Шпаргалка по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Natsionalka.docx

— 477.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Транспорт и связь.

Транспорт (Т)— одна из базовых отраслей, кот формирует инфрастр-ру эк-ки и обеспечивает взаимосвязь всех ее  элементов. Трансп издержки влияют на себестоимость и цену товара. Т. выступает в кач-ве важнейшего условия освоения прир. р-сов, мат основы для эк-кой интеграции пром-ого и с/х пр-ва. Регулирование трансп комплекса осущ-ся Мин-вом транспорта и коммуникаций РБ. Управлением ж/д транспорта занимается Бел железная дорога (БЖД), авиатрансп. – департамент по авиации, дорожным– департамент «Белавтодор», городским – местная исполнит власть.

Доля тарнсп в ВВП - ≈ 8,1% , структурные инвестиции в осн К – 10,3 %. В отрасли трудится 6,3% занятых в эк-ке (2011). Транспорт: общего и необщего пользования; пассажирский и грузовой. Для оценки работы транспорта исп-ся п-ли: объем перевозок грузов, пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Осн п-ли эф-сти исп-ния трансп: скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, безопасность движения, себестоимость и др.

Ж/д транспорт (ЖДТ). Осущ перевозки по ж/д. Отличается массовостью потоков, относительно низкой себестоимостью, бесперебойно работает круглый год, не зависит от погоды, имеет потенциально высокую скорость.

В РБ грузооборот ж/д транспорта составил – 42,7 млрд т/км, пассажирооб–74,01 млрд. пассажиро-км. Эксплуатационная длина ж/д – 5,5 тыс.км.

ЖДТ РБ объединяет магистральный  и промышленный виды транспорта. Технич оснащения БЖД в основном соответствует  Евростандарту и хар-ся:

  • 30%  эксплуатационной длины ж/д линий сост двухпутные линии,
  • 67% - оборудовано автоблокировкой, из кот 58,5% - диспетчерской централизацией, 34% - полуавтаматич блокировкой,
  • 97,7%  стрелок включено в электрич централизацию. Однако электрич тяга на ж/д РБ внедряется крайне медленно. Замедленными темпами проводятся работы по ремонту и усилению верхнего строения пути.

Тер-рию РБ пересекают 2 европ  трансп коридора:

  • трансп коридор №2:Восток-Запад: Берлин-Варшава-Минск-Москва-Н.Новгород;
  • трансп коридор №9:Ссевер-Юг проходит в направлении: страны Юго-Вост Европы-Украина-РБ-РФ-Финляндия, имеет ответвление №9В: Гомель-Минск-Вильнюс-Клайпеда и предусматривает выход грузоотправителей из областей Вост Украины и Центр России к спец-ным морским портам Балтии.

Значительный удельный вес  в стр-ре перевозок грузов ЖДТ  занимает транзит (36%), кот явл важнейшим  источником доходов и валютных поступлений.

Автомобильный транспорт (АТ). Осущ перевозки по безрельсовым путям, подразд-ся на грузовой и пассажирский. Грузовой перевозит 48,6% всех грузов, гл образом на короткие и средние расстояния. Однако грузооборот невелик – 11,3%, отличается высоким ур-нем занятости – около 1/4 работающих в отрасли. Отличается маневренностью и гибкостью. Грузооборот -13,5 млрд т/км , пассажирооборот – 72,4 млрд пассажиро-км Пассажирский: автобусный и легковой, личный (постоянно растёт) и ведомственный. Протяженность – 81,5 тыс км., в том числе с твердым покрытием – 71,0 тыс км. Более 1/3 дорог требует ремонта, половина эксплуатируется с прошедшими межремонтными сроками. Ч/з РБ проходит 2 коридора: кор №2: Брест-граница РФ (модернизированный в пределах РБ участок магистрали Берлин-Варшава-Минск-Москва); №9В: Гомель-Жлобин-Минск-граница Литвы; №9: Гомель-Могилев-Витебск-граница РФ.

Внутр водный. Теряет свои позиции, удельный вес в перевозке грузов и пассажиров значительно сократился. Общая протяженность эксплуатац водных путей – около 1800 км. Пассажирооб – 3 млн пассажиро-км, грузооборот–83 млн.т/км. Судоходными путями РБ связана со всеми пограничными с ней гос-вами. Наибольшее значение в перевозке имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Зап Двина, Неман, Днепро-Бугский канал. Актуальным для РБ явл создание и развитие морского флота.

Воздушный. Хар-ны высокие скорости движения, исп-ся прежде всего для перевозки пассажиров и почты, дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния. Пассажирооб – 12,8 млрд пассажиро-км, грузооборот – 50 млн. т/км. В наст время бел авиакомпаниями налажено регулярное воздушное сообщение с 6 гос-вами СНГ, с 15 странами вне СНГ. Нынешний парк воздушных судов по своим технико-эк-им и экологич хар-кам существенно уступает используемым иностранным авиакомпаниям. В целом их износ сост 60-80%.

Трубопроводный. Непрерывный, осущ передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов под давлением. Гл обр предназначен для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Выделяют магистральный и промышленный. Хар-ся большой экономичностью. Занимает 2 место в общем объеме перевозимых грузов (29,6% в 2011г.) и 1 место в грузообороте всех видов транспорта общего пользования. Протяженность в 2011 превысила 13,5 тыс.км.

Связь – отрасль эк-ки страны, обеспеч-щая передачу и распрстранение разл информац потоков. Связь играет важную роль в производственно-хоз дея-сти общ-ва, управлении гос-вом, системой обороны и всеми видами транспорта, служит для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информац осведомленности населения. Развитие систем связи и информатизации стало одним из важнейших  приоритетов научно-технич и эк-кой п-ки РБ. Доля связи в стр-ре ВВП составила ≈ 1,4%, занято 1,4% населения. Связь: почтовая и электрическая (телефонная и телеграфная, ТВ и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление осущ Мин-во связи и информатизации и Мин-во информации (ТВ и радиовещение).

Почтовая связь – регулярная доставка письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок и т.д.

Электросвязь. Ее развитие в РБ имеет «+» тенденции. Растет плотность, протяженность м/угородных и м/н каналов связи, объем предоставляемых услуг и кач-во. Телефонная связь. Плотность аппаратов – 343 на 1000 чел населения. Видеотел связь осущ «Белтелеком» - обеспечивает тел переговоры практически с любым городом мира, спутниковую связь и рассылку писем по элктр почте, оказывает Интернет-улсуги. Телеграфная связь – для передачи на расстояние буквенно-цифровых сообщений. Особенность – документальность, т.к. сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Значительное развитие получила мобильная связь – передача инфы м/у перемещающимися абонентамию к моб системам относятся сотовая тел связь (МТС, БеСТ, Velcom, Life), пейджинг и радиотелефонная связь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Понятие и классификация прир  р-сов (ПР).

ПР - элементы природы, часть всей совокупности прир условий и важнейшие компоненты прир среды, кот исп-ся (либо м.б. исп-ны) при данном ур-не развития пр-ных сил для удовлетворения разл потребностей общ-ва и общ-ого пр-ва. ПР служат естеств базой развития эк-ки страны.

Природно-ресурсный потенциал (ПРП) - совокупность прир р-сов данной территории, прир условий, явлений и  процессов, кот исп-ся или м.б. реально  вовлечены в хоз деят-сть. В связи с огромным объемом исп-мых прир веществ и энергии, проблема обеспеченности чел-ва ПР явл глобальной. Для предотвращения истощения ПР необходимо рациональное и комплексное исп-ние ПР, поиски новых источников сырья, топлива и энергии.

 Классификация ПР - разделение совокупности предметов, объектов и явлений природной среды на группы по функционально значимым признакам.

 1. Научная классификация –по происхождению: -водные; -земельные; -атмосферные; -биологич и т.д.

2. Экологич к-ция – разделение р-сов по признаку исчерпаемости и возобновимости:

-исчерпаемые (уголь, вода пресная):

  • возобновимые (земля, вода, атмосферный воздух)
  • невозобновимые (минеральные ископаемые);

-неисчерпаемые (солнечная энергия, ветер, энергия морей и океанов).

3. Рыночная к-ция:

 - р-сы стратегич назначения - торговля данными р-сами д.б. строго ограничена, поскольку может привести  к подрыву безопасности гос-ва и общества в целом. Напр: радиоактивные руды, с/х ресурсы;

-р-сы экспортного значения  – р-сы, кот обеспечивают основной  приток валютных поступлений  (уголь, с/х р-сы);

-р-сы внутр рынка –  р-сы, кот имеют повсеместное распространение  на р-ке: уголь, с/х р-сы и  все др.: вода, соль, минеральное сырье  и т.д.

 4. По эк-ому значению:

- балансовые, эксплуатация кот целесообразна в данный момент;

- забалансовые, эксплуатация  кот нецелесообразна из-за низкого  содержания полезного вещества, большой глубины залегания, особенностей  условий работы и др., но которые  в перспективе могут разрабатываться.

 5. По направлениям исп-ния: топливно-энергетич, р-сы для черной и цветной металлургии, химич, лесной, деревообрабат, пищевой пром-сти и т.д.

6. По видам хоз  исп-ния:

- р-сы пром-ого (все  виды природного сырья, исп-ого  пром-стью)

- Р-сы с/х пр-ва (объединяют  те виды р-сов, кот участвуют  в создании с/х пр-ции: агроклиматич  р-сы тепла и влаги, почвенно-земельные,  растительные биологич р-сы, водные).

7. разведанные - добыча их уже ведется; -достоверные - о существовании их достоверное известно, но добыча не ведется; -прогнозные - полезные ископаемые, кот гипотетически должны существовать, но это достоверное неизвестно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 15. Система п-лей оценки запасов ПР, их размещение по территории.

Размер ПРП = ∑потенциалов отдельных видов ПР (земельных, водных, лесных и др.). Колич оценка ПРП страны возможна в том случае, если все виды р-сов будут исчисляться по единому принципу. Для этого применяется бальная система, стоимостные п-ли и абс энергетич потенциалы.

Эк оценка р-сов— их стоимостное выражение. Эк оценка ПР применяется для: определения стоимости ПР; выбора оптимальных параметров эксплуатации); прогнозирования и планирования исп-ния ПР и т.п.

Оценка земельных р-сов (ЗР). ЗР – это ср-во пр-ва. Изымаются из природы в данном случае не сами ресурсы, а лишь полученные с их помощью растительные продукты => основное св-во земель – плодородие.

Земельный фонд РБ = 20759,8 тыс га. (3 место в Европе). Распределение зем фонда на нач 2011г:

  • с/х орг-ции – 41,7%,
  • граждане – 6,7%,
  • фермерские хоз-ва – 0,9%,
  • земли запаса и гос лесохозяйственных организаций – 40,9%,
  • др землепользователи – 9,8%.

Наиб с/х освоенность  в средней полосе – 50-54%, где лучшие почвы, меньшая заболоченность земель. В общественном пользовании находится  ≈ 93% с/х угодий. В их составе наиболее продуктивными явл пахотные земли -65%. Доля пахотных земель по областям колеблется в широких пределах: наиб – в Могил (69,9%), Вит (69,7%), Гродн (69,7%); наим – в Брестской (58,1%) областях.

Кач-во с/х угодий довольно низкое и оценивается по РБ в 34 балла по 100-балльной шкале, пахотных земель – в 36б. Наблюдается территориальная дифференциация: в Гродн области бонитет всех с/х равен 37 б, в Брестской, Гом областях – сост 33б.

Оценка лесных р-сов (ЛР). Они включ стволовые запасы древесины, разл недревесные р-сы, т.е. технические (живица, пробка), кормовые, охотничьи, промысловые, пищевые (грибы, плоды и др), лекарств растения. Лесосырьевые р-сы имеют огромное жизненное значение. Осн элементами оценки ЛР следует рассм следующие:

1. Объем - общая S лесов оцениваемого объекта, суммарный запас древесины. Общая S лесн фонда - 9,4 млн.га, S покрытых лесом земель - 7,96  млн.га или 84,7%, Общий запас насаждений 1,5 млрд.куб.м ≈ 1% запасов СНГ. Запас спелого древостоя 188 млн. куб.м Средняя лесистость на 2008 - 38,1%., что близко к оптимальному значению. Но по тер-рии она колеблется от 10% (Несвижский р-н) до 62% (Лельчицкий р-н). Осн часть запасов приходится на Гом, Мин и Вит области (62,0%);

2. Прир св-ва - концентрация запасов (запас на ед-цу площади), кач-во и стр-ра древостоев (состав по породам, классам возраста). Запасы древесины в значительной степени опред-ся возрастным составом лесов. Наличие приспевающих и спелых насаждений, в свою очередь, определяет возможности дальнейшей эксплуатации лесов в порядке главного пользования.

На 2008 средний возраст древостоев сост 51,2г. По возрастным категориям и общим запасам насаждений: молодняки - 21,5% площади (8,7% запаса), средневозрастные – 49,8 и 54,5, приспевающие – 19,4 и 25,0, спелые и перестойные - 9,0% и 11,8% а. Важным п-лем, исп-мым для колич оценки насаждений, явл продуктивность – запас всех компонентов леса на ед-це площади в опред возрасте (обычно в возрасте спелости). В 2007 г. наиб долю составили среднепродуктивные леса (II–IV классы бонитета)–3896,4тыс.га, наим – низкопродуктивные (V–Vб классы бонитета)–265,9тыс.га. На тер-рии РБ растут в основном ценные породы деревьев, хотя их породный состав еще не соответствует оптимальному: в породной стр-ре леса твердолиственные занимают 3,9%, в том числе дуб – 3,7%;

3. Прир и эк условия освоения.

Оценка водных р-сов (ВР). ВР имеют исключительно важное хоз значение. Они отличаются большой изменчивостью, неравномерностью распределения. ВР включ поверхностные и подземные воды. РБ по своим прир условиям относится к средней по водообеспеченности географич зоне СНГ. В РБ более 10 тыс. озер и водохранилищ, общий объем воды в кот сост ≈ 6 млрд. м3, и 20,8 тыс. рек общей протяженностью 90,6 тыс. км. Густота речной сети в среднем по РБ сост около 40 км/100 км2. В северо-вост части она превышает 60 км/100км2, а в южной, где расположена плоская Полесская низменность, – наполовину меньше среднего п-ля.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальная экономика"