Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:42, шпаргалка

Краткое описание

Предмет и задачи курса “Национальная экономика Беларуси “
Курс «Национальная экономика Беларуси» представляет собой систематизированное изложение теоретико-методологических и организационно-практических основ формирования национальной экономики Республики Беларусь, разработки и реализации социально-экономической политики государства, раскрывает способы эффективного использования потенциалов национальной экономики и функционирования хозяйственных комплексов в рыночной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!Шпоры по Национальной экономике.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения. Прогнозирование бывает социально-экономическое и научно-техническое. Социалъно-экономическое дает оценку возможным перспективам и изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспективных планов социально-экономич-го развития.

 

35. Денежная  система и денежно-кредитная политика.

Денежная  система – организация денежного обращения в стране, регулируемая государственными законами. Денежная система функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определяющими механизм функционирования денежно-кредитной системы. Денежная система РБ включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.

НБ РБ законом предоставлено  монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории РБ в качестве официального платежного средства. Национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в любых формах на территории РБ, за исключением внешнеэкономических, если иное не предусмотрено законом. На Национальный банк возложено обеспечение изготовления, хранения, обновления банкнот и монет.

Денежно-кредитная система  РБ является системой открытого рыночного  типа. Денежно-кредитное регулирование  осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики РБ, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правлением Национального банка.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Основными целями денежно-кредитной политики любого государства являются поддержание стабильности курса национальной валюты, рост ВВП и как результат – обеспечение занятости и повышения жизненного уровня населения. Денежно-кредитная политика государства включает различные способы и инструменты воздействия на денежное предложение с целью изменения уровня ВНП.

 

36. Финансово-бюджетная и налоговая система РБ.

Финансовая  система – система форм и методов обращения, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Финансовая система РБ представляет собой совокупность звеньев, взаимосвязанных между собой и выполняющих общие для них цели и задачи, определяемые финансовой политикой. Финансовая система Республики Беларусь состоит из следующих звеньев: • финансы Республики Беларусь; • финансы местного управления и самоуправления; республиканский бюджет; • местные бюджеты; • бюджеты свободных экономических зон; • бюджет Союза Российской Федерации и Республики Беларусь; • республиканские внебюджетные фонды; муниципальные внебюджетные фонды; • финансы предприятий и отраслей; • имущественное, личное страхование и страхование ответственности; • государственный и банковский кредит.

Бюджетная система (БС) – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. БС РБ включает республиканский и местный бюджеты. Местные бюджеты делятся на: • бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские); • бюджеты базового уровня (районные и городские); • бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска). Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в РБ могут создаваться внебюджетные фонды. БС РБ основывается на принципах: • единства; • полноты отражения доходов и расходов бюджетов; • сбалансированности бюджетов; • гласности; • самостоятельности бюджетов; • эффективности использования бюджетных средств; • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; • достоверности бюджетов; • адресности и целевого назначения бюджетных средств; • ответственности участников бюджетного процесса.

Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налогов, принципов, форм и методов их установления. Налоги являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог – одно из проявлений суверенитета государства. Налоговая система Республики Беларусь включает в себя республиканские и местные налоги.

 

37. Валютная  система и валютный контроль  в НЭ Беларуси.

Валютная  система – часть денежной системы страны, связанная с формированием и использованием валютных ресурсов, осуществлением международных валютно-платежных операций. Основой национальной валютной системы выступает установленная законом денежная единица государства. Официальной денежной единицей в РБ является белорусский рубль, причем его курс не имеет привязки к золоту или другому драгоценному металлу. В обращении находятся банкноты, электронные денежные средства и другие формы платежа. Курс валюты по отношению к иностранным валютам определяется на валютных биржах посредством открытых торгов и регулируется спросом и предложением валюты на рынке.

На легальном валютном рынке РБ были установлены 2 курса: официальный  курс НБ и относительно рыночный курс, используемый при совершении различного рода сделок "купли-продажи" иностранной  валюты. Официальный курс обмена национальной валюты устанавливается Национальным банком с учетом прошедших торгов и ежедневно публикуется в средствах массовой информации, предоставляется банковским учреждениям и т. д. Валютная система РБ связана с плавающим валютным курсом, который может меняться в зависимости от экономической конъюнктуры, желания и возможности НБ по регулированию ее стоимости. Белорусский рубль продолжает оставаться замкнутой валютой. Он не является валютой международных расчетов. На сегодняшний день в Беларуси существует жесткая система валютных ограничений – все валютные операции на территории страны проводятся по законодательству через уполномоченные банки.

