличаются друг от друга степенью несоперничества и неисключаемости. По этой причине выделяются две категории смешанных благ - перегружаемые, или переполняемые, (свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента) и исключаемые (не выполняется условие неисключаемости). Телепрограммы, общественный транспорт, городские парки )Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. Границы сообщества, потребляющего благо,  могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются :1.Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т. п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам.2.К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др. 3.Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.).

 

34. Рынки с асимметричной информацией.

Успех рынка зависит  от того, насколько точно цены передают необходимую информацию. На рынке  совершенной конкуренции, например, ситуация неопределенности просто исключается, так как и покупатели и продавцы имеют свободный доступ к информации о ценах, используемых технологиях и вероятной прибыли. При этом каждый из участников, используя полную информацию, действует совершенно рационально: домашние хозяйства осуществляют выбор потребительских наборов, а также предложений труда и капитала, максимизируя полезность в рамках бюджетных ограничений; фирмы максимизируют свою прибыль или рыночную стоимость в условиях технологических ограничений, связывающих выпуск продукции с затратами ресурсов. Общее конкурентное равновесие приводит к максимальному общественному благосостоянию, т.е. к оптимальности по Парето. Основным условием достижения экономического оптимума конкурентным рынком является полная информированность экономических субъектов об экономических переменных, относящихся к их выбору, и рациональное поведение при самом выборе. Согласно строгим принципам микроэкономики, блага различного качества - это различные блага, и продаются они на различных рынках. Однако существуют ситуации, когда качество приобретаемого блага покупатель в момент совершения покупки не в состоянии оценить, вопрос кач-ва выяснится позже в процессе испол-ния продукции. Именно недостаток информации создает ситуацию неопределенности. В этих условиях фирмам и потребителям приходится принимать решения до получения всей необходимой  
информации. Когда человек не уверен в том, что произойдет в будущем, но ему известна вероятность каждого из возможных результатов своих действий, принято считать, что он идет на риск или рискует. У противников риска низкая предельная полезность дохода. Для человека, нейтрального к риску, важна средняя прибыль.Склонным к риску считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату. Обычно они переоценивают вероятность выигрыша.Асимметрия информации — положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет.Асимметрия информации снижает эффективность рынка в целом. Но прежде всего она невыгодна продавцам хороших товаров. Они заинтересованы в том, чтобы покупатель мог выделить их товар из общей массы товаров, предлагаемых на рынке. Сигналы: 1.Реклама не является эффективным сигналом, так как его одинаково легко сделать как продавцам действительно хорошего товара, так и всем прочим. 2.Свидетельства о качестве, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными. 3. Репутация продавца (изготовителя), основанная на прошлом опыте покупок и передаваемая от покупателя к покупателю. 4.Фирма, пользующаяся хорошей репутацией, стремится затруднить продажу подделок своей продукции. Для этого используются сложные в изготовлении упаковка, этикетки и т. д..5.Фирмы, производящие товары длительного пользования, могут информировать покупателей о надежности своей продукции с помощью гарантий. Гарантийное обслуживание само по себе есть существенный элемент качества товара.

 

35. Неопределенность и риск в рыночной экономике. Способы снижения риска.

Риск - потенциальная, численно измеримая возможность потери. Понятием риска характеризуется неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.

 Риск вероятность возникновения  потерь, убытков, недопоступлений  планируемых доходов, прибыли. 

В качестве единицы измерения принимают  вероятность достоверного события, т.е. такого события, которое в результате какого-либо опыта, процесса деятельности непременно должно произойти. Примером такого события может служить факт получения дохода при реализации продукции, поскольку невозможна такая ситуация, когда предприятие продавало бы продукцию, не имея на нее цены (в конце концов, цена может быть нулевой, в таком случае и доход будет нулевым).

 Выделяют субъективную и  объективную вероятность. 

 Концепция объективных вероятностей  строится на интерпретации понятия  вероятности как предельного  значения частоты при бесконечно  большом числе экспериментов, и оценка вероятности производится посредством вычисления частоты, с которой происходит данное событие. Например, частота возникновения некоторого уровня потерь в процессе реализации проекта может быть рассчитана по формуле

 f(A)=n(A)/n,

 где f частота возникновения некоторого уровня потерь;

 n(А) число случаев наступления этого уровня потерь;

 n общее число случаев в статистической выборке, включающее как успешно осуществленные, так и неудавшиеся инвестиционные проекты.

 Точность измерения объективных вероятностей зависит от объема статистических данных и возможности их использования для будущих событий, то есть от сохранения условий, в которых происходили прошлые события. Вместе с тем, во многих случаях при принятии решений статистические данные о частотах появления ситуации весьма малы по объему либо вообще отсутствуют. Поэтому используется второй путь измерения вероятностей ситуации, основанный на субъективных измерениях лица, принимающего решение.

Способы снижения риска:

Страхование – процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых.

Объединение риска – способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого,не так велики.

Распределение риска – способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"