Шпаргалка по "Микроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 19:02, шпаргалка

Краткое описание

БИЛЕТ №1
1.Предмет и метод микроэкономики.
2.Сущность издержек и прибыль: экономический и бухгалтерский подход
БИЛЕТ №2
1. Основные проблемы экономической организации общества. Кривая производственных возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 147.39 Кб (Скачать файл)

За 1,5 века, прошедших с  того времени, когда Маркс создавал свою теорию, рынок существенно изменился, изменилась и сущность денег. Золото престало выполнять роль денег, в качестве денег повсеместно обращаются бумажные деньги. Они не являются товаром, т.к. не имеют стоимости. Современные экономисты по другому определяют сущность денег, отрицают их товарную природу. Они считают, что: 1. Деньги – это такое благо, которое обладает абсолютной ликвидностью, следовательно, отличительная черта денег – их ликвидность. Деньги – легко реализуемое имущество. Чем более ликвидно благо, тем больше оно похоже на вещь. В абсолютно ликвидном благе это сходство достигает высшей точки. Абсолютно ликвидное имущество – имущество, издержки обмена которого на любое другое имущество равны 0. Абсолютно неликвидное имущество – имущество, которое нельзя обменять на другие блага. 2. Деньги абсолютно ликвидны, т.к. это общепризнанное средство обмена. 3. Деньги декретированы гос-вом как деньги, т.е. любой субъект рынка обязан принимать к оплате деньги. Деньги – это совокупность активов, используемых при совершении сделок. Функции денег (современные): 1. Средство обращения (Т-Д-Т). 2. Мера стоимости – деньги – единица счёта для цен и услуг. 3. Средство сбережения.

  1. Понятие и основные черты совершенной конкуренции.

Основные черты рынка  совершенной конкуренции: 1. Основная черта – на рынке существует множество  фирм, ни одна из них не занимает значительной доли рынка. 2. Продукция является однородной. Каждая из фирм производит и предлагает стандартизованную продукцию, поэтому при данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукты, т.к. на рынке продукты фрм являются аналогами. Отсутствуют условия для неценовой конкуренции. 3. Отсутствие значительного контроля отдельной фирмы над ценой товара, т.к. здесь каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объёма пр-ва, что это не оказывает влияния на цену. Отдельная фирма находится во власти рынка. 4. Свободное вступление в отрасль и выход из неё любой фирмы. Т.е. любая новая фирма имеет равные возможности производить эту продукцию наряду с существующими (с точки зрения доступа к гослицензиям, цен на ресурсы). 5. Отсутствие на рынке монополии и монопсонии, серьёзного госрегулирования.

Преимущества рынка совершенной  конкуренции в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося рынка, через цены создаёт стимулы для вложения капитала в пр-во. Механизм совершенной конкуренции – механизм заведомо бездефицитного рынка. Обеспечивает эффективное распределение ресурсов в общ-ве, высокую адаптивность, свободу действия и выбора рыночных субъектов. Максимальное использование научно-технического прогресса, повышение качества товаров и услуг. Такой рынок соответствует раннему этапу развития капитализма. Получил развитие в Англии в 19м веке. В современных условиях такой рынок – редкость.

БИЛЕТ №6

  1. Капитал: его сущность и виды. Основной и оборотный капитал. Амортизация.

Наряду с товаром и  деньгами в рыночной экономике исключительно  важную роль выполняет капитал. С  развитием рынка качественно меняется природа капитала. Марксистская школа: Сторонники рассматривали капитал как общественную категорию, т.е. выражающую определённые отношения между людьми. Сущность капитала – в отношениях между собственниками средств пр-ва и собственниками своей рабочей силы. В таком подходе к анализу акцент смещался на анализ классовых отношений. Вывод из природы капитализма того времени: капитализм – это эксплуататорское общество, чуждое природе человека, оно должно уйти с исторического поприща. Тогда в обществе существовало чёткое разделение на капиталистов и рабочих, существовала эксплуатация человека человеком. Капитал и капитализм как система хоз-ва возникают на определённом этапе развития хоз-ва, когда деньги превращаются в капитал (деньги сами по себе не являются капиталом). Формула денег: Т-Д-Т. Формула капитала: Д-Т-Д'. Смысл движения капитала в том, чтобы получить количественно большую сумму денег (прибавочную стоимость). Капитал – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость, или самовырастающая стоимость.

Прирост стоимости происходит не в обращении, т.к. обмен носит эквивалентный характер, а в самих вещественных факторах этого обмена, в товаре, который владелец денег приобретает на рынке. Таким товаром, потребительская стоимость которого обладает способностью быть источником большей стоимости, является рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, которые он использует всякий раз при изготовлении благ, т.е. это способность человека к труду. Рабочая сила становится товаром когда: 1. Её собственник, рабочий, становится юридически свободным человеком. 2. Рабочий должен быть отделён от средств пр-ва, должен быть собственником только своей рабочей силы, должен постоянно продавать её, чтобы обеспечить себе ср-ва к существованию.