Государственный валютный контроль – это система мер, принимаемая правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов. Основная цель валютного регулирования – устойчивая равновесная ситуация на валютном и связанных с ним рынках. Предприятия получат достаточные стимулы к росту конкурентоспособности, восстановлению и расширению емкости внутреннего рынка и эффективному использованию имеющихся у предприятия, государства и населения валютных ресурсов и уменьшению оттока капитала за рубеж. В 2003 г. принят Закон о валютном регулировании и валютном контроле, который был призван упорядочить законодательство в сфере валютных операций и определить основы регулирования и контроля данных операций. Т.к. Беларусь является экспортоориентированной страной, то возрастает ответственность за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.

 

38. Социальный  императив государственного регулирования  экономического развития.

Социальный  императив – совокупность основных требований, предусматривающих решение проблем социальных отношений и взаимодействий, выполнение которых необходимо для поддержания социальной системы. Он заключается в необходимости развития и эффективного использования человеческого капитала, наиболее полного удовлетворения его потребностей. Он реализуется в основном через социальную политику государства. Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ.

Сфера социальной политики – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. В социальной сфере основной целью является достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, планирование семьи, рационализация масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья; социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения.

Важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие общества, является создание экономических, социальных, культурных, правовых и других условий для гармонического развития и социально позитивного образа жизни личности, реализации общепризнанных мировым сообществом конституционных прав и свобод человека. В качестве международного обобщающего социального индикатора, характеризующего достигнутый уровень развития человеческого потенциала используется Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Для Беларуси по сравнению с данными 2010 г. он вырос с 0,794 до 0,804 (в 2011 г.). По этому показателю наша страна переместилась с 67-го на 64-е место в мире. Преодолев пороговый показатель 0,800, Республика Беларусь перешла из категории стран со средним уровнем развития человеческого потенциала в категорию стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.

 

39. Понятие  и факторы международной экономической  интеграции. Формы интеграции.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.

На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит, прежде всего, экономический характер.

В условиях интернационализации мировой  экономики растет зависимость развития каждой национальной экономики от внешних  факторов. Это подтверждается ростом мирового товарооборота, объемов инвестирования капиталов за рубеж, активизацией международной миграции рабочей силы. Тенденциями международной экономической интеграции является глобализация мировой экономики и регионализация. Развитие международных экономических отношений, под воздействием специализации и разделения труда, приводит к глобализации. Основные черты глобализации: изменяется форма производства, она переходит в международную форму в виде ТНК; изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т.е. ориентация национальной экономики на международные стандарты; принципиальные изменения в хозяйственной жизни – международные центры управления, международные системы информации, система международных стандартов.

Факторы международной экономической интеграции: • углубление международного разделения труда, специализация и кооперация производства; • ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий; • расширение региональных группировок; • формирование региональных рынков; • интернализация хозяйственной жизни; • создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.

Обобщающей формой международных  экономических отношений является региональная экономическая интеграция. Региональная экономическая интеграция развивается от простых форм к сложным. 4 основные формы РЭИ:

•  зона свободной торговли: страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле – цель – ликвидировать препятствия во взаимной торговле;

•  таможенный союз: свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняется едиными таможенным тарифом и внешнеторговой политикой по отношению к третьим странам – кроме вышеуказанной цели принимает меры таможенной и налоговой защиты своего внутреннего рынка от конкуренции третьих стран;

•  общий рынок: означает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала, возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство – регулирует главным образом сферу обмена;

•  экономический и валютный союз: вышеуказанные формы интеграции постепенно дополняет проводимая государствами-участниками единая экономическая и валютно-финансовая политика, создается единая система межгосударственного регулирования  региональных социально-экономических процессов; правительства уступают часть своих функций созданным межнациональным органам; создается Центральный банк, который проводит единую денежно-кредитную политику, используется единая коллективная валюта – совмещает все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"