Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 15:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

2) Внутренние - которые делают возможными  сделки между субъектами, снижают  степень неопределенности и риска  и уменьшают трансакционные издержки (предприятия, виды договоров, платежные  и кредитные средства, средства  накопления).

Функции институтов

1. регулирование поведения  людей таким образом, чтобы они  не причиняли друг другу ущерба, или чтобы этот ущерб чем-то  компенсировался

2. минимизация усилий, которые люди  тратят на то, чтобы найти друг  друга и договориться между  собой. Институт призван облегчить как поиск нужных людей, товаров, ценностей, так и возможность людей договориться друг с другом.

3. организация процесса передачи  информации, или обучение (эту функцию  выполняет, например, Высшая школа  экономики).

 

 

 

 

 

 

33Собственность и формы хозяйствования. Методы изменения форм собственности

 

Собственность — это исторически опред-ная форма присвоения людьми мат-х благ в процессе их пр-ва, обмена и потреб-я. Собственность как присвоение предст-ет единство юрид-го и эк-го содерж-я.

Объектами собственности яв-ся факт-ы пр-ва и готовая продукция.

Собственность хар-ся с т. зр. соц-экон-го содержания:

  1. Присвоение факт-в пр-ва.,
  2. Способ соед-я работ-в со ср-вами пр-ва (продажа(наём) раб.силы),
  3. Хоз-ое использ-ие матер. ср-в, собст-ник (сам) сдает в аренду, лизинг (передает),
  4. Эк-ий механизм реал-ции собственности - означает: получение дохода и его использ-ие.

В рамках каждой эк .сис-мы есть спец-ая форма собственности, переход от одной формы собственности к др. м/идти эволюц-ым и революц-ым путем.

Соб-ть как эк-ая категория предполагает не только присвоение, но и отчуждение. Это обособление от условий и результатов эк. деятельности.

Основные формы:

1) Отчуждение от труд-ой деят-ти,

2)отчуждение  от соб-ти,

Юрид. содержание собственности (относится ко всем видам собственности):

1.Владение. 2.Пользование. 3.Распоряжение.

Собственность как юр. категория выражает отн-е людей к вещам. Эти отн-я рег-ся прав-ми законами Здесь речь идет о праве собственности. Выделяют:

  1. Формальное право собственности, 
  2. Действительное право собственности,(реально сущ-щие отн-я вз/д-вия субъектов эк-ой жизни. Право соб-ти творит не законодатель а сама жизнь).

Собственность как юр-ая категория выражает отн-ия между людьми по поводу присваивания, отчуждения средств и результатов пр-ва.

Формы собственности:

С развитием общ-ва формы собственности мен-ся, они стан-ся более разнообр-ми. С разв. орудий тр., технологий измен-ся и формы их использ-ия, связ-ые с теми или иными видами собственности. Ручные орудия тр.- част. собственность, индив-ое использ-ие. Машинное пр-во - крупная частная собственность.

1.Гос-ая собственность - Гос.собственность. В гос.собственности субъектом отн-ий владения, распор-ия и польз-я выступает гос-во. Гос. собственность возникает двумя путями: 1) когда гос-во строит nw п/п за счет ср-в бюджета; 2) когда гос-во осущ-ет полную или частич-ю нац-цию, приобретая акции ЧП.

2.Общая (коомун.) собственность: все участники о/н (коммуны) обладают общим правом использования блага.

3. Частн. собственность – всей полнотой прав обладаетодин человек.

Приватизация означает превращение гос. собственности в иные формы собственности. В 1995 г. прив-ция проводилась в 150 странах.

Виды приватизации: Ваучерная, денежная П.

1) либерализация рынков. Гос-во  отменяет барьеры для доступа на р-к nw конкур-в, стим-ет диверсиф-цию пр-ва и продаж, в рез-те растет число многопроф-х фирм, чья прод-ция м/поступать на самые разные р-ки.. Либер-ция р-в означ-т разгос-вление без изм-я гос-ой собственности.

2) стимул-ие создания и расширения сферы д-ти смеш-х п/п (гос-но-частных) . Это достиг-ся с пом. льготного налогообл-я или особого режима кредит-ия.

3)-создание для гос-х п/п рын-х  усл-й функц-я. С этой целью  гос-во использ-т меры, напр-ые  на ликвид-ию нерын-ой обстановки, в кот-х нах-ся гос. п/п: сокращ-е гос-х субсидий, отказ от списаний банк-ой задолж-ти, отмена налог-х льгот.

4) денационализация. При этом собственность  гос-х п/п м/только в руки  частных лиц, но и к банкам, коллективам гос-х п/п, коопер-ам. В действ-ти все эти способы разгос-я переплет-ся.

Особенностью прив-ции в РФ яв-ся ориентация на смеш-ый тип, сочетающий рын-ые и администр-ые (нерын-ые) методы ее осущ-я.

Теорема Коуза гласит: "Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то конечные результат не зависит от изменений в распределении прав собственности".

Таким образом, выдвигается парадоксальное положение – при отсутствии издержек по заключению сделок структура производства остается той же самой независимо от того, кто каким ресурсом владеет.

 

 

 

 

 

34 Деньги. Эволюция форм денег. Закон денежного обращения.

 

Роль денег всегда выпадала тому товару, на кот. был наиб. спрос или кот.был наиболее удобен для этих целей (соль,хлопковые товары, лошади, раковины). Человечество долго искало тот универ. ден. товар, кот. позволит вести через себя любые сделки. Таким товаром долгие века стали драг. металлы – серебро, золото в виде слитков и монет. Лишь относительно недавно появились бумажн. деньги. Впервые они были выпущены в Древнем Китае в 9 в. Первоначально наибольшее распростренение получили банкноты («банк. билеты»), они выписывались банкиром. Начиная с времен первой мир. войны, банкноты стали основным средством всех наличных платежей, их дополняли разменные монеты. Также люди издавна стали пользоваться безналич. ден. средствами – суммами, хранящимися в спец. ком. о/н – банках и используемые для расчетов путем изменения записей в спец. книгах или на магн. носителях для компьютеров.

Деньги – удобный социальный инструмент исполняющий следующие функции:

1.признанное всеми средство обмена и платежа;

2.счетной единицы для измерения ценности товаров и услуг;

3.средство сбережения

 

Ден. масса – сов-ть общепринятых средств платежа. Она состоит из ден. агрегатов - группировки денег. В РФ:

Мо  = наличные деньги

М1= Мо + расчетные, текущ.и пр. счета, вклады в ком. банках, депозиты до востребования;

М2 = М1 + срочные вклады;

М3 = М2 + депозитные сертификаты, облигации государственного займа.

Характеристика денежного рынка:

 – предложение денег не  эластично, но это касается только Мо.

- На предложение денег влияют  население, ЦБ, гос\во.

      где: М – количество  денег в обращении по Марксу, К – сумма цен товаров проданных  в кредит П – товары ранее  проданные в кредит, но срок  по ним уже наступил В – бартер  N – число оборотов денежных средствР = сумма цен.        

Сегодня это количество определяют по формуле, получившей название «уравнение обмена» (или по имени автора - «уравнение Фишера»):

М V = Р Q

где:   М - величина находящейся в обращении денежной массы; V - средняя скорость обращения одной денежной единицы;

Р - средний уровень цен;

Q - реальный объем валового национального  продукта (ВВП)

Уравнение обмена важно тем, что позволяет рассчитать каждый из его элементов. В частности оно показывает:

а) «М», т. е. количество денег, необходимое для обращения = (P x Q) / V

б) «Р», т.е. средний уровень цен = (M x V) / Q

 

 

 

 

 

 

 

35 Рынок: содержание, функции, структура и инфраструктура.

 

Рынок – это механизм, обеспечивающий взаимодействие между производством и потреблением.

Информационная функция: дает объективную информацию о соотношении между спросом и предложением, качестве эк. благ и услуг.

Посредническая функция: способствует установлению эк. связей между участниками рынка.

Ценообразующая: в результате количественного соотношения спроса и предложения эк. благ и услуг формируется рыночная цена. Она является важнейшим индикатором экономики, дающим сигналы производителям и потребителям.

Координирующая: рынок посредством перелива капитала из одних сфер экономики в другие обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного производства.

Контролирующая функция: рынок – это эк. механизм, основанный на конкуренции. В результате последней те производители, которые не отвечают требованиям рынка, его покидают.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов рынка, их  удельный вес в общем объеме рынка.

Классификация структуры рынка:

 По эк. назначение объектов  рыночных отношений – потребительский, рынок капитала, рынок труда, финансовый рынок, рынок технологий, рынок услуг.

По географическому положению – местный, региональный, национальный, интеграционный, мировой.

По степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический, свободный, смешанный рынок.

По отраслям – автомобильный, нефтяной, рынок медицинских товаров и услуг, с/х рынок.

По масштабу торговли – оптовый и розничный.

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

  1. деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
  2. деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
  3. деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Инфраструктура рынка выполняет определенные функции:

  1. облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
  2. повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации;
  3. организационное оформление рыночных отношений;
  4. облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36 Экономический механизм спроса и предложения. Эластичность и ее виды.

 

Спрос – это экономическая категория, характеризующая объем товара, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время.

На спрос воздействует ряд факторов: цены на запрашиваемый товар, доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретает больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот.

Функция спроса – это взаимосвязь между желаниями потребителей иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами. Общая функция спроса может быть представлена следующим образом:

Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, N, Ec)

где Qd – объем спроса;

P – цена товара;

I – доход потребителей;

T – вкусы и предпочтения потребителей;

Ps – цена взаимозаменяемых товаров;

Pc – цена взаимодополняемых товаров;

N – количество покупателей данного товара;

Ec – ожидание потребителей.

Таким образом, величина спроса является функцией ряда переменных. Прежде всего она зависит от цены. Цена – это сумма денег, которую готов уплатить потребитель за определенное количество товара.

Предположим, что все факты, кроме первого (цены данного товара), неизменны. Тогда величина спроса будет зависеть только от цены P:

Qd = f (P).

Рассмотрим эту зависимость на простом примере. Предположим, что на каком-либо местном рынке приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса (табл. 1).

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.

Таблица 1

Шкала спроса

Цена яблок, руб./кг.

Продано, т.

20

15

13

10

8

5

2

4

6

9

15

25


Предложение – это количество товара, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.

На предложение влияют несколько факторов: цены на продаваемые продукты, число продавцов на рынке, применяемая технология (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей), цены на другие товары (включая цены на ресурсы), налоги и дотации, природно-климатические условия.

Общую функцию предложения можно выразить следующей формулой:

Qs = f (P, Ps, Pc, Pres, K, T, N, Ep),

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"