Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:42, шпаргалка

Краткое описание

Предмет и задачи курса “Национальная экономика Беларуси “
Курс «Национальная экономика Беларуси» представляет собой систематизированное изложение теоретико-методологических и организационно-практических основ формирования национальной экономики Республики Беларусь, разработки и реализации социально-экономической политики государства, раскрывает способы эффективного использования потенциалов национальной экономики и функционирования хозяйственных комплексов в рыночной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!Шпоры по Национальной экономике.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Каждая из форм требует  осуществления конкретных действий, направляемых государством, в т. ч. за счет передачи своих экономических функций специальным межгосударственным органам и отказа от каких-то интересов в обмен на получение экономических выгод. Процесс интеграции является осознанным, направляемым  сначала национальным государством, а затем и межгосударственными органами. Именно они являются главным звеном в механизме интеграции, вырабатывая, согласовывая и обеспечивая достижение намеченных приоритетов. Они намечают новые цели и создают новые стимулы для развития интеграции. Только при выполнении данного условия обеспечивается подлинная региональная интеграция.

 

40. Интеграционные  процессы в СНГ.

СНГ было создано в  декабре 1991г. (подписали РБ, РФ и Украина) с целью как сохранения экономических, социальных, культурных и др. связей между бывшими советскими республиками, так и  решения на постсоветском пространстве межгосударственных проблем. Участниками СНГ стали 12 стран: РФ, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина, Армения, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия. Стратегическими целями эконом интеграции СНГ являются: • max использование международного разделения труда; • специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого соц-эконом. развития; • повышение уровня и качества жизни населения всех гос-в СНГ.

С 1991 по 1994 гг. в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению взаимных внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на другие страны, что явилось одной из главных причин глубокого экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. В сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, основные этапы которого: • межгосударственная ассоциация свободной торговли; • таможенный союз; • общий рынок товаров, услуг, рабочей силы; • валютный союз. Внутри СНГ возникли новые объединения (союзы «шести», «четырех», «двух»). Союз шести – ЕврАзЭс (Россия, РБ, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан). Центрально-азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан). Есть и другие союзы. Заключая двусторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ, отдельные страны ведут поиск наиболее оптимальных форм объединения своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности нац экономик, т.к. интеграционные процессы в СНГ в целом происходят недостаточно активно.

Для интеграционных процессов СНГ  свойственна непоследовательность и противоречивость. Причины, сдерживающие интеграционные процессы: • различные модели соц-эконом развития отдельных гос-в; • разная степень рыночных преобразований и различные подходы к выбору приоритетов, средств их осуществления; • неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость нац валют; • несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики; • применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле; • большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги. В настоящее время нац. экономики стран СНГ во многом конкурируют, а не дополняют друг друга. Объективные предпосылки для более тесной интеграции усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах.

 

 

41. Экономическая  интеграция Беларуси и России.

Среди стран СНГ наиболее последовательно экономическцую интеграцию осуществляют РБ и РФ, подписавшие  в апреле 1996 г. Договор об образовании  Сообщества Беларуси и России, год  спустя – Договор об образовании Союза Беларуси и России. В Союзном государстве Россия и Беларусь остаются независимыми государствами. Каждое государство сохраняет свой суверенитет, свою независимость, свое гражданство, проводит самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Но два государства создают общее государство. Главной целью экономической интеграции РБ и РФ является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эф-го использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий   для возобновления эконом роста. Достижение этой цели предполагает проведение согласованной политики в области структурной перестройки экономики, осуществление единой политики в области государственного регулирования социально-экономических процессов, внешнеэкономической деятельности, а также согласованной социальной политики. Россия являлась главным поставщиком энергоресурсов в Беларусь взамен на поставку различного технологического оборудования и машин.

В развитии интеграционных процессов  и формировании единого эконом пространства создаваемого Союзного государства  важное значение имеет разработка совместных программ в различных сферах деятельности – научно-технической, производственной, социальной, экологической, правовой и др. Реализация совместных программ позволяет наиболее успешно с наименьшими затратами создавать конкурентоспособную продукцию, решать научно-технические и социальные проблемы, включая подготовку кадров и обеспечение занятости населения. Между Беларусью и Россией заключено более 30 соглашений по различным направлениям военно-технического сотрудничества. В интересах региональной группировки войск совместно используются объекты военной инфраструктуры на территории Беларуси. В декабре 2001 года была принята военная доктрина Союзного государства.

Важную роль в экономической  интеграции РБ и РФ играет региональное сотрудничество. Не в полной мере используются преимущества создания общего эконом и таможенного пространств, единого  рынка, обеспечивающих эффективное функционирование имеющегося научно-производственного потенциала двух стран. Завершающим этапом в экономической интеграции РБ с РФ должно быть введение единой валюты.

 

42. Внешнеэкономические  связи Беларуси 

Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 174 странами мира и поставляет на экспорт более 1000 наименований изделий. Страновыми приоритетами для Республики Беларусь являются страны бывшего социалистического лагеря, отдельные страны Юго-Восточной Азии, Латинская Америка, Ближний Восток и страны Персидского залива, юг Африки.

