Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 15:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

РЕШЕНИЕ.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)
  1. Типы рыночных структур (совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция). 
    Совершенная конкуренция – соперничество многочисленных производителей, создающих аналогичные объёмы идентичной продукции.  
    Монополия – фирма, контролирующая предложение определённого товара, не имеющего близкого заменителя. 
    Олигополия – небольшое количество продавцов товара, обладающих реальной монопольной властью на рынке. 
    Монополистическая конкуренция – характеризуется наличием нескольких продавцов дифференцированного товара, обладающих незначительной монопольной властью.
  2. Отрасль: виды, показатели отраслевой структуры. 
    Отрасль – совокупность предприятий, характеризующаяся единством и однородностью потребляемого сырья, общностью технологической базы, технологических процессов, однородным профессиональным составом кадров.  
    По видовому признаку отрасли делятся: 1. Первичные отрасли (добывающая промышленность, с/х). 2. Вторичные отрасли (обрабатывающая промышленность). 3. Отрасли инфраструктуры (транспорт, ЖКХ, здравоохранение). 4. Отрасли управления и науки. 
    Показатели отраслевой структуры: - темпы роста объёма производства отраслей; - динамик изменений числа предприятий в отраслях; - коэффициенты эластичности спроса на продукцию отрасли; - удельные веса отрасли в общей совокупности отраслей по численности, объёму производства, стоимости основных фондов.
  3. Рынок: понятие, функции. 
    Рынок – система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров. 
    Функции: - регулирующая, характеризующаяся воздействием соотношения спроса и предложения на цены; - стимулирующая, стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение её качества, расширения ассортимента; - информационная, представляет информацию об ассортименте, количестве, качестве товаров; - посредническая, возможность выбора потребителем оптимального поставщика; - санирующая, рынок очищает производство от экономически слабых, нежизнеспособных предприятий.
  4. Методы отраслевой государственной политики. 
    1. Предельное ценообразование. 2. Ценообразование Рамсея на рынке однопродуктового монополиста. 3. Ценообразование Рамсея па рынке многопродуктового монополиста. 4. Конкуренция за рынок монополии (конкуренция Демсеца). 5. Внедрение конкуренции на рынок монополии. 6. Ценовая дискриминация на рынке со стороны государства. 7. Нелинейное ценообразование. 8. Ценообразование многопродуктовой фирмы. 9. Пиковое ценообразование. 10. Контроль качества товара регулируемого предприятия. 11. Регулирование инвестиционных решений.
  5. Барьеры входа фирм на рынок: понятие, виды, стратегические, нестратегические барьеры входа. 
    Барьеры входа фирм на рынок - это препятствия, которые должна преодолеть компания, осуществляя вход на определенный рынок.  
    Барьеры входа можно разделить на две большие группы: нестратегические и стратегические барьеры. Нестратегическими называются барьеры, создаваемые фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части независимые от деятельности фирмы. Стратегическими называются барьеры, создаваемые стратегией самой фирмы, факторы субъективного характера, присущие политике фирмы на рынке.
  6. Барьеры выхода фирм с рынка. 
    Барьеры выхода фирм с рынка – элемент структуры рынка, характеризующий препятствия на пути фирмы, намеревающейся покинуть рынок, которые удерживают фирму на рынке, несмотря на падение объема продаж и прибыльности. Выходные барьеры определяются тем, владеет ли фирма используемыми ею активами, или она арендует их; имеют ли эти активы специальное назначение или могут быть использованы в иных направлениях; можно ли реализовать активы на рынках подержанного имущества; какова степень недоиспользования емкости рынка и степень развитости производственной и сбытовой инфраструктур. Барьеры выхода определяют легкость, с которой фирмы могут покинуть приходящие в упадок рынки, и, таким образом, воздействуют как на прибыльность фирм, так и на функционирование рынков.
  7. Причины и виды вертикальной интеграции. 
    Причины вертикальной интеграции: 1. Достижение эффективности. 2. Уклонение от государственных ограничений. 3. Получение выгоды от монопольных условий. 
    2 вида вертикальной интеграции: 1. Обратная вертикальная интеграция - направлена на рост фирмы за счет приобретения, либо усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение.  2. Вперед идущая вертикальная интеграция - выражается в росте фирмы за счет приобретения, либо усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи.
  8. Аутсорсинг, квазиинтеграция. 
    Аутсорсинг — передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.  
    Квазиинтеграция - это ситуация, в которой фирмы, извлекая преимущества вертикальной интегрцации, избегают ее рисков или жесткости собственности; контроль над управлением при отсутствии формального контроля над собственностью.
  9. Кластеры, их преимущества. 
    Кластер - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций, компаний, корпораций. 
    Преимущества: В первую очередь это эффект масштаба производства, основой которого служит наличие в лице одной из фирм кластера ядра инновационной активности. Вторым положительным эффектом, характерным для кластеров, выступает эффект охвата. Третьим положительным эффектом кластера является эффект синергии, который возникает, например, при общей стандартизации продукции.
  10. Типы вертикальных ограничений. 
    К ним, прежде всего, относятся: - установление уровня цены, по которой последующая фирма может перепродавать купленный товар;   - исключительные территории, где клиент может реализовать товар;      - наложение обязательства на покупателя иметь дело только с данным производителем; - условие продажи продукции только при покупке других товаров производителя.
  11. Франчайзинг: понятие, определения франчайзи, франшизы, франчайзера. 
    Франчайзинг - система, при которой один экономический объект предоставляет другому экономическому объекту право действовать на рынке от его имени.

