Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:25, шпаргалка

Краткое описание

1)Место и роль экономической теории в системе экономических наук
Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Вложенные файлы: 1 файл

Ekon_teoria_otredaktirovannaya_shpora.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

По характеру продаж: Оптовый рынок; Розничный рынок.

По характеру ассортимента товаров: Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По отраслевому признаку: Рынок автомобилей; Рынок нефти; Рынок компьютерной техники и т.д.

         В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов.

         Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.

        Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:

1)биржи 2)аукционы  3)кредитная система 4)эмиссионная система 5)система регулирования занятости населения 6) специальные зоны свободного предпринимательства 7)информационные технологии и средства деловой коммуникации  8)налоговая система 9)система страхования различных рисков и страховые компании; 10)специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации  11)торговые палаты 12)таможенная система; 13)профсоюзы 14)коммерческо-выставочные комплексы; 15)система высшего и среднего экономического образования; 16)аудиторские компании  17)консультативные компании;

           К основным функциям инфраструктуры рынка относят:

1)облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций; 2)повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; 3)организационное оформление рыночных отношений;

4)облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.

 

17)Роль государства в рыночной экономике. Методы регулирования рынка.

Фиаско рынка – ситуация,в кот.общественное благосостояние невозможно максимизировать исключительно рыночными механизма,для этого треб.вмешательство гос-ва.

У рыночного  механизма есть свои преимущества и  недостатки. Преимущества рынка:

  • эффективное распределение ресурсов
  • возможность успешного функционирования рыночной экономики при наличии весьма ограниченной информации о ценах и издержках производства
  • высокая приспосабливаемость, гибкость к изменяющимся условиям в соответствии с общественными потребностями
  • оптимальное использование достижений НТП
  • свобода выбора действий предпринимателей и потребителей

Отрицательные черты (недостатки):

  • рынок не способствует сохранению невоспроизводственных ресурсов
  • не имеет механизма защиты окружающей среды
  • рынок не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству
  • рынок не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования (строительство дорого, общественный транспорт и …)
  • не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает справедливого перераспределения доходов
  • не обеспечивает фундаментальный исследований в науке и …

Все эти отрицательные  черты порождают вмешательство  государства в рыночную экономику. Функции государства в рыночной экономике:

  1. создает правовую основу для принятия экономических решений. С помощью принятых законом государство определяет права собственности, регулирует предпринимательскую деятельность
  2. стабилизация экономики: осуществляется путем проведения антициклической политики с помощью как экономических, так и административных рычагов
  3. государство обеспечивает социально-ориентированное распределение ресурсов, т. е. направлено на удовлетворение общественных потребностей. Оно осуществляется путем организации производства продукции, которым не занимается частный сектор: государство создает условия для развития с/х связей, транспорта, благоустройство городов; определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику; формирует программы развития здравоохранения, образования
  4. государство обеспечивает социальную защиту и социальные гарантии: это заключается в: гарантировании минимальной з/п; пенсиях по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим; осуществлении индексации фиксированных доходов с ростом цен.

 

18) Модели рыночной  экономики. Белорусская модель.

Модель-образец,схема  чего-н. В качестве образца в экон.теории рассматривают несколько моделей рыноч.экономики.

Экон.модель США характериз-ся:безуслов.приоритетом частной соб-ти;гибкими рынками труда и товаров;незначит.гос.регул-е;относит.низкими налогами;акционерным капитализмом;сильной соц.дифференциацией.

Европейская определяется как социальная рыноч.экон-ка.Характериз-ся:поддержка конкурент.среды;либерализ-я це и невмешательство гос-ва в механизмы ценообраз-я;провед-е политики «открытой экон-ки»;переход к многообразию форм соб-ти и их хозяйствования;свобода заключ-я дог-ров как предпосылка осущ-я конкуренции.

Скандинавская модель базируется на частной соб-ти и соблюдении осн.рыноч.принципов,но с очень существенным вмешательством гос-ва в функционир-е рынка.

Японская:частная соб-ть здесь имеет основопологающее знач-е и роль гос-ва незначительна;стремление к долгосрочному стабильному развитию.

Китайская:это смешанная экон-ка с доминированием социалистич.принципов гос.регул-я;бурный приток иностр.инвестиций,развитие частной соб-ти и рыноч.отношений.Однако ограмную роль здесь играет развитый гос.аппарат,регулир-щий большинство пр-сов экон.д-сти.

Бел.модель соц-экон.развития:в ее основе-создание рыноч.экон-ки с действенными механизмами гос.и рыноч.регул-я,рациональным развитием частного сектора наряду с гос-ным при обеспеч-и приоритета общенародных интересов,с эффективной властью и сильной соц.политикой.Модель предусматр.сочетание преимуществ соврем.рыноч.хоз-ва с обеспеч-ем эф-ной соц.защиты граждан.Она основ.на эф-ном участии гос-ва в формир-и рыноч.отнош-ий и структурной перестройке экон-ки,но по отнош.к тем сферам экон-ки,где решаются круномасштабные задачи,позития гос-ва остается однозначной:регулир-е обязательно.Модель базируется не на массовой,а на индивидуал.приватизации.

 

19)Спрос.Закон спроса.величина спроса.Неценовые факторы спроса

Спрос – форма  выражения потребности, представленная на рынке и обеспеченная деньгами.

Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, т. е. меньше спрос. Каждая точка на кривой Д показывает количество продукции, которое могут купить потребители по данной цене.

Главный  фактор, влияющий на уровень спроса – цена.

Обратная  зависимость между спросом и  ценой: цена снижается – увеличивается  число покупателей; по мере удовлетворения потребности потребители будут приобретать дополнительные единицы продукции только в том случае, если цена на него снижается; если цена на один товар снижается при постоянстве цен на другие товары и постоянстве дохода потребителя, то подешевевший товар будет приобретаться чаще, причем потребитель не будет отказывать себе в приобретении другого товара; покупатель будет стремиться приобретать подешевевший товар вместо аналогичного, цена на который остается прежней.

Индивидуальный  спрос – спрос отдельного покупателя, индивида. Кривая спроса – выпуклая.

Рыночный  спрос – общий спрос потребителей предъявленный на рынке на определенный товар. Кривая спроса – вогнутая.

Неценовые факторы  спроса: вкусы потребителей, доход  потребителя, число потребителей на рынке, цены на сопряженные товары, инфляционные ожидания, ожидание изменения дохода потребителя.

Равновесная цена – цена такого уровня, при котором  достигается соответствие спроса и  предложения, а объем производства при этой цене - равновесный объем. Если на рынке не совпадают интересы покупателей и производителей, то образуется либо дефицит продукции (заниженная цена), либо излищек продукции (завышенная цена).

Рыночное  равновесие – явление временное, т. к. под действием неценовых  факторов постоянно происходит либо увеличение, либо уменьшение объемов спроса и предложения.

Нарушения рыночного равновесия:

  1. Предложение прежнее, спрос либо растет, либо снижается
  2. Спрос прежний: предложение либо растет, либо снижается

Предложение.Закон предложения.

Предложение – количество продукции, предложенное на рынке.

Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение  на уровень продукции. Прямая зависимость  между предложением и ценой.

 Каждая  точка на кривой предложения  показывает какую цену надо  заплатить за единицу товара для каждого его количества, чтобы данное количество продукции было произведено и предложено на рынке.

Кроме цены на предложение влияют и неценовые  факторы. Под их влиянием кривая предложения  будет сдвигаться вправо вниз –  предложение растет, и влево вверх – предложение падает.

Неценовые факторы: издержки производства; применяемые  технологии производства; налоги; количество производителей; ожидание изменения  цены на созданную продукцию.

Равновесная цена – цена такого уровня, при котором  достигается соответствие спроса и предложения, а объем производства при этой цене - равновесный объем. Если на рынке не совпадают интересы покупателей и производителей, то образуется либо дефицит продукции (заниженная цена), либо излищек продукции (завышенная цена).

Рыночное равновесие – явление временное, т. к. под действием неценовых факторов постоянно происходит либо увеличение, либо уменьшение объемов спроса и предложения.

Нарушения рыночного равновесия:

  1. Предложение прежнее, спрос либо растет, либо снижается
  2. Спрос прежний: предложение либо растет, либо снижается

 

20)Взаимодействие S и D.Рыночное равновесие.

Рыночное равновесие - это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают  так , что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

Равновесная цена и равновесное количество устанавливаются в ходе взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения и определяются точкой пересечения кривых S и D. Соотношение рыночного спроса и предложения корректирует цену до той точки,где величина спроса и предложения совпадут.

       Изменение  либо спроса либо предложения  влечет за собой изменение  равновесной цены и равновесного  количества продукта. Рост/снижение  спроса увеличивает/снижает одновременно и равновесную цену и количество. Рост предложения снижает равновесную цену и повышает равновесное количество продукта.Снижение предложения ведет к повышению равновесной цены и снижению равновесного количества

      Одновременное  изменение спроса и предложения  вызывает изменения равновесной  цены и равновесного количества по-разному: конечные результаты этих изменений зависят от направления и масштабов происходящих изменений.

 

21)Излишек потребителя:Покупатель,кот.покупает товар по равновес.цене,но мог бы заплатить больше,получает выгоду как разницу м-ду этими ценами.

Излишек произв-ля:продавец,кот.продает товар по равновесной цене,но мог бы продать по более низкой,получает выгоду.

Общая суммарная выгода,кот.получают все покупатели и продавцы в результате сделок по равновес.цене,составит общественный выйгрыш.

 

22)Эластичность спроса

Эластичность—это степень чувствительности спроса и предложения к различным  факторам.

Рассмотрим сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса)—это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

ПРАВИЛО 1. Чем больше у  товара заменителей (субститутов) и  чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

Классический пример самых неэластичных товаров—соль, которую невозможно ничем заменить.  

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"