Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ЭКОНОМИКЕ.DOC

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Совершенно неэластичный спрос означает крайний случай, когда  изменение  цены не приводит ни к  какому изменению количества спрашиваемой продукции.

Ценовая эластичность предложения: если производители чувствительны  к изменению цен, то предложение  эластично. И наоборот.

Важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является кол-во времени, имеющегося в распоряжении у производителя, для того, чтобы  отреагировать на данное изменение  цены продукта. Чем продолжительнее  время, тем больше изменится объем  производства и тем больше соответственно эластичность предложения.

 

13. Цена. Виды  цен и их регулирование.

Цена - сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода. Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Стоимость - это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответсвующие средним ( для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена - денежное выражение стоимости товара. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.

Функция цены является внешним  проявлением его внутреннего  содержания. Можно выделить 5 функций цены.

1. Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные (ВВП, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.) и качественные (рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.)

2. Стимулирующая функция. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:

- научно-технический  прогресс;

- экономию затрат ресурсов;

- изменение качества продукции;

- изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли  в цене, надбавок и скидок к основной цене.

3. Распределительная функция связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

- отраслями экономики;

- различными формами  собственности;

- регионами страны;

- фондом накопления  и фондом потребления;

- различными социальными группами населения.

4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая.

Виды  цен.

Первым и важнейшим  признаком классификации цен  является их дифференциация в соответствии

с обслуживаемой сферой товарного обращения. В зависимости от этого признака цены подразделяются на:

- оптовые цены на продукцию промышленности (цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота). Подразделяются на 2 подвида: 1-оптовая цена предприятия (отпускная цена), 2-оптовая цена промышленности;

- цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен: 1-сметная стоимость, 2-прейскурантная цена, 3-договорная цена;

- Закупочные цены на с/х продукцию - цены (оптовые), по которым реализуется с/х продукция с/х предприятиями, фермерами и населением. Закупочные цены - договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения;

- Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемаятранспортными организациями с отправителей грузов и населения;

- Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными. По этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве;

- Цена на бытовые и коммунальные услуги - это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами;

- Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами: 1-отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами, 2-находятся в зависимости от цен мировых рынков. Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и импорте;

- Цены, используемые в учете и статистике.

Классификация цен  в зависимости от территории действия.

- Цены единые или поясные устанавливаются и регулируются государственными органами;

- Цены региональные (зональные, местные и т.д.) регулируются региональными органами власти и управления.

Классификация цен  в зависимости от порядка возмещенияпотребителем расходов по доставке грузов.

- Цена в месте производства продукции;

- Единая цена с включением расходов по доставке;

- Зональные цены;

- Цены, определяемые на основе базисного пункта.

По степени свободы  цен от воздействия государства  при их определении.

- Свободные  цены - свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов;

- Регулируемые цены - складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формированииопределенное воздействие гос. органов;

- Фиксированные цены -прямо устанавливаются государством.

Также существуют классификация  цен в зависимости от степени  новизны товара и др.

Регулирование цен.

Воздействие государства  на процессы ценообразования стало  одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики разных стран. Гос. регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены т.о., чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.

Различают методы прямого  и косвенного регулирования цен.

Методы прямого регулирования  цен:

- Административное установление цен;

- "Замораживание" цен;

- Установление предельного  уровня цен;

- Регламентация уровня рентабельности;

- Установление нормативов для определения цен;

- Декларирование и др.

Методы косвенного регулирования  цен:

- Налогообложение;

- Регулирование денежного обращения;

- Оплата труда;

- Кредитная политика;

- Регулирование гос. расходов;

- Установление норм амортизации и др.

Оптимальным является гибкое сочетание  прямых и косвенных методов регулирования  цен государством. Государственное  регулирование цен изменяется в  зависимости от состояния экономики. В странах с динамчной, сбалансированной рыночной экономикой цены регулируются в меньшей степени , чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики  сфера гос. регулирования сокращается и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

 

14. Механизм  ценообразования (рыночный и затратный). Равновесная цена.

