Шпаргалка по "Основной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:07, шпаргалка

Краткое описание

1.Сущность экономического мышления.
2. Среда формирования экономического мышления: экономическое, политико-правовое, социально-культурное.
3. Типы экономического мышления: стандартный и творческий.
4. Развитие экономического мышления

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по Основной Экономике.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

В экономической теории выдвигаются  различные концепции относительно противоречий в распределении доходов. Марксизм объясняет его существованием эксплуатации трудящихся, то есть согласно теории трудовой стоимости зар. плата не является отражением стоимости рабочей силы; маржинализм - теорией предельной производительности факторов пр-ва; неоклассический направление - индивидуальными способностями и игрой рыночных сил. Каждая из точек зрения характеризует соответствующий сторону распределения доходов.

Доходы населения или хозяйств формируются за счет предоставления услуг рабочей силой, индивидуальной трудовой деятельности, собственности, соц-х трансфертных платежей и тому подобное. Предельной нижней границей величины доходов населения является прожиточный минимум.  

101. Налоги

Налоги - это часть национального  дохода, которая изымается государством у населения через внеэкономическое и экономическое принуждение преимущественно на эквивалентной основе в целях выполнения ее социально - экономических, политических, правовых функций и достижения военных целей. Налоги - древняя категория, они возникли во времена распада первобытного строя, появления частной собственности, сосредоточение власти и определенной доли собственности общины в руках вождей, старейшин, возникновение государства и права.

Доходы государственного бюджета  в развитых странах мира более чем на 90% формируются именно за счет налоговых поступлений.

Классик политической экономии А. Смит придавал большое значение налогам. По его мнению налоги должен платить  каждый человек, его размеры должны быть минимальными и сроки уплаты четко определены. Актуальны сформированы шведс. экон-том К. Викселля осн. пр.-пы справедливого оподаткув. (Пр.-п полезности и пр.-п равенства), согласно которому, изъятые у насел. ч-з мех.-м налогов средства должны вернет. к нему в форме гос. услуг. Кроме того, налоги не должны подрывать благосостояние соц.груп.

В законе Украины "О системе налогообложения" принципами налогообложения названы: обязательность, стимулирование предпринимательской  деятельности, равнозначность и пропорциональность, равенство и недопускання налоговой дискриминации.

В налоговой системе определены конкретные элементы по ¬ ющих. К  ним относятся:

субъект налога - лицо, на которое законом  возложены обо ¬ связок платить  налог;

объект налога - доход или имущество, с которого начисляется ¬ ется налог: прибыль, заработная плата, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.п.;

источник налога - доход, за счет которого уплачивается ¬ ется налог;

ставка налога - размер налоговых  начислений на единицу налогообложения

Основные функции налогов:

1) фискальная означает сбор денежных  средств с насел., Предпр-ств и  орг-ций;

2) регулирующая - обес. регулирование  денежных доходов, процесса накопления, перераспределения значительной  части нац. дохода, соотношение  между спросом и предложением  и других макроэкономических величин, а в целом - всего процесса общ. воспроизведения;

3) стимулирующая функция налогов  состоит в воздействии на инвестиционный  процесс (например, в случае снижения  ставок налогообложения), на проведение  научно - исследовательских работ, на ускорение темпов экономического роста, на инновационные процессы.

Основными видами налогов в развитых странах является личный подоходный налог и налог на добавленную  стоимость (НДС). Определенную роль в  выполнении функций налогов играет налог на доходы корпораций и на социальное страхование.

  

102. Государственный бюджет.

В совместном воспроизведении значительную роль играет государственный бюджет. Он представляет собой смету ежегодных  доходов и расходов, заранее разработанный  правительством и утвержденный законом. Сущность бюджета каждой страны определяется соц.-экономич. строем общества, уровнем развития производительных сил, природой исторических форм собственности, выполняемых государством функций и другими факторами. Государство, помимо выполнения властных функций, стимулирует развитие экономики и науки, формирует рынок товаров, услуг и т.п.. Вследствие этого государственные финансы, в том числе налоги и расходы, является составным элементом человеческой цивилизации, то есть с древних времен.

Ряд западных ученых (Э. Хансен, Дж.Кларка, Р. Масгрейв и др.). Рассматривают  государственный бюджет как один из самых эффективных средств  решения экономических проблем, достижения экономической стабильности. Они видят в нем важный регулятор  экономики, инструмент экономического планирования. Необходимость значительного по величине государственного бюджета вызывает потребность в общественных или коллективных благах, которыми являются образование, здравоохранение, национальная безопасность, правопорядок, охрана окружающей среды и тому подобное. Так, согласно взглядам Масгрейв, функциями государственных финансов является предоставление общественных товаров и услуг, корректировки распределения доходов и имущества, поддержание высокого уровня занятости и достаточной стабильности цен.

 

 

 

 

 

 

 

103. Инфляция

Инфляция - это процесс уменьшения покупательной способности денежной единицы, который становится результатом  общего роста цен.

Инфл. - Обесценивание (падение покупательной  способности) денег в результате переполнения ими каналов денежного обращения.

Инфл. - Обесценит-ния денег, вызванное  диспропорциями и общест-м пр-ве и нарушением законов ден. обращения, которое выражается в устойчивом росте цен на товары и услуги.

Причины инфляции:

• нарушение закона денежного обращения, вследствие чего количество имеющихся неполноценных денег в обращении превышает потребность в них;

• рост денежной массы, которое опережает  темпы роста общественного продукта, реализацию которого и обслуживает  денежная масса.

• повышение скорости обращения денежной единицы;

• снижение общего объема общественного  продукта.

