Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 14:18, шпаргалка
№1 “Понятие эк.анализа на макро и микро уровне”
Экономический анализ как самостоятельная отрасль научных знаний связан с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, с раскрытием тенденций, закономерностей и пропорций развития, с обоснованием направлений развития и оценкой выполнения бизнес-плана, с выявлением факторов и количественным измерением их, с выявлением неиспользованных резервов, с принятием оптимальных управленческих решений.
Экономический анализ проводится на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.
Билет №1 “Понятие эк.анализа на макро и микро уровне”
Экономический анализ как самостоятельная отрасль научных знаний связан с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, с раскрытием тенденций, закономерностей и пропорций развития, с обоснованием направлений развития и оценкой выполнения бизнес-плана, с выявлением факторов и количественным измерением их, с выявлением неиспользованных резервов, с принятием оптимальных управленческих решений.
Экономический анализ проводится на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.
Экономический анализ на макроуровне — это исследование и оценка крупномасштабных экономических явлений и процессов экономики страны, регионов, отдельных отраслей. Объектами макроанализа являются национальное богатство, валовой внутренний продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиционные потоки по отраслям, денежное, валютное обращение, процентные ставки рефинансирования, уровень инфляции, средние размеры доходов и т.д.
Экономический анализ на микроуровне — это анализ, который проводится на уровне отдельных предприятий, их структурных подразделений, направлений деятельности. Он связан с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, а именно с изучением маркетинговых мероприятий, соотношением спроса и предложения, конкретных поставщиков сырья, комплектующих изделий, потребителей, с оценкой возможностей производства, сбыта, с анализом деловых сценариев и т.д.
Состав и содержание анализа на микроуровне значительно расширяется. Если раньше он на 80% определялся действующей системой бухгалтерского учета и отчетности, то теперь это соотношение изменилось за счет увеличения удельного веса внеучетных источников информации, характеризующих состояние внешней среды: рынков, товаров, услуг, их конкурентоспособности, процентных ставок, котировок валюты и др.
Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы, происходящие как на самом предприятии, так и в структурных подразделениях, экономические характеристики, результаты деятельности, а также причинно-следственные связи, выраженные в системе экономических показателей.
Роль экономического анализа состоит в том, чтобы обеспечить защищенность предприятия от кризисных, нестабильных условий в экономической среде, т.е. найти решения задач по выживанию в кризисных ситуациях, а также повысить статус предприятия (обеспечивается за счет грамотно выбранной стратегии развития на основе анализа альтернативных вариантов).
Целью экономического анализа является аналитическое обоснование стратегии развития на основе глубокого и всестороннего исследования финансово-хозяйственной деятельности.
Билет № 2 “Роль ЭА в разработке и принятии управл.решений”
Работа на рынке экономики требует от предприятия конкурентоспособности продукции, активизации предпринимательства, внедрение достижений НТП для повышения эффективности своей деятельности. Важная роль этой задачи принадлежит ЭА. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия.
Процесс управления охватывает следующие этапы:
Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций:
ЭА занимает промежуточное место между сбором и обработкой эк информации и принятием управленческих решений. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством.
В процессе функционирования системы появилась потребность в анализе как в промежуточном звене между эк информацией об объекте и принятии управленческого решения. Поскольку получить информацию – это еще не значит понять сущность совершающихся процессов.
Анализ преследует следующие цели:
Билет № 3 “Особенности и методика управ.анализа”
Управленческий анализ — это анализ бизнес-деятельности с целью принятия оптимальных управленческих решений, в ходе которого решаются следующие основные задачи:
-качественная оценка достоверности и полноты используемой информации;
-аналитическая интерпретация информации, имеющейся в финансовой, управленческой, статистической, производственной отчетности для получения достоверных выводов с позиций основных групп пользователей;
-оценка показателей и параметров издержек, доходов и финансовых результатов для обоснования управленческих решений;
-мониторинг развития деятельности для выявления неиспользованных возможностей повышения конкурентоустойчивости организации.