Потребительская стоимость  рабочей силы – в её способности  создавать прибавочную стоимость. Стоимость рабочей силы: 1. Стоимость жизненных благ, необходимых для существования рабочего. 2. Стоимость жизненных благ, необходимых для семьи рабочего. 3. Расходы, связанные с приобретением и повышением квлификации. Стоимость рабочей силы постоянно растёт, т.к. растут требования к квалификации рабочего. В своей теории капитала Маркс показал, что на предприятии рабочий день делится на необходимое и прибавочное время. В необходимое время рабочий воспроизводит стоимость рабочей силы, получая зарплату. В прибавочное время он создает прибавочную стоимость, присваиваемую капиталом.

Капитал делится на постоянный и переменный. Постоянный капитал – ср-ва пр-ва, которыми капиталист снабжает рабочих (оборудование, сырьё, электроэнергия и т.д.). Эта часть капитала в процессе производства не меняет своей цены, лишь переносится на производимый продукт. Переменный капитал – стоимость рабочей силы. Рабочий не только воспроизводит стоимость своей рабочей силы, но создаёт также и прибавочную стоимость.

Сейчас нет жёсткого деления общества на капиталистов и  рабочих, изменилась социальная структура  общества. Увеличились уровень оплаты и уровень квалификации рабочего. Современные экономисты по иному объясняют сущность капитала. Они утверждают, что в современной рыночной экономике проблема эксплуатации отсутствует. Они полагают, что каждый фактор пр-ва вносит свой вклад, а эксплуатации человека человеком отсутствует. Сущность капитала: капитал – это всякое благо, которое используется для производства каких-то товаров. Нет деления капитала на постоянный и переменный. Капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономикой для пр-ва других товаров (проф. Самоэльсон, "Экономикс").

Амортизация – процесс постепенного перенесения на производимую продукцию стоимости капитала по мере его износа. Нормальная амортизация - отношение суммы амортизационных отчислений к стоимости осн. капитала, выраженного в процентах. К моменту износа вещественных элементов осн. капитала в амортизационном фонде накапливается сумма денег, обеспечивающая замену износившегося осн. капитала или его капит. ремонт.    

2. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Основные черты рынка  совершенной конкуренции: 1. Основная черта – на рынке существует множество  фирм, ни одна из них не занимает значительной доли рынка. 2. Продукция является однородной. Каждая из фирм производит и предлагает стандартизованную продукцию, поэтому при данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукты, т.к. на рынке продукты фрм являются аналогами. Отсутствуют условия для неценовой конкуренции. 3. Отсутствие значительного контроля отдельной фирмы над ценой товара, т.к. здесь каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объёма пр-ва, что это не оказывает влияния на цену. Отдельная фирма находится во власти рынка. 4. Свободное вступление в отрасль и выход из неё любой фирмы. Т.е. любая новая фирма имеет равные возможности производить эту продукцию наряду с существующими (с точки зрения доступа к гослицензиям, цен на ресурсы). 5. Отсутствие на рынке монополии и монопсонии, серьёзного госрегулирования.

Долгосрочный период отличается тем, что производитель может  увеличить свои возможности, и число фирм может измениться. В долгосрочном периоде решение фирмы об объёме пр-ва будет приниматься по-другому (не так, как в краткосрочном). Число издержек может увеличиться или сократиться. Равновесие на рынке будет достигнуто, когда для фирм не будет стимула для входа и выхода из отрасли.

БИЛЕТ №7

  1. Место собственности в экономической системе. Виды и формы собственности.

Собственность хар-ет системы эконом. и юрид. отношений по поводу обладания имуществом, присвоения и использования материальных условий и их результатов.

Первоначально соб-ность практиковалась как правовое отношение, включающее: владение, пользование, распоряжение. По мере развития общ. про-ва и появление различных форм предприн-кой деятельности, соб-сть приобретает значение и в эконом. аспекте, и рассматривается как эконом. отношения м/д людьми по поводу присвоения и использования средств про-ва и произведенной продукции.

Собственность это прежде всего присвоение. Главная форма присвоения - произ-во, но присвоение шире про-ва, присвоить можно и не производя (налоги, дар, наследство). Процесс противоположный присвоению -  отчуждение. Оно состоит в том, что для опред.  лиц средства про-ва и произведенный продукт выступают как чужая собственность.

Отношения соб-ти включает субъект и объект     соб-ти. Объект – имущество. Субъект – собственник. Отношения м/д субъектом и объектом соб-ти хар-ет меру обладания объектом и ф-ю субъекта, а отношения м/д различными субъектами соб-ти касаются форм распределения имущества, доходов и ценностей м/д соб-ками. Экон. форма соб-ти не существует вне юрид. распоряжаться имуществом можно и не имея его в соб-ти (аренда, траст, концессия). Соб-ть экономически реализуется когда приносит доход собственнику.

