Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 19:02, шпаргалка
БИЛЕТ №1
1.Предмет и метод микроэкономики.
2.Сущность издержек и прибыль: экономический и бухгалтерский подход
БИЛЕТ №2
1. Основные проблемы экономической организации общества. Кривая производственных возможностей.
БИЛЕТ №9
Экономический субъект – это субъект, выполняющий экономические функции. Простые – (чел, дом, фирмы), Комплексные – отрасли эк-ки и гос-во. Домашнее х-во получает доход, предоставляя факторы пр-ва, цель – потребление. Бизнес – цель – максимизация прибыли, увеличение масштабов пр-ва. В процессе их деятельности возникает экономическое явление. Причинно-следственные связи, возникающие между экономическими явлениями в процессе их развития, называются экономическими механизмами. Закон возвышения потребностей – экономические потребности бесконечны и не имеют предела. Потребности личные (первой необходимости и роскоши) и производственные. Форма проявления экономических потребностей – экономические интересы: личные, коллективные, общественные. Экономические стимулы – факторы, усиливающие желание получать экономическую выгоду. Конкуренция – соперничество экономических субъектов за право использования благ. Человек экономический – мах результат при min затратах, он обладает рациональностью (полная и ограниченная) и эгоизмом (сильная, полусильная, слабая).
Монополия ("один продавец"). Признаки чистой монополии: 1. Фирма – единственный производитель и продавец данного товара, охватывает 100 % рынка. Фирма тождественна отрасли. 2. Продукт является уникальным, у покупателя нет альтернатив. 3. Монополия диктует цены. Фирма контролирует весь объём предложения. Монополия устанавливает уровень цены, обеспечивающий специальный доход. 4. Барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. реально существуют экономические, юридические барьеры. Эти барьеры высоки и практически блокируют доступ на рынок. В ряде отраслей эффективное пр-во может быть тогда, и только тогда, когда пр-во будет достаточно крупным. Это такие отрасли, где при современном уровне технологй низкие издержки на единицу возможны только при большом объёме пр-ва. Мелкие только что пришедшие фирмы не смогут выжить на таком рынке. Вступление в отрасль может быть ограничено государством путём выдачи лицензии.
Монополист, используя свой монопольное положение, может манипулировать ценой и общим объёмом пр-ва. Поэтому на первый взгляд кажется, что монополия будет устанавливать наивысшую цену, которую она может получить. Монопольная цена – цена, которая устанавливается в целях получения монопольного дохода. Механизм установления монопольной цены в том, что монополии создают зону дефицита, сокращая объём пр-ва, искусственно создают повышенный покупательский спрос и устанавливается наивысшая цена. На практике монополист стремится к максимальной совокупной прибыли – это разница между совокупным доходом и совокупными издержками. Монополист должен также учитывать динамику предельного дохода и предельных издержек. Ценовая дискриминация – фирма для получения дополнительной прибыли продаёт один и тот же товар по разным ценам на разных рынках. Условия, необходимые дя ценовой дискриминации: 1. Покупатель не должен иметь возможности перепродавать купленную продукцию. 2. Продавец должен иметь возможность разделить покупателей на группы, исхода из расчёта эластичности спроса на товар. Для неэластичного спроса – высокая цена, и наоборот. 3. Покупатели имеют разные доходы и готовы платить за один и тот же товар разную цену. За счёт дифференциации цен фирма увеличивает продажи и получает развитие пр-ва и больший доход.
В целом последствия монополизации носят отрицательный характер. 1. Ресурсы общества используются не в полном объёме, часть продукции, необходимой для общества, не производится. 2. Монополия подрывает конкуренцию, исключает возможность сопоставления эффективности пр-ва на разных предприятиях. 3. Монополия не стремится к снижению издержек пр-ва, у неё нет стимула к использованию новейших технических средств. 4. Монополя, завышая цены, усиливает неравенство доходов, снижает жизненный уровень людей.
БИЛЕТ № 10
Объектами являются экономические
блага. Это средство, которое прямо
или косвенно удовлетворяет потребность
человека. Выделяют две группы: 1. Экономические
– те, которые являются результатом
хозяйственной деятельности человека.
2. Свободные или дарованные - блага
созданные природой. Экономическое
благо обладает полезностью (с его
помощью удовлетворяются
Ресурсы делятся на природные
(земля, леса), трудовые (кол-во трудоспособного
населения, которое участвует в
создании благ), производственные (капитал),
предпринимательские
Кругооборот ресурсов и эк благ : товары и услуги (потребляют) - домохозяйства – эк ресурсы – фирмы / товары и услуги (поставляют) – фирмы.
