Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Экономика".
│ │ │ ресурсы │ │ доход │ │ │
│ │ └─────────────/│ ├──────────────┘ │ │
│ └─────────────────┤
│ │ │ │
│ РЕСУРСЫ │ │ РЕСУРСЫ │
└───────────────────────┤
└─────────────┘
рис. 1.1
Потоки реальных товаров и услуг направлены по часовой стрелке; по-
токи денежных платежей - против. В этой простой экономической системе
семейные хозяйства тратят все получаемые ими доходы на приобретение
ими потребительских товаров, а фирмы продают свои продукты семейным
хозяйствам сразу же по окончании их производства. Когда к кругооборо-
ту добавляются сбережения (та часть доходов семейных хозяйств, кото-
рая не идет на приобретение товаров и услуг, или на уплату налогов) и
инвестиции (накопление запасов сырья, подлежащего использованию в
производственном процессе, и непроданных товаров, или приобретение
вновь произведенных капитальных благ - оборудования, компьютеров, зда-
ний производственного назначения), возникает два пути, по которым
средства могут "путешествовать" от семейных хозяйств к рынкам продук-
тов. Один путь - прямой, осуществляемый посредством затрат на потреб-
ление. Другой путь - косвенный, по этому пути средства движутся "че-
рез" финансовые рынки, сбережения и инвестиции.
Функции рынка: К функциям рынка относятся:
информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
10.Структура рынка: Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
Разновидности структур рынка:
Монополистическая конкуренция,
или конкурентный рынок, где существует
большое количество компаний, каждая
из которых имеет небольшую долю
рынка и слабо
Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
Естественная монополия
— монополия, в которой эффект
масштаба тем больше повышает эффективность,
чем больше размер компании. Компания
является естественной монополией, если
она способна самостоятельно обслуживать
целый рынок с меньшей
Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
11.Понятие спроса: Спрос (ёмкость рынка в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.
Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.
Закон спроса:
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы представлено формулой y = a / x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Эластичность спроса: Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в%) превышает процентное выражение снижение цен.Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.
12.Закон предложения: Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Неценовые факторы предложения: Факторы, влияющие на предложение (неценовые)
1. Цены факторов (ресурсов) производства
2. Технология производства
3. Ценовые и дефицитные ожидания производителей
4. Размер налогов и субсидий
5. Количество производителей
13.Взаимодействие спроса и
Равновесная цена: Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:
цена, при которой спрос и предложение равны;
цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
цена, которая не обнаруживает
тенденцию к росту или
Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.
14.Конкуренция как элемент рынка,её роль:
Конкуренция - это мотивация поведение экономического субъекта в
сфере хозяйствования.
Конкуренция - это процедура открытия таких факторов, которые без
обращения к ней остались бы никому не известными
или по меньшей мере неиспользуемыми.
Конкуренция - это процедура открытия способов предложения более
качественных или более
уже поступают потребителю.
Формы конкуренции:
- между монополистическими объединениями;
- внутри монополистических объединений;
- между монополистическими
объединениями и
предприятиями (аутсайдерами);
- между немонополизированными предприятиями.
Средства конкурентной борьбы:
- лишение сырьевых материалов;
- лишение рабочих рук;
- лишение подвоза;
- лишение сбыта;
- договор с покупателями;
- планомерное сбивание цен;
- лишение кредита;
- объявление бойкота;
- предоставление дополнительных гарантий и услуг;
- качество товара;
- широкая реклама.
С появлением монополий
государства стали принимать
польные законодательства. Цель этого законодательства поддержать кон-
куренцию, как основу хозяйственного механизма и четко определить ка-
кие методы допустимы в борьбе за рынок и прибыль а какие нет.
Первое антимонопольное
15.Несостоятельность рынка:
Фиаско рынка (провал рынка, несостоятельность рынка) — это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето. Оптимальность по Парето — такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, не может быть улучшено без ухудшения положения других элементов. Таким образом, по словам самого Парето : «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением». Значит, признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда.
Общественные блага: Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:
признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага
признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим
признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы
Внешние эффекты: Экстерналия (внешний
эффект) в экономике — воздействие рыночной
трансакции(совершение,договор)
Этот термин был введён в 1920 году Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния».
При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется «мертвый груз» (eng. Deadweight Loss)), нарушается эффективность по Парето, то есть возникает фиаско рынка. на третьих лиц, не опосредованное рынком.
16.Экономическая роль
17.Понятие фирмы: Фирма представляет собой организацию, владеющею одним или несколькими предприятиями и использующую экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг, с целью получения прибыли. Исторически (в гражданском праве России первой половины XX века) термин «фирма» означал наименование коммерческого товарищества (общества)
Формы фирм: По формам собственности фирмы разделяются на частные, частно-государственные и государственные
Частные фирмы подразделяются на единоличные, товарищества и акционерные общества в зависимости от того, один, несколько или много человек являются собственниками и разделяют риск и ответственность за результаты деятельности фирмы.
Единоличные (индивидуальные)
фирмы — это фирмы, где все
предпринимательские функции
Акционерное общество (корпорация) — тип фирмы, объединяющей мелкие капиталы, где доля каждого подтверждена ценной бумагой — акцией, дающей право участвовать в управлении фирмой и получать часть ее прибыли в виде дивиденда.
Если акции свободно продаются всем желающим, то это акционерное общество открытого типа. Если акции продаются только определенному кругу лиц (например, трудовому коллективу), то это акционерное общество закрытого типа. Если же акционеры доверяют собственные капиталы фирме и не претендуют на участие в ее управлении, то это общество с ограниченной ответственностью.
В индивидуальной фирме собственник
и управляющий — это одно лицо,
тогда как в акционерных
Современное государство
активно вмешивается в
экономическими и
путем приобретения контрольного пакета акций, позволяющим влиять на экономические решения. В этом случае фирма становится частно-государственной;
в результате национализации предприятий, т. е. полного превращения частных предприятии в государственные. Государственные предприятия создаются там, где частный бизнес невозможен, нецелесообразен или нежелателен (например, железные дороги, почта, электростанции, городской транспорт, фундаментальные научные исследования, некоторые оборонные отрасли). Государственные предприятия не занимаются предпринимательской деятельностью в чистом виде: их интересы совпадают с интересами общества, а деятельность, как правило, бывает убыточной.