Формы соб-ти:

Частная, групповая, общая (гос-ная) – эти формы базовые. Кроме них сущ-ет смешанная соб-ть – это сочетание нескольких базовых форм (акционерное общество).

2. Рыночные структуры несовершенной конкуренции: чистая монополия,  олигополия, монополистическая конкуренция. Монопольная власть.

БИЛЕТ №8

  1. Экономическая система. Виды экономических систем.

Экономическая  система – совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих преимуществ, т.е. производственных отношений и организационных форм. Экономическая  система – это особым образом упорядоченная система связей между производителем и потребителем благ и услуг. Элементы экономической  системы: 1. Социально-эконом производственные отношения, которые сложились на основе форм собственности на эк ресурсы и результаты хозяйственной деятельности. 2.Хозяйственный механизм-способ регулирования эк деятельности на макроуровне. 3. Конкретные эконномические связи между хозяйственными субъектами. Экономическая  система имеет трудовые, природные ресурсы, средства производства, науч-технич ресурсы, образовательные. В экономической  системе имеется общественное разделение труда и специализация производства.

Виды экономических  систем. 1. Рыночная экономика – такая форма организации хохяйства, при которой потребители и производители продукции решают свои экономиеские проблемы посредством рынка. Они сами, в основном без давления извне, принимают решения по проблемам пр-ва и реализации товаров. 2. Командно-административная система – основные экономические проблемы решаются централизованно правительством. Она предполагает: 1) Безраздельное господство госсбственности на ср-ва пр-ва, глобальную монополизацию экономики. Монополизация исключает конкуренцию в пр-ве, не способствует снижению издержек и повышению производительности. 2) Эта система предполагает жесткое централизованное руководство с помощью планирования всеми звеньями экономики, т.е. она исключает самостоятельность ппредприятий. Это исключает инициативу предприятия и поиск более эффективных решений. Эта система порождает низкую эффективность пр-ва, нерациональное использование ресурсов. Приоритет в распределении продукции принадлежит центру. Общественные интересы рассматриваются как главные, личные интересы подчиняются интересам общества, государства. Из этого следует низкий уровень оплаты труда, отсутствие материальной заинтересованности людей в результате труда. 3) Тормозила научно-технический прогресс, т.к. внедрение НТП – риск для предприятия. Не было смысла внедрять новшества, главное – выполнить план. Все недостатки проявлялись в низких темпах экономического роста (в 1980х гг. в СССР – менее 1 % в год). 3. В чистом виде ни рыночная, ни командно-административная экономика не существуют. Современная рыночная экономика является смешанной экономикой. Частная система в смешанной экономике действует через рыночный механизм, оно доминирует, но дополняет её и способствует её развитию госсистема. Она действует через административное регулирование и налоговые стимулы.

  1. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Основные черты рынка  совершенной конкуренции: 1. Основная черта – на рынке существует множество  фирм, ни одна из них не занимает значительной доли рынка. 2. Продукция является однородной. Каждая из фирм производит и предлагает стандартизованную продукцию, поэтому  при данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукты, т.к. на рынке  продукты фирм являются аналогами. Отсутствуют условия для неценовой конкуренции. 3. Отсутствие значительного контроля отдельной фирмы над ценой товара, т.к. здесь каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объёма пр-ва, что это не оказывает влияния на цену. Отдельная фирма находится во власти рынка. 4. Свободное вступление в отрасль и выход из неё любой фирмы. Т.е. любая новая фирма имеет равные возможности производить эту продукцию наряду с существующими (с точки зрения доступа к гослицензиям, цен на ресурсы). 5. Отсутствие на рынке монополии и монопсонии, серьёзного госрегулирования. Валовой доход – это величина продаж фирмы. Он равняется цене того, что фирма производит, умноженной на количество проданных единиц производства. Средний доход – доход на проданную единицу товара. Он равняется цене. Предельный доход – изменение валового дохода разделенное на изменение количества. Т.е., предельный доход – изменение валового дохода, являющееся результатом увеличения на единицу количества продаж. В случае совершенной конкуренции, предельный доход равняется цене и не изменяется при изменении кол-ва.  Равновесие на рынке совершенной конкуренции – ситуация, когда предприятие не имеет никаких побудительных мотивов для изменения своего состояния, и любое нарушение равновесия лишь ухудшит ее положение. Равновесие фирмы в условиях, когда она выбирает оптимальный выпуск продукции, достигается, если предельный доход равен предельным издержкам.. В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма не всегда получает экономическую и нормальную прибыль. Она сможет работать либо с прибылью, либо с убытками, т.к. в краткосрочном периоде невозможно расширить или сократить пр-во.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономика"