Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 13:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Национальная экономика".
В зависимости от характера возникновения потерь и ресурсов, требуемых для их возмещения, негативные последствия факторов риска или связанных с их действием критических социально-экономических ситуаций могут проявляться на: локальном уровне (в пределах отдельных территорий, групп населения, предприятий); мезоуровне (в пределах субъектов Федерации и секторов народного хозяйства); общенациональном и традиционном (глобальном) уровнях.
Экспертные прогнозы издержек, необходимых для возмещения ущерба от тех или иных критических ситуаций, дают возможность оценить и своевременно сформировать ресурсы общества, ориентированные на восстановление и обретение стабильности и устойчивости социально-экономического развития, а также на предупреждение последствий дестабилизации. В этих целях концепцией экономической безопасности вводятся принципиально новые для нашей системы экономического анализа, расчетов и информации показатели "компенсационные ресурсы" и "компенсационный потенциал". Между ними имеются определенные различия. Компенсационные ресурсы как более узкое понятие близки по своему значению к традиционному страхованию, резервному или "аварийному" запасу. Они корреспондируют с понятием потерь или ущерба (ожидаемого, фактического), который в каждом конкретном случае ограничен определенными рамками. Компенсационный потенциал - понятие более широкое, характеризует общую способность экономики страны реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного, социального и экологического развития в случае их нарушения в том или ином ключевом секторе народного хозяйства, в том или ином крупном регионе.
Потенциал прямых компенсаций включает: материальные запасы и резервы производственного и непроизводственного характера; специальные запасы и резервы, их территориальное размещение; адекватные дополнительные транспортные возможности для доставки материальных ресурсов в места локализации критических ситуаций; резервные мощности, особенности в энергетических отраслях, а также технические средства для проведения крупных восстановительных . работ; поддержание резервных возможностей оказания социальной помощи и адаптации населения.
Кроме того, потенциал компенсаций характеризуется такими показателями, как финансовые резервы (плюс валютные), системы страхования, возможности международной поддержки, возможности благотворительных фондов, развитие компенсационной функции и мобильность систем здравоохранения, возможности мобильной переподготовки кадров и пр.
Выбор вариантов обеспечения наиболее полной экономической безопасности достигается при сопоставлении в каждом конкретном случае мер предупредительного и компенсационного характера по критерию "минимум ущерба" или "минимум совокупных потерь и затрат".
Изложенный выше подход находит отражение в соответствующей системе показателей, характеризующих экономическую безопасность страны и тенденции ее изменения на макроуровне. Условно эти показатели можно объединить в три группы. Показатели первой группы могут использоваться для оценки текущего состояния экономического, социального и экологического потенциала общества и происходящих кратко- и среднесрочных процессов. Показатели второй группы направлены на выявление и ранжирование долговременных факторов дестабилизации и ориентировочную оценку их пороговых значений. Наконец, показатели третьей группы должны характеризовать состояние наличных потенциалов предупреждения и компенсации ущерба. Только на основе такой системы показателей можно обеспечить достаточно многогранное восприятие происходящей ситуации в области экономической безопасности.
Экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и иными, включая защиту секторов. В свою очередь, следует подчеркнуть, что безопасность в смежных внеэкономических сферах обеспечивается не только специфичными для них методами, но в значительной мере и экономическими средствами, в том числе всегда с привлечением денежных и иных ресурсов экономического характера. Кроме того, экономическая оценка последствий угроз безопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая возможность количественно оценить ущерб и на этой основе определить систему приоритетов.
Исходя из сказанного, государственное регулирование в области экономической безопасности является необходимым условием достижения общегосударственных, целей в области обеспечения национальной безопасности. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены всеми политическими силами, восприняты и поняты всеми членами общества.
Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня:
- макроэкономический уровень - экономика страны в целом;
- региональный и отраслевой уровни - экономика регионов и отраслей;
- микроэкономический уровень - агенты рынка;
- уровень семьи и личности - экономические интересы каждого гражданина страны.
Интересы указанных экономических объектов взаимосвязаны (взаимообусловлены) и в то же время противоречивы. Поэтому необходимо определить степень вмешательства государства в различных секторах экономики и его временные рамки.
Ход реформ и функционирование экономики обусловлены влиянием находящихся в непрерывном взаимодействии внешних и внутренних факторов, угрожающих экономической безопасности страны.
15) 1 Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений, их сущность и функции
1.1 Домашние хозяйства, как субъект экономических отношений.
Впервые о домашних
Формирование современных домохозяйств прошло ряд стадий, основные из которых связаны с развитием землевладения. Домашнее хозяйство – это отдельный человек или семья, или группа семей, постоянно проживающих в данном месте и совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни. В домохозяйстве имеется лидер, которого называют хозяином. Хозяйствование здесь состоит в распорядительстве, решении вопросов: что, как и сколько делать, кому и на каких условиях передавать продукт труда. Хозяин принимает решения об использовании ресурсов сообществом, и отношения, возникающие по поводу решения этих вопросов, называют хозяйственными.
Перерабатывающее домашнее
хозяйство – это исходная
Производящее домашнее
Домашнее хозяйство базируется на труде, но не сводится к нему. В последующем оно модифицируется в потребительскую ячейку рыночной экономики. 30% экономической деятельности всего мира приходится на домашние хозяйства. По мере обособления производства от домохозяйства в качестве предприятия, производственная функция домашнего хозяйства падает.
Домашнее хозяйство стало
основой для возникновения
Потребительское домохозяйство
- последняя форма домашних
Домашнее хозяйство может
сводиться только к домашнему
хозяйству, то есть быть только
потребительской ячейкой
Домохозяйство в современной экономике представляет собой главную силу в общественном производстве и распределении товаров и услуг. В разные исторические эпохи в зависимости от характера общественных отношений изменялись место и роль, структура и функции, величина и устойчивость, права и ответственность, положение в обществе или социально-экономический статус домашнего хозяйства. Однако именно в домохозяйстве (семье) осуществляется формирование основных потребностей индивида и его интересов.
Итак, под домашним хозяйством
понимается хозяйство, которое ведется
одним или несколькими лицами,
проживающими совместно и
Ведение домохозяйства
1.2 Сущность и функции финансов домашних хозяйств.
Финансы – это денежные
отношения, возникающие в результате
распределения и
Итак, финансы – это неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности субъекта хозяйствования в денежных средствах, но и контроль за расходованием этих финансовых ресурсов.]
В составе общих финансов
выделяют финансы домашних
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика"