Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:25, шпаргалка
1)Место и роль экономической теории в системе экономических наук
Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности государства или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц (в частную собственность).
Национализация - переход средств производства, банков и отраслей экономики из частной собственности в собственность государства.
Разгосударствление экономики - уменьшение функций государства в управлении экономическими объектами при одновременной приватизации части государственной собственности, передаче ряда полномочий государственных органов предприятиям, развитие частного предпринимательства, замена вертикальных связей горизонтальными.
14)Типология современных экономических систем
Типология экон.систем проводится на основе критериев.Выделяют след.типы:
1)Традиционная экономика:
2)Классический (чистый)капитализм:зарактериз-
3)Административно-командная
экономика:управление и координация осущ.на основе
строгой иерархич.подчиненности некоему
центру в лице гос-ва,из кот.исходят все
решения о произв-ве,распред-и,обмене и
потребл-и благ и услуг в общ-ве.Характер.черты:
4)Смешанная экономика:
15)Рынок: понятие, функции. Рыночная система и ее эволюция
Рынок - совокупность экономических
отношений производство и обмен
товаров при помощи денег, одновременно,
он выступает как форма
Основные субъекты: домашнее хозяйство; предприятия - экономическая единица которая использует фактор приозводства: труд, земля, капитал и предпринимательский талант; банк - финансово-кредитное учреждение, которое регулирует движения денежной массы, необходимые для нормального функционирования рынка; государство - правовое учреждение, которое осуществляет юридическую и политическую власть для конотроля над субъектами рынка для достижения общей цели.
Объекты рынка - товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, валюта, социальные выплаты.
Основные элементы рынка: 1) цена - денежное выражение стоимости; 2) спрос и предложение;
3) конкуренция.
Функции рынка:
Регулирующая функция . Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности.
Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Посредническая функция. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур.
Институциональные основы функционирования рынка
Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно:
Общественное разделение труда. В истории человечества известно три крупных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли хозяйства; возникновение купечества. В дальнейшем стали дробиться отрасли, постепенно углублялась специализация. Очевидно, что разделение труда предполагает развитие обмена, который постоянно расширялся.
Экономическая обособленность товаропроизводителей. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает на основе обособленности интересов. Первоначально такая обособленность возникает на базе частной собственности, но в дальнейшем она начала базироваться и на коллективных формах собственности.
Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:
1)свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности 2)свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения 3)конкуренция, которая является основой рынка; 4)гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок; 5)устойчивые денежная и финансовая системы; 6)стабильная политическая обстановка.
В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют:
1)многообразие форм собственности 2)товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда 3)свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства 4)четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений; 5)поддержание здоровой конкуренции 6)развитая инфраструктура.
Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можно выделить:
1)Экономическая свобода деятельности субъектов экономики. 2)Всеобщность рыночных отношений. 3)Равноправие рыночных субъектов. 4)Свободное ценообразование. 5)Саморегулирование хозяйственной деятельности. 6)Договорный характер отношений. 7)Экономическая ответственность субъектов. 8)Самофинансирование. 9)Конкуренция. 10)Государственное регулирование экономики
Конкуренция: понятие, виды
Конкуренция - экономическое соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за максимальную прибыль.
Функции конкуренции:
1)обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль; 2)стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей 3)дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем) 4)давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли; 5)ликвидация неконкурентоспособных предприятий 6)стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.
В экономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и форм конкуренции.
Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.
Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова.
Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком. С точки зрения теории совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и эталоном, образцом для сравнения эффективности реальных хозяйственных процессов.
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, которая характеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или единственного покупателя (монопсония).
Кроме того, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую (по цене и качеству).
16)Классификация рынков и рыночная инфраструктура
Рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.
В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений: Рынок товаров и услуг (потребительский рынок); Рынок ценных бумаг; Рынок труда (рынок рабочей силы); Рынок и валюты; Рынок информации; Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау).
По товарным группам: Рынки товаров производственного назначения; Рынки потребительских товаров (например, продовольствия); Рынки сырья и материалов и т.д.
По географическому положению: Местные (локальные) рынки; Региональные рынки; Национальный рынок; Мировой рынок.
По субъектам или их группам: Рынок покупателей; Рынок продавцов; Рынок государственных учреждений; Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
По степени ограничения конкуренции: Монопольный рынок; Олигопольный рынок; Рынок монополистической конкуренции; Рынок совершенной конкуренции.
По уровню насыщения: Равновесный рынок; Дефицитный рынок; Избыточный рынок.
По степени зрелости: Неразвитый рынок; Развитый рынок; Формирующийся рынок.
По соответствию законодательству: Легальный (официальный) рынок; Нелегальный