Рыночным процессом  ценообразования  управляют законы спроса и предложения. Равновесная  цена – это цена, при которой  по каждому данному товару на рынке  нет ни излишка, ни дефицита. Она  устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды  рынка, вследствие чего о цене говорят  как о конкурентном рыночном равновесии. Равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда кол-во товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их кол-ву, которое производители предлагают на рынке

Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. Но рыночное равновесие это всегда такое состояние рынка, когда Qd = Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия. Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците  товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение.

Равновесие – закон  для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической  системы в целом.

Различают индивидуальные затраты(все элементы затрат отдельного производства на производство данного объема продукции), общественные затраты, затраты производства и альтернативные затраты. Многие авторы связывают эти два вида затрат с соответственно бухгалтерским и экономическим подходами к их определению. При бухгалтерском и экономическом подходах по-разному определяется прибыль предприятия. В 1-м случае в виде разницы между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, во 2-м – в качестве прибыли рассматривается лишь та ее часть, которая превышает нормативную эффективность используемых ресурсов. Величины бухгалтерской и экономической прибыли обычно не совпадают. В микроэкономике принято считать, что в состоянии равновесия экономическая прибыль равна нулю.

Также существуют явные  и неявные затраты. Явные –  это  реальные расходы на оплату использованных в производстве ресурсов. Неявные –  собственные ресурсы фирмы, которые находятся в ее распоряжении.

 

15. Рынок совершенной  конкуренции и его характерные  черты. Совершенная конкуренция- это соперничество многочисленных продавцов и покупателей за наивыгоднейшую для себя куплю-продажу товаров на доступном для всех рынке.

Она характеризуется  определенными признаками:

  1. Число продавцов, представляющих различные формы производителей. Их очень много.
  2. Тип продукции. Каждый продавец предлагает стандартную однородную продукцию многочисленным покупателям.
  3. Контроль над ценой. Ни один производитель не может оказать заметного влияния на изменение цены.
  4. Условия вступления в отрасль. Каждый предприниматель может свободно перепрофилировать свое производство на выпуск любого другого товара.
  5. Доступ к информации. Любой продавец или производитель имеет равный доступ к информации об уровне цен, технологии производства однородной продукции и др.

Если на рынке отсутствует  хотя бы одно из условий совершенной  конкуренции, то такая конкуренция считается несовершенной.

 

16 . Рынок несовершенной конкуренции, его виды и классификация.

Под несовершенной конкуренцией  понимается  рынок, на котором не выполняется хотя бы одно

из условий чистой конкуренции :

-существует множество  мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию; потреби-

телю при этом безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;

-доля каждой фирмы  в общем объеме рыночного предложения  данной продукции настолько ма-

ла, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного рав-

новесия;

-вступление новых  фирм в отрасль не встречает  каких-либо препятствий или ограничений; вход и

выход  из отрасли абсолютно  свободен;

-нет ограничений и  на доступ той или иной фирмы  к информации о состоянии рынка, о ценах на

товары и ресурсы, о затратах , качестве товаров, технике производства и тд.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции  предлагается ограниченным  числом  фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыноч-

ного предложения, оказываются в особых отношениях  с рыночной средой. Во-первых, занимая

господствующее положение  на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации про-

дукции.  Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители вниматель-

но следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевремен-

ной.  Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции. Не-

совершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая кон-

куренция, олигополия, монополия.

МОНОПОЛИЯ является противоположностью совершенной конкуренции. В условиях  монополии

одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких замените-лей. Барьеры для вступления других фирм в отрасль практически непреодолимы.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ  представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок ,как и уход  с него , обычно не представляет каких-либо трудностей. Существуют различия в качестве, внеш-

нем виде и других характеристиках  товаров, производимых разными фирмами, которые делают

эти товары чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми; развита неценовая конкуренция.

ОЛИГОПОЛИЯ предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция ко-

торых может быть разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий,сталь). Вступление но-

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"