Особенности управленческого анализа:
-комплексное изучение всех сторон деятельности организации;
-интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений в организации;
-использование всех доступных источников информации;
-ориентация результатов анализа на руководство организации;
-отсутствие регламентации с внешней стороны;
-максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;
-границы информационного инструментария анализа простираются практически на все стороны хозяйственной жизни;
-методическое обеспечение аналитических процедур включает современные рыночные инструменты, апробированные в практике зарубежных и отечественных аналитиков;
-управленческий анализ в основном носит прогнозный характер, направлен на оценку деятельности коммерческой организации в будущем;
-аналитические процедуры нацелены на оценку бизнес-деятельности, обоснование оптимальных управленческих решений на основе выявления неиспользованных возможностей.
Совокупность выбранных аналитиком приемов и способов, применяемых в определенной последовательности, при изучении бизнес деятельности составляют методику управленческого анализа.
Метод сравнения. Данный метод позволяет определить общее и специфическое в экономических явлениях, изучить изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития..
Метод цепных подстановок — универсальный метод детерминированного факторного анализа.
Метод абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе.
Метод относительных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе.
Метод логарифмирования применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях (когда результативный показатель представлен в виде произведения факторов).
Интегральный метод применяется для измерения влияния факторов в различных моделях.
Индексный метод. «Индекс» в переводе с латинского — указатель или показатель. Индекс — это показатель относительного изменения данного уровня исследуемого явления по сравнению с другим его уровнем, принятым за базу сравнения.
Графический метод. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур.
Параметрический метод используется при оптимизации экономических систем. Он базируется чаще всего на параметрическом программировании. упростить решение задачи.
Кластерный метод (анализ)— задача разбиения заданной выборки объектов (ситуаций) на непересекающиеся подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из схожих объектов, а объекты разных кластеров существенно отличались.
Дисперсионный метод — метод установления структуры связи между результативным признаком и факторными признаками
Матричный метод — анализ, основанный на применении теории матриц, по которым вычисляются параметры элементов модели, составляющие экономические системы..
Метод сценариев (метод «если, то») использует ситуационный подход к принятию стратегических решений.
Ситуационный метод — оценка возможных изменений в деятельности фирмы с учетом влияния действующих внешних факторов, т.е. факторов, на которые данная фирма повлиять практически не может. Также ситуационный анализ — стадия процесса планирования маркетинга, на которой происходит понимание внешней среды и рынка, выявление возможностей и угроз, оценка конкурентной позиции фирмы.
Билет № 4 “Особенности фин.анализа. Система показателей в фин.анализе”
Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.
Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей.
При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора - с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.
Внутренний финансовый анализ отличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета.
Существуют следующие методы финансового анализа:
-Горизонтальный (ретроспективный, продольный, временной) анализ.
Предполагает сравнение финансовых показателей с предыдущими периодами времени с целью определения тенденций в развитии предприятия.
-Вертикальный (глубинный, структурный) анализ.
Предполагает определение структуры основных финансовых показателей с целью более подробного их изучения.
-Факторный анализ.
Предполагает оценку влияния отдельных факторов на итоговые финансовые показатели с целью определения причин, вызывающих изменения их значений. При этом может использоваться метод цепных подстановок (элиминирования).
Данный метод анализа используется, как правило, при проведении внутреннего финансового анализа.
-Сравнительный анализ.
Предполагает сопоставление финансовых показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми значениями или аналогичными показателями родственных предприятий и конкурентов. Данный вид анализа используется, как правило, при проведении внешнего финансового анализа.
Показатели финансового состояния предприятия разделяются на две категории: объемные и относительные. Последние называются финансовыми коэффициентами или финансовыми отношениями.
Среди объемных показателей деятельности предприятия используются:
-Валюта баланса.
-Собственный или оплаченный уставный капитал предприятия.
-Чистые активы предприятия.
-Объем продаж (выручка от реализации) за период.
-Объем прибыли за период.
-Денежный поток за период.
-Структура денежного потока по видам деятельности.
Финансовые коэффициенты разделяются на несколько групп:
-Показатели платежеспособности (ликвидности).
-Показатели прибыльности*.
-Показатели оборачиваемости.
-Показатели финансовой устойчивости.
-Показатели рентабельности*.
-Показатели эффективности труда.
Для получения целостной оценки предприятия различные объемные показатели и финансовые коэффициенты объединяются (с учетом веса и значимости каждого из них) в комплексные (составные) показатели финансового состояния.
Билет № 5 Основные функции бизнес-плана. Стратегия маркетинга“
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.