Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ЭКОНОМИКЕ.DOC

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Развитие  предпринимательства в Республике Башкортостан       Современный российский малый бизнес формируется юридическими лицами (малыми предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами) и индивидуальными предпринимателями.                                                                                                      Отраслевая структура малых предприятий. 
В промышленности в 2002 году действовало 1,7 тыс. предприятий малого бизнеса. Наибольшее развитие малое предпринимательство получило в таких отраслях, как машиностроение и металлообработка, пищевая, легкая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. На эти отрасли приходится 70% действующих промышленных малых предприятий. 
В 2002 году общая численность работников, занятых в малом бизнесе (с учетом индивидуальных предпринимателей), увеличилась против 2001 года на 19%. Каждый восьмой из числа экономически активного населения республики занят в сфере малого бизнеса.                                                                                                                                                   Одной из особенностей малого бизнеса в России является широкое распространение вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого предпринимательства, представляющую дополнительные источники доходов для населения, наряду с основным местом работы. Особенно высока доля вторичной занятости на предприятиях связи, жилищно-коммунального хозяйства, народного образования, науки и научного обслуживания. 
За 2002 год субъектами малого предпринимательства Республики Башкортостан произведено продукции (работ, услуг) на сумму 17,6 млрд. руб., что превысило показатель объема произведенной продукции (работ, услуг) за предыдущий год на 17,3%. 
Заметно увеличился вклад субъектов малого предпринимательства в экономику республики. Доля малого бизнеса в валовом региональном продукте республики возросла с 7,8% в 2001 году до 8,8% в 2002 году. 
      Важное место в деятельности субъектов малого предпринимательства занимает решение проблемы инвестиций, наращивания производственного потенциала. Наибольший удельный вес инвестиций в основной капитал, включающих затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение объектов, приобретение машин, оборудования, инвентаря и пр., приходится в 2002 году на предприятия таких отраслей экономики как связь, строительство, промышленность. 
Приложение: сравнительная таблица уровня развития  предпринимательства в Республике Башкортостан в 2001-2002 годах.

Показатели

2001 год

2002 год

Темп роста (%)

Число субъектов малого предпринимательства, единиц

97 119

111 000

114

В том числе:

     

число малых предприятий, единиц

14 304

15837

111

число крестьянских (фермерских) хозяйств, единиц

4 018

5150

128

число предпринимателей без образования юридического лица, человек

78 797

90 000

114

Объем продукции (работ, услуг), произведенной субъектами малого предпринимательства, млрд. Рублей

15,0

17,6

117,3

Доля малого бизнеса  в ВРП, %

7,8

8,8

Х


 

35. Капитал,  как фактор производства. Процент,  как доход на капитал.    

     Понятие факторов производства. Процесс производства материальных благ и услуг предполагает функционирование совокупности различных факторов. Среди них согласно современной экономической теории обычно выделяются 4 основные группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, которые непосредственно воздействуют на производство и экономический рост.

     Капитал в своей материально-вещественной форме выступает в виде производственных основных фондов, используемых для производства товаров и услуг, играет решающую роль в интенсификации производства и повышении его экономической эффективности.

     Рынок капитала – это составная часть общего рынка факторов производства. Существует несколько точек зрения на само содержание категории «капитал». Часто считают, что капитал- это деньги, поскольку они являются универсальным товаром, который можно использовать для выплаты заработной платы и расчетов с поставщиком, инвестирования в развитии производства.

     Другие  экономисты считают, что капитал – это время, ибо для получения дохода нужен период времени. Причем доход является своего рода вознаграждением за отказ от удовлетворения текущих потребностей ради их удовлетворения в будущем.

      Широко  распространено также мнение, что капитал – средства производства, которые можно использовать для производства других товаров.

     Есть экономисты, считающие, что капитал- источник  процента. Они исходят из того, что капитал может приносить  его собственнику процент или  другой доход. При этом к сущности капитала подходят односторонне, сужают его до ссудного товара- капитала, приносящего процент, не раскрывается и роль капитала как источника процента.

     Каждое  из данных понятий капитала, выделяя  ту или иную его сторону,  не раскрывает его сущности во всем многообразии.

