Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 18:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
Однако преобладающую часть банковских ресурсов составляют привлеченные средства, которые и используются для предоставления займов и приобретения ценных бумаг. Вкладчики являются собственниками средств и предоставляют их банкам в ' пользование за определенную плату – процент. Привлеченные средства оформляются в виде депозитов (вкладов) и являются долговыми обязательствами (пассивами) банка.
Депозиты – главный источник банковских ресурсов, однако помимо привлекаемых депозитов источником банковских ресурсов могут быть кредиты, полученные у других банков, и займы у центрального банка.
Активные операции – это операции, посредством которых банки реализуют имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Предоставляемые банком денежные ресурсы образуют долги банку и являются его активами.
Основной вид активной банковской операции – это выдача ссуды (предоставление кредита). Однако надо иметь в виду, что банки не имеют права выдавать ссуду на всю сумму имеющихся у них депозитов. Часть своих депозитов банк обязан хранить в виде наличности или вкладов на беспроцентных счетах центрального банка. Минимальный размер вклада, который банк должен держать в центральном банке или иметь в наличности, называется обязательными резервами. Величина обязательных резервов определяется на основании норматива, устанавливаемого центральным банком в виде доли (процента) от депозитов банка.
49. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.
Инструменты денежно-кредитной политики.
Денежная база Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке, чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги.
Резервные требования Монетарные власти осуществляют регулирующий контроль над коммерческими банками. Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Остаток инвертируется в неликвидные активы, такие как ипотеки и кредиты. Изменяя норму ликвидности, центральный банк изменяет объём доступных кредитных фондов.
Учётная ставка Кредитование по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учетной ставке. Эта ставка обычно устанавливается ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя). Это позволяет институтам изменять условия кредитования (то есть, сумму денег, которую они могут выдать в виде кредитов), таким образом влияя на денежную массу.
Процентная ставка Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Монетарные власти в различных странах имеют различные уровни контроля процентных ставок во всей экономике. В США Федеральная Резервная система может установить учетную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но совершенной связи не существует.
Валютный совет Валютный совет (Валютное правление) является монетарной договоренностью, которая привязывает денежную базу одной страны к стране-якорю. По существу, это проявляется в качестве твердого фиксированного валютного курса, посредством чего местная валюта в обращении поддерживается иностранной валютой страны-якоря по фиксированной ставке. Таким образом чтобы увеличить местную денежную базу эквивалентная сумма иностранной валюты должна быть проведена в резервы валютным комитетом.
50. Социльная политика – политика государства, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между различными участниками рыночных отношений и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Главной целью социальной политики является достижение относительного равенства в стране.
Функции социальной политики:
1) регулирование воспроизводства рабочей силы (демографическая)
2) поощрение
прогрессивных мотиваций к
3) социальная защита населения
Социальные гарантии – возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства.
Социальная льгота – такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов, в силу его или их нуждаемости.
Нуждаемость – временное или постоянное недопотребление человеком продуктов питания, предметов длительного использования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Причина нуждаемости – потребность. В национальной экономике нуждаемость определяется чертой бедности (т.е. уровнем минимальных потребностей человека для осуществления воспроизводства рабочей силы).
Основные принципы социальной политики:
1) надежность
2) непрерывное совершенствование
3) единая система адресной помощи
4) стимулирующий
5) контроль и проверка нуждаемости
6) самофинансирование как система социальной защиты
7) избирательность
Минимальный потребительский бюджет – социальный минимум средств, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека в течение месяца.
Основные направления социальной защиты населения:
1) социальное страхование (медицинское страхование, пенсионное страхование, страхование в связи с рождением детей и уходом за ними)
2) рынок жилья
(льготное кредитование
3) социальная защита работника
4) социальная политика в области зарплаты (фиксирование минимума зарплаты)
5) социальная политика на рынке труда (Борьба с безработицей)
Главной задачей переходной экономики является реформирование старой системы социальной защиты и развитие адресной социальной помощи.
Объкетивно в экономической системе доходы населения являются дифференцируемыми. Целью социальной политики является обеспечение высокого жизненного уровня всех членов общества. Для решения этой задачи государство проводит политику доходов, т.е. устанавливает:
1) минимальный размер зарплаты
2) систему и форму оплаты труда
3) устанавливает сроки выплаты
4) систему доплат
Механизм перераспределения доходов между населением:
1) налоги
2) финансовая система
3) цена
51. Уровень и качество жизни населения: понятия, взаимосвязь, значение изучения.
Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.
Качество жизни – это категория, отражающая объективные условия существования и их оценку на уровне общества и индивида.
Значение изучения: характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в обществе, т.е. качества жизни населения, величины его благосостояния и благополучия и служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.
Объективные индикаторы качества жизни делятся на 2 группы:
• Природные: географическое положение, климат, экология, биологическая безопасность…
• Социальные: демографические, экономические, правовые, культуры, здравоохранения…
В числе субъективных индикаторов качества жизни выделяют:
1. Когнитивную
компоненту (рациональную), которая
состоит из оценки общей
2. Аффектную
(эмоциональную компоненту), которая
представляет собой
Таким образом, концепция качества жизни включает все взаимосвязи человека с окружающей средой, характеризующей как степень удовлетворения потребностей, так и степень соответствия реальных возможностей ожиданиям.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), характеризуя качество жизни, выделяет 8 основных аспектов жизнедеятельности человека:
o здоровье,
o развитие через образование,
o занятость и качество трудовой жизни,
o досуг и отдых,
o состояние
потребительского рынка
o состояние окружающей среды,
o личная безопасность,
o социальные
возможности и социальная
4 уровня жизни населения:
• Достаток – пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;
• Нормальный уровень – рациональное потребление, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;
• Бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы;
• Нищета – минимально допустимый набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддержать работоспособность человека.
52. Доходы населения являются одним из наиболее значимых индикаторов уровня жизни в стране. Доходы населения – средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства. Доход может быть получен от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций.
Доходы
населения представляют собой
сумму натуральных и денежных
поступлений. Денежные доходы весьма
разнообразны по форме –
Реальные доходы населения – количество предметов потребления (товаров и услуг), которые могут быть фактически приобретены человеком на свой доход. Таким образом, реальные доходы населения определяются размером номинальных доходов, уровнем цен на товары и услуги и налогами.
Доходы
могут легитимными, то есть получаемыми
законным путем, или нелегитимными.
Доходы, получаемые от
На уровень
доходов населения
Кривая Лоренца — это графическое изображение функции распределения. Она была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцем в 1905 году как показатель неравенства в доходах населения. В таком представлении она есть изображение функции распределения, в котором аккумулируются доли численности и доходов населения. В прямоугольной системе координат кривая Лоренца является выпуклой вниз и проходит под диагональю единичного квадрата, расположенного в I координатной четверти.
Каждая точка на кривой Лоренца соответствует утверждению вроде «20 самых бедных процентов населения получают всего 7 % дохода». В случае равного распределения каждая группа населения имеет доход, пропорциональный своей численности. Такой случай описывается кривой равенства, являющейся прямой, соединяющей начало координат и точку (1;1). В случае полного неравенства (когда лишь один член общества имеет доход) кривая сначала «прилипает» к оси абсцисс, а потом из точки (1;0) «взмывает» к точке (1;1). Кривая Лоренца заключена между кривыми равенства и неравенства.
Кривые Лоренца применяют для распределений не только доходов, но и имущества домохозяйств, долей рынка для фирм в отрасли, природных ресурсов по государствам. Встретить кривую Лоренца можно и за пределами экономической науки.
Распределение доходов в рыночной экономике зависит от отношений собственности, действия законов спроса и предложения, предельной производительности факторов производства. Каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса и предложения на этот фактор и предельной производительности факторов, что является социально справедливым. Однако в любом обществе есть нетрудоспособные, неимущие и безработные, которые не принимают участия в рыночном распределении доходов. Рыночное распределение доходов не гарантирует членам общества равных доходов и одинакового благосостояния. В этом и состоит социальная "несправедливость" рынка. Это связано с возрастанием роли факторов, которые обусловливают различия в доходах населения и повышении эффективности производства. Тот, кто обладает большей собственностью, получает более высокую заработную плату и заинтересован в по- вышении эффективности производства, увеличении доходов. Повышение эффективности производства, вызывая неравенство в доходах, вновь и вновь воспроизводит социальное неравенство.