Критерии (формы, типы) инфляции:

1) в зависимости от преобладающего  влияния факторов: инфл. спроса, инфл. предложения

2) по темпам роста: ползучая, голопуюча, гиперинфляция

3) по соотношению темпов роста цен на товары: сбалансированная, несбалансированная

4) по степени предсказуемости:  ожидаемая, неожиданная

5) по хар-ром проявления: открытая, скрытая (затаенное)

6) по степени регулирующего воздействия  государства: регулируемая, нерегулируемая

7) в зависимости от факторов  ее причинения: импортирована.

Существует такое понятие как  стагфляция - это инфляция, сопровождающаяся стагнацией пр-ва и, одновременно, ростом уровня цен и безработицы.

Экономические и социальные последствия  инфляции: безработица, нехватка рабочих мест, снижение доходов потребителей и производителей, снижение материального уровня жизни населения и т.д..

 

104. Социальная политика

Социальная политика в современных  условиях - это комплекс соц.-экономич. мер государства, предприятий, организаций, общественных объединений, направленный на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества, на защиту насел. от безробит., повыш. цен, обесценивания трудовых сбережений, рост доходов насел., расширенного воспроизводства человеческого ресурса страны и тому подобное.

Основные направления соц. политики:

-Защита уровня жизни населения  от повышения цен за использования  различных форм компенсации и  проведение индексации;

-Оказание помощи наиболее малообеспеченным  семьям;

-Оказание помощи на случай безработицы;

-Осуществление политики социального  страхования

-Введение минимальной заработной  платы для работающих;

-Обеспечение преимущественно за  счет государства развитие образования,  здравоохранения, защиты окружающей  среды, оказание помощи в получении гражданами квалификации;

-Предоставление в соответствии  с действующим законодательством  гарантий процесса трудовой деятельности (создание профсоюзов, соблюдение  продолжительности рабочего дня,  предоставление оплачиваемых отпусков  и т.д.).

Согласно Конст-ой страны, основными  принципами соц. политики в Украине  является оптимальное сочетание  социальной справедливости, учет жизненного необходимых социальных стандартов (образование, здравоохранение и  другие) при формировании бюджетов разных уровней (государства, региона, предприятия, организации и т.п.), четкое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и проч.

Социальная защита населения обеспечивают также и предприятия и сами наемные работники - их профсоюзные организации. Главными средствами устранения неравенства в распределении доходов и имущества являются прогрессивный подоходный налог и социальные расходы государства.

Конкретные составляющие соц-й  политики и соци-го защиты населения  и его расширенного воспроизводства:

• соц .. страхование, которое состав. из пенсионного, медицин., страхов. от безработицы  и несчастных случаев на пр-ве.

• программы трудоустройства и  переквалификации

• правовое регулирование наемного труда.

• защита прав потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

105. Воспроизводства человеческого  ресурса

Человеческий ресурс общества является создателем общественного продукта, его воспроизведение на расширенной  основе. Именно за счет общественного  продукта воспроизводятся, причем на более  высоком качественном уровне, не только матер.-вещественные, но и личные факторы пр-ва - человеческие ресурсы, главная производительная сила общ-ва. Отсюда вытекает следующий вывод, что подчеркивает принципиальную особенность расширенного воспроизводства в условиях социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Прежде всего в тех странах, которые формируют постиндустриальное и пост капиталистическое общест-тво (США, Нем., Япония Швеция и десятки других).

Принципы, на которых базируется воспроизведения  чел. рес-су:

1. Удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, его свободное и всестороннее развитие. Будучи важной целью современных передовых стран, одновременно выступает и как необходимое условие всего общественного воспроизводства.

2. Рабочая сила и предпринимательство неотделимы от человека, от многогранных его способностей. Будучи главной производительной силой, движущей силой их развития, а также для развития производственных отношений, воспроизводство человеческого ресурса выступает в качестве относительно самостоятельной экономической и социальной проблемы.

Основой воспроизводства человеческого  ресурса является естественное движение населения. При этом между естественным движением населения и воспроизводством рабочей силы является временной  лаг, связанный с периодом становления трудоспособного человека.

Воспроизводства человеческого ресурса - это непрерывное восстановление и поддержание физических сил  и повышения трудовой квалификации людей, обеспечения роста общемирового и профессионального уровня. Оно включает в себя организованное привлечение людей труда в пр-во, распределение и перераспределение трудовых ресурсов между отраслями, предпр-вами, регионами, странами, создание соц.-эконом. мех.-м, что обеспечивает удовлетворение потребностей народного хоз-ва в работниках и одновременно полную и эффективную занятость населения.

Ключевой составляющей воспроизводства  человеческого ресурса считают  развитие - развитие, основанное на справедливости в пределах одного и нескольких поколений  и позволяет нынешним и будущим поколениям как лучше использовать свои потенциальные способности в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Развитие предопределяет расширенное воспроизводство общественного продукта и его справедливое распределение, восстановление окружающей среды, повышения благосостояния и др..

 

106. Государство в системе общественного  воспроизводства

Рыночный механизм не способен решить проблем общественного воспроизводства, порожденные рынком. Негативные стороны  рынка проявляются во многих сферах общественного воспроизводства, рынок не способен обеспечить стабильный воспроизведения, поскольку сочетает условия для действия периодических циклических кризисов и так называемых «провалов» рынка.

Важнейшие из экономических функций  государства:

1. Обеспечение правовой базы  и общественной атмосферы, способствующих  функционированию рыночной системы.  Необходимая правовая база предполагает  такие меры, как предоставление  законного статуса частным и  государственным предприятиям, определение  прав частной и иных форм собственности, гарантирование соблюдения контрактов.

Информация о работе Шпаргалка по "Основной экономике"