      В качестве  материально-вещественной основы  рыночных отношений предприятий  выступает промышленный капитал,  который существует в нескольких  основных функциональных формах: денежной, производительной и товарной. Положение фирмы на рынке во многом определяется эффективностью использования основного капитала, показателем которой является капиталоотдача КО. Ее можно выразить следующей формулой:                                 

                                          КО = ЧП / ОК,

где КО – коэффициент  капиталоотдачи; ЧП – величина чистой продукции фирмы;

ОК – величина ее основного  капитала.

     Чем выше  капиталоотдача, тем меньше средств  затрачивает предприятие на возмещение  основного капитала и производство  данного количества продукции. Рост капиталоотдачи достигается как экстенсивным путем, основанном на увеличении времени использования средств труда, так и интенсивным путем, основанным на повышении производительности труда, которая должна расти быстрее, чем капиталовооруженность труда.

     Рынок капитала  органически связан с кругооборотом  и оборотом капитала, который  включает три основные сферы:  а) физический и моральный износ;  б) амортизацию; 

в) возмещение в натуральной  форме. Отдача от инвестиционных средств  на покупку факторов производства будет тем больше, чем ниже существующая ставка процента. Для определения направления инвестиций, исходя из расчета возможного  будущего дохода, используется метод дисконтирования. Для этого выясняется, по какой цене следует купить фактор производства, чтобы его использование позволило получить больший доход, чем денежная сумма  не проценты в банке.

 

36. Фирма и  её роль в национальной экономике.  Бизнес-план – основа создания  и деятельности фирмы.

Фирма – это самостоятельный объект предпринимательства, имеющий права юридического лица, которое в качестве собственника или титульного владельца распоряжается имуществом и доходами.

Фирма - коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получение на этой основе прибыли.

Жизнь любого человека в мире рыночной экономики  связана с постоянным взаимодействием  с разнообразными фирмами. Фирмы  нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем.

Фирма- это организация, производящая блага для продажи. Точнее говоря, фирма-огранизация, обладает следующими признаками:

  1. Она создана для производства товаров или услуг;
  2. Она покупает или арендует факторы производства благ;
  3. Свои товары или услуги она продает индивидуальным покупателям, другим фирмам или иным организациям;
  4. Ее владельцы хотят получать доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.

 

Если хозяйственная  организация отвечает  всем этим признакам, то, чем бы она ни занималась - производством самолетов, строительством домов или продажей цветов, -  перед нами фирма.

С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставить на рынок пользующиеся спросом блага, т.е. фирма, которая производит то, на что нет спроса, с точки зрения покупателя, просто бессмысленна. Впрочем, невозможность сбыть товар и получить доход неизбежно делает деятельность такой фирмы бессмысленной и для ее владельцев.

С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды. Но добиться успеха на рынке фирм не всем предпринимателем удается. Большинство предпринимательских начинаний (около 80%) оканчиваются неудачей, и люди не только становятся богаче, но и теряют  почти все свои сбережения, вложенные в создание фирмы.

Успех приходит к тем, кто не только хочет быть предпринимателем, но и обладает предпринимательским  талантом. Этот талант заключается  прежде всего в умении успешно  решать задачи, которые встают перед  любой фирмой:

  1. Какие товары или услуги производить;
  2. В каком объеме производить;
  3. Какую технологию использовать для производства;
  4. Какие факторы производства (ресурсы ) приобретать для производства и в каком объеме;
  5. Как лучше организовать работу персонала и производственный процесс;
  6. Как оплачивать труд персонала, чтобы люди работали наиболее производительно;
  7. Как продвигать свои товары на рынок;
  8. По какой цене предлагать товары к продаже 

Если владелец фирмы  или нанятые им управляющие решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от  продаж, достаточно не только для покрытия  всех  своих затрат, но и для получения  ее владельцам  прибыли.

С точки зрения  экономиста, фирмы возникают потому, что они, соединяя факторы производства решают задачи производства более рационально. Чем отдельный человек.

Кроме того производство некоторых благ вообще осуществимо  только с помощью фирм, которые  способны построить и эксплуатировать  крупные предприятия. Без фирм  невозможно представить организацию  производства такой сложной продукции, как самолеты, корабли, автомобили.

Фирма, как имущественный  компонент, включает:

  1. недвижимое имущество;
  2. фирменный товарный знак;
  3. права на интеллектуальную собственность;
  4. оборотные средства;
  5. обязательства (дебиторская и кредиторская задолжен<span class="dash041e_0431_044b_

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"