Основные торговые партнер: Латвия, Литва, Эстония, Венгрия, Германия, Великобритания, Италия, Франция, Польша, Китай, Индия, Бразилия, Венесуэла, Нидерланды, США.

Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики РБ является ЕС. Торговля со странами ЕС не только служит для РБ надежным источником поступления твердой валюты, но и позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы. В последние годы торговля с ЕС развивается достаточно устойчиво. Расширению интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты и антидемпинговые меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности.

Важными торговыми партнерами РБ являются страны Азии, прежде всего Китай и Индия. С большинством этих государств РБ имеет положительное сальдо в торговле товарами. Особый интерес для расширения внешнеэкономических связей РБ представляют страны Африки, наибольший товарооборот с Египтом и Марокко. На американском континенте основные торговые партнеры РБ – США и Бразилия, значительные внешнеэкономические связи налажены с Кубой и Канадой.

Совершенствование внешнеэкономических  связей РБ со странами, не входящими  в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции и с низкой материало- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. Важную роль призваны сыграть СЭЗ, а также еврорегионы «Буг», «Неман», «Озерный край» и «Беловежская Пуща», позволяющие осуществлять приграничное сотрудничество соседних стран в различных сферах. Интеграция РБ в систему мирохозяйственных связей будет способствовать ее вступлению в ВТО с учетом интересов национальной экономики.

 

43. Экономическая  безопасность в системе национальной безопасности.

Составные части национальной безопасности (НБ) – безопасность в  политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах. Важнейшей составной частью общей системы НБ является экономическая безопасность (ЭБ), которая затрагивает почти все стороны жизни государства, общества, экономики. Рассмотрение ЭБ как важнейшего блока в системе НБ обусловлено прежде всего тем, что экономика является основой жизнедеятельности общества, государства.

Для обеспечения безопасности государства всевозрастающую роль играет конкурентоспособность национальной экономики. Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого государства и его общественно-политической системы определяет уровень жизни населения, НБ и обороноспособность страны. Особое внимание ЭБ страны уделяется в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, где выделен специальный раздел «Обеспечение ЭБ и укрепление обороноспособности страны». В нем определены важнейшие задачи и меры по обеспечению ЭБ в ее важнейших сферах. РБ, первой из стран СНГ, была разработана Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) страны на период до 2010 года, утверждена Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

Переход к устойчивому  развитию предполагает: • обеспечение  динамичного экономического роста, стабильной социально-политической ситуации, сбалансированности реального и финансового секторов экономики; • развитие традиционных и новых высоких технологий; • осуществление хозяйственной деятельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий; • целенаправленные изменения структуры личного и общественного потребления; • формирование эффективной системы устойчивого развития и создание соответствующих механизмов воспитания и образования. Все это будет способствовать формированию социально ориентированной экономики страны и обеспечению ее НБ.

Для обеспечения НБ необходимы развитие всестороннего и взаимовыгодного  сотрудничества с другими государствами, сохранение и укрепление существующих систем международной и региональной безопасности. Важно учитывать особенности географического положения страны и развивать систему обслуживания международных транспортных коммуникаций.

 

44. Важнейшие  индикаторы экономической безопасности.

Экономическая безопасность (ЭБ) – это такое состояние нац экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту нац интересов. ЭБ страны представляет собой сложную систему, которую составляют следующие виды безопасности: • производственная; • финансовая; • продовольственная; • энергетическая; • инфраструктурная; • инновационная; • внешнеэкономическая.

Производственная  безопасность – основа ЭБ, т.к. аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Финансовая безопасность охватывает все секторы экономики. Задача – улучшение финансового состояния организаций реального сектора эк-ки, уменьшение числа убыточных производств. Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью ЭБ. Для ее обеспечения требуется, чтобы совокупные потребности в с/х продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного произв-ва. Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым ЭБ РБ, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами. Энергетическая безопасность определяется долей собственных топливно-энергетич. рес-в в общем энергобалансе и их разнообразием. Инфраструктурная безопасность имеет особое значение, т.к. РБ занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географич. положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов. Задача – обеспечение устойчивого развития эк-ки и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, т.к. в гос-вах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности нац эк-ки и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов.

Система ЭБ хар-ся совокупностью  критериев и показателей, которые  определяют угрозы устойчивому развитию и пороговые значения функционирования нац эк-ки. Показатели ЭБ – наиболее значимые параметры, характеризующие состояние эк. с-мы страны, ее устойчивость и мобильность. Показатели сгруппированы в 7 блоков: 1) отражающие способность эк-ки функционировать в режиме общественного воспроизводства; 2) обеспечивающие социальную стабильность; 3) свидетельствующие об устойчивости финансовой системы; 4) оптимального функционирования регионов в рамках страны; 5) характеризующие степень криминализации эк-ки; 6) характеризующие степень оптимальности «встроенности» нац эк-ки в мировую; 7) развития и поддержки научного потенциала. Пороговые значения ЭБ – предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации нац эк-ки.

Система обеспечения  экономической безопасности (ЭБ) представляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических интересов государства. Объектами ЭБ выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, АПК, производственная и социальная инфраструктуры, регионы, население и трудовые ресурсы и др. Субъектами ЭБ является гос-во, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации государственного и частного секторов эк-ки, а также общественные объединения и граждане.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"