Рынок монополистической конкуренции: 1. Большое число мелких фирм (25, 50, 70 и т.д.). Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных черт, характерных для такого рынка: 1) каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, следовательно ограниченным контролем над ценами. 2) Тайный сговор об объёме пр-ва и искусственном повышении цен практически невозможен. 3) Исключает тесную взаимозависимость между ними, поэтому каждая их них проводит независимую экономическую политику. 2. Дифференциация продуктов – фирмы производят разновидности одного продукта, различные по качеству, материалу, дизайну и т.д. Отличаются условия продажи, услуги, оказываемые при продаже, послепродажное обслуживание, наличие кредита. Такой рынок предполагает, что покупатель предпочитает товар определённого вида, сорта, качества, это и есть своего рода монополия в условиях дифференциации продукции. Владельцы фирм располагают продукты вблизи от покупателя. 3. Такой рынок предполагает неценовой характер конкуренции, т.е. на основе качества продукции, товарных знаков, рекламы и т.д. 4. Относительная легкость вступления в отрасль новых фирм. Фирмы небольшие, стартовый капитал невелик. Относительность лёгкости – барьеры всё-таки существуют: более выгодное расположение торговой точки, патенты на свою продукцию.
БИЛЕТ №11
Олигополия ("немного продавцов") – тип рынка, когда несколько фирм контролируют основную его часть. Черты олигополии: 1. Немногочисленность фирм, господствующих на рынке (3, 5 и более фирм). Важно, чтобы эти фирмы доминировали в пр-ве и сбыте продукции. 2. Ограниченность вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба, т.е. с величиной капитала, необходимого для внедрения в отрасль. Также большие расходы на рекламу, действия ведущих фирм отрасли препятствуют внедрению новых фирм. 3. Взаимозависимость господствующих в отрасли фирм. Т.к. на рынке конкурируют несколько фирм, то каждый участник олигополии следит за конкурентами и взвешивает свои действия в соответствии с этим. Олигополия существует тогда, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая должна оглядываться на осталные.
Чистая олигополия – предприятия производят однородный, стандартный продукт, идентичность определяет единую цену на него. Дифференцированная олигополия – предприятия, производящие разнообразную продукцию одного функционального назначения. Жесткая олигополия – на рынке господствуют 2-3 фирмы. Расплывчатая олигополия – 6-7 фирм делят 80 % рынка, остальные фирмы – оставшуюся часть.
Для ценообразования в условиях олигополии характерно: 1. Жесткие, негибкие цены, т.е. изменяющиеся реже, чем при монополистической конкуренции. 2. Когда олигополистические цены изменяются, все фирмы изменяют цены вместе. Наиболее простая форма тайного сговора между фирмами – картель. Это соглашение об уровне цен и о выпуске продукции, определяется единая цена между фирмами, а объём пр-ва квотируется.
Существует ряд моделей,
описывающих поведение
Существует при отсутствии тайного сговора с конк-тами, поэтому принимая решение об изменении цен необходимо знать реакцию др. фирм. Типичное поведение олигополии – снижение цены вслед за понижением цены конк-ом и не реагирование на повышение им цен. Используют неценовые методы.
Типична для олигаполии, выпускающей однородную продукцию. Сговор возможен, если фирмы сталкиваются с практически одинаковыми издержками про-ва. в результате сговора опр-ся оптимальная цена и объем выпуска.
Фирма, кот. охватывает большую долю рынка, явл-ся лидером и ее цена ориентир для всех др. конк-в. Цена лидера изменяется крайне редко.
Хар-на для олигополии с дифференцированным товаром. Фирма определяет уровень сред. издержек, а затем прибавляет к ним плановый уровень прибыли (обычно 10-15 %).
Эффективна ли олигополия? Одна точка зрения: олигополия похожа на монополию. Др.: олигополия способствует НТР, поэтому имеет лучшую прод-ю, более низкие цены и большие уровни выпуска.
2. Рынок земли, особенности спроса и предложения.
Земля – один из основных факторов пр-ва. Различают узкую и широкую трактовку фактора земли. Узкий смысл – собственно земельные угодья. Широкий смысл – все естественные ресурсы на данном земельном участке, т.е. все природные ресурсы, которые могут использоваться в пр-ве. Возобновлянмые природные ресурсы – по мере их расходования воспроизводятся под воздействием природных процессов или деятельности человека. Невозобновляемые – после исчерпания возобновить невозможно. Фактор земли является собственностью определённых лиц или гос-ва. Этот фактор собственник передает в пользование определённому экономическому субъекту за плату. Это земельная рента. Исходное условие для образования ренты – это аренда земли – вид землепользования, при котором собственник передаёт свой земельный участок на определённый срок другому лицу для ведения хоз-ва. Различают ренту и арендную плату. Рента – плата собственнику участка за пользование участком, т.е. это форма экономической реализации собственности на землю. Это часть арендной платы. Арендная плата кроме ренты включает в себя плату за капитальные вложения, сделанные на этом участке (здания, ирригационные сооружения и т.д.) Земельная рента бывает: 1. Дифференциальная – предполагает, что земельные участки различают по плодородию и местоположению по отношению к рынку сбыта. Равные затраты труда, приложенные к разным участкам земли, дают разный доход. На лучших участках – дополнительная прибыль. Эта прибыль – дифференциальная рента. 2. Абсолютная рента. Её получают собственники всех участков земли. Образуется в результате того, что цена на сельхозпродукцию устанавливается на уровне, которые обеспечивает не только возмещение издержек на худших землях, но и определённую прибыль.
В рыночной экономике земля является предметом купли и продажи. Но земля не создаётся трудом человека, это дар природы, следовательно она не имеет стоимости. В основе стоимости, цены земли лежит желание собственника не потерять рентный доход. Он продаёт свой участок как минимум за такую сумму, которая, будучи положена в банк, даст ему в виде % доход, равный ренте. Покупатель, прежде чем стать собственником, сравнивает ренту участка с % от денег, вложенных в банк. Цена земли – капитализированная рента, она прямопропорциональна величине ренты и обратно пропорциональна норме банковского %.
Также на цену земли оказывает влияние спрос и предложение. Предложение земли абсолютно неэластично, кол-во предлагаемой земли не может измениться от изменения цены. Решающий фактор – спрос. Современность – уменьшение предложения земли в результате урбанизации, использование земли для несельскохозяйственных нужд.
БИЛЕТ №12
В ходе развития человеческого общества развивались рыночные отношения. Вначале это был просто обмен одного товара на другой. Современный рынок – сложная система экономических связей, основанная на применении компьютерной базы. Рынок (англичанин Джевонс, 19 в.) – группа людей, вступающих в деловые отношения по заключению крупных сделок по поводу любого товара. Рынок (Котлер, "Маркетинг") – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Рынок (Британская энциклопедия) – совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами в результате контактов продавцов и покупателей. Рынок рассматривается как система экономических отношений между продавцами и покупателями.
Роль рынка в жизни страны: 1. Способствует рациональному распределению ресурсов через механизм конкуренции. 2. Рынок влияет на объём и структуру пр-ва, через динамику цен приспосабливает пр-во к платёжеспособному спросу. 3. Оздоравливает экономику, избавляет от убыточных предприятий. 4. Заставляет потребителей выбирать наиболее рациональную структуру потребления, соответствующую доходам и ценам. 5. Рынок посредством цен информирует о наличии или отсутствии товаров, количестве и качестве пр-ва.
Экономика страны – постоянное движение массовых потоков товаров. Современный рынок – движение огромной номенклатуры товаров (в России – до 10 млн. наименований товаров). Это движение товаров дополняется рынком денег, ценных бумаг, новых технологий. Все эти процессы подчиняются единым экономическим закономерностям. Механизм регуляции экономики имеет свой инструментарий, с его помощью на рынке устанавливается равновесие. Инструменты рынка: 1. Цены – это денежное выражение стоимости. Изменение цены на рынке является ориентиром для производителя (при изменении объёма пр-ва, на выбор технологии пр-ва, на качество производимой продукции) и для покупателя (на объём покупок, структуру потребляемых товаров и услуг). 2. Спрос и предложение. Спрос – представленная на рынке потребность в товарах, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Является важным ориентиром при определении объёма пр-ва. Выше спрос – дополнительный стимул для расширения пр-ва, и наоборот. Предложение – кол-во товаров, имеющееся в данный момент по определённой цене. Соотношение спроса и предложения определяет цены на потребляемые товары, цену труда. 3. Конкуренция – важнейший элемент рыночного механизма. Цель каждой фирмы – получить большую прибыль, это возможно с расширением и увеличением объёма пр-ва. Т.к. каждая фирма хочет увеличить объём пр-ва, обостряется конкуренция. Каждый производитель также стремится улучшить качество товаров – это важнейшее направление конкурентной борьбы. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной конкуренции.