Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 04:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ЭкШпора.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

Типы и ст-ры рынка: свободный, неразвитый, регулируемый, монопулируемый.

Стр-ра представляет собой строение, расположение, порядок отдельных эл-тов на удельный вес в общем объеме рынка. Совокупность рынков, представленных отдельными эл-ми на основе разных критериев, образует систему рынков.

Стр-ра классифицируется:

1) по объектам выделяют: товаров и услуг, рабочей силы, средств пр-ва, ценных бумаг, валюты, информации. 2) По субъектам выделяют: покуп-лей и продавцов, гос. учреждения.3) По местоположению: местный, региональный, национальный, мировой. 4) По типу стратегии: свободный, монополистический, смешанный. 5) По типу развития: развитый.6) Инфраструктура рынка- совокупность отраслей, служб, предприятий, обслуживающие рынок и вып-щие ф-ции дл янормального хода его развития. Рын. инфрастр-ра: валютная, фондовая, аукционная биржи; кредит. система; коммерч. банки; сист. страх. Рын. инфрастр-ра включает 3 эл-та: Рынок т-ров и услуг(требует товарных бирж, опт. и розн. торговли); Рынок факторов пр-ва( купля-продажа земли,труда); Финансовый рынок (отражает спрос и пр-ние фин. средств).

 

 

6.        Рынок совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продав­цов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэто­му ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функциони­рования. Этот тип рынка называют «рынок свободной конку­ренции».

Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

— большое количество мелких продавцов и покупателей,

— продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

— невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

— полная свобода «входа» на рынок и «ухода».

      В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразуме­вая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей ила меньшей степени стремиться. Но все таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сель­скохозяйственной продукции).

      При наличии конкуренции на рынке производители с це­лью получения максимальной прибыли стремятся снизить из­держки производства на единицу продукции. В результате это­го создается возможность снижения цены, что увеличивает объ­ем продаж у производителя и его доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для заво­евания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к про­даже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдель­ного продукта.

      Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является полити­ка стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изу­чает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает при­были фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потреб­ности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и об­щество в целом.

 

7.        Рынок несовершенной конкуренции

Конкуренция считается несовершенной в тех случаях , когда отдельные экономические агенты могут продать или купить товары в количествах, влияющих на уровень цен. Таким образом возникает возможность манипуляции с ценами. Существует РНК – это такие рынки на которых не действуют хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Вместе с тем на них не складывается и другая крайняя ситуация – монополия. Разновидностями таких рынков являются: 1)монополистическая конкуренция (называется та отрасль если она состоит из большого числа фирм, производящих сходную но не одинаковую продукцию); 2) олигополия (крупные фирмы каждая из которых имеет несколько/немного конкурентов)

 

8.        Монополия

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

       В условиях монополии производитель способен пол­ностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить макси­мальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вари­антов предопределен величиной прибыли, получаемой от про­дажи возможного количества товара по данной цене.

Итак, какие же черты отличают монополию от совершен­ной конкуренции?

— Единственный продавец (монополист).

— Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынуж­ден платить установленную монополистом цену (или отка­заться от покупки данного товара).

— Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.

— Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Особое место занимает феномен «естественной монопо­лии». К естественным монополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естествен­ные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

     Искусственные барьеры для предотвращения проникнове­ния на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме «лицензий», «авторско­го права», «товарных знаков» или «патентной защиты».

     Монополия в чистом виде — явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (например, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители теле­фонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных произво­дителей товаров.

     Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рын­ке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупате­ля. Чистая монопсония не менее уникальное явление, чем мо­нополия

 

9.        Промежуточные структуры (монополистическая конкуренция и олигополия)

Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». В ус­ловиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится, своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Спикере» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репута­цией). В итоге некоторые потребители готовы платить боль­шую цену за «Сникерс» или «Колгейт», считая, что эти продук­ты лучше, чем их «собратья».

     На рынке монополистической конкуренции продукция мо­жет быть дифференцирована также и по условиям послепро­дажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Та­ким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

      Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) иену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монопо­листической конкуренции.

Модель рынка монополистической конкуренции описыва­ет множество реально существующих рынков. Его характерис­тики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях — это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров).

Олигополия является преобладающей формой современ­ной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значитель­ную долю рынка.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производи­мая фирмами, может быть как однородна, так и дифференци­рована. Однородность преобладает на рынках сырья и полу­фабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили).

     Существование олигополии связано с ограничениями вхо­да на данный рынок. Одно из них — необходимость значитель­ных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.

Характерная особенность олигополистического рынка — зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка — «картельное соглашение».

Картель представляет собой соглашение нескольких пред­приятий, устанавливающее для всех участников объем произ­водства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каж­дого участника в общем объеме производства и сбыта. Его це­лью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой де­ятельности участников.

      На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевид­но. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контро­лирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий.

      Невозможность полностью и постоянно использовать кар­тель для взаимодействия олигополистических фирм вынужда­ет их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграни­чения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразова­нии», так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов

 

10.    Спрос

Спрос является определяющим параметром рынка, ибо в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Никто не станет ставить на конвейер производство обуви 60-го размера, если на обувь такого размер нет спроса. СПРОС - это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами. Он выражается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Другими словами, существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эту обратную связь экономисты назвали ЗАКОНОМ СПРОСА. В основе этого закона лежат следующие обстоятельства:                            

а) здравый смысл и элементарное наблюдение действительности. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Высокая цена отбивает охоту у потребителей покупать товары, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку.                                 „I

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"