Франчайзи - человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. 
Франшиза - объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. 
Франчайзер – это владелец исключительных прав на какую-либо идею, фирменного стиля или бренда..

  1. Ценовая дискриминация: типы и степени, плюсы и минусы дискриминации. 
    Ценовая дискриминация - это ситуация на рынке, когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам. 
    Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя.  Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование). Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.
  2. Методы ценовой дискриминации на потребительских рынках.

   К наиболее часто используемым методам ценовой дискриминации на рынках потребительских товаров относятся взаимосвязанные продажи и фиксация соотношения объем продаж/цена (нелинейное ценообразование). Кроме того, на рынках товаров производственного назначения в качестве метода ценовой дискриминации используются схема «зонального ценообразования», схема «базовой точки поставки», различные типы премий за срочность поставки и т. д. Мы более подробно рассмотрим методы ценовой дискриминации, используемые на рынках потребительских товаров. Связанные продажи Связанные продажи происходят тогда, когда какой-либо товар продается при условии покупки другого товара. Например, покупка видеомагнитофона может сопровождаться покупкой гарантийного ремонта только в мастерских данной фирмы. Зачастую взаимосвязанные продажи основаны на технологической связи продуктов. Так, компьютеры и компьютерные программы под определенную марку попадают под категорию взаимосвязанных продаж. Например, на персональных компьютерах IBM могут использоваться только дискеты и программное обеспечение IBM, что затрудняет переход пользователя к компьютеру другой фирмы.  
Связанные продажи относятся к особому виду ценовой дискриминации, поскольку они позволяют фирме получать более высокую прибыль, чем при одиночных продажах за счет необходимости для покупателя приобретать дополнительный товар по более высокой цене. Связанные продажи могут использоваться и как способ осуществления ценовой скидки для определенных категорий покупателей. Например, фирма может продавать товар по такой же высокой цене, что и ее конкуренты, но при этом предлагать бесплатный подарок или дополнительный товар, в этом случае совокупная цена покупки будет меньше, чем у конкурентов. 

Определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное ценообразование) Нелинейное ценообразование служит частным случаем применения системы ценовой дискриминации второго типа. В противоположность двухчастному тарифу, фирма может прямо устанавливать разные цены на продукцию в зависимости от готовности покупателей платить за товар. В отличие от системы двухчастного тарифа, применение нелинейного ценообразования не требует знания индивидуальной функции спроса. Однако представления о рыночной функции спроса для разработки схемы различных комбинаций «количество/цена» все же недостаточно.  
Необходима дополнительная информация о том, сколько покупателей готовы приобретать разные количества товара при разном уровне цен. На основе этих данных строится схема оптимального ценообразования для фирмы и сравнивается прибыль, полученная при нелинейном ценообразовании с максимальной прибылью, которая была бы получена при назначении единой цены. Для того чтобы определить оптимальную нелинейную схему ценообразования, необходимо установить, как будет зависеть цена продажи от объема приобретения товара. Фирма получает четкий и ясный критерий разграничения общего круга покупателей на сегменты - «приобретающие одну штуку», «приобретающие две штуки» и т. д. - и возможность установить максимизирующую прибыль цену для каждого сегмента остаточного спроса в отдельности. Сезонное ценообразование Сезонное ценообразование служит примером ценовой дискриминации третьего типа. Важным преимуществом сезонного ценообразования служит автоматическое исключение арбитража: турист летит в Италию либо в ноябре, либо в июле, из Флоренции звонит домой либо в пять утра, либо в двенадцать дня, домохозяйка стирает и включает электрообогреватели (то есть использует электроэнергию) либо днем, либо ночью. Все схемы ценообразования туристических фирм, авиакомпаний, телефонных компаний, энергетических компаний, предусматривающие разные цены в зависимости от периода (времени года, дня и ночи, дня недели), мы будем объединять в общее понятие сезонного ценообразования. Для разработки оптимальной схемы сезонных цен фирме необходимо:  
•  определить спрос на товар в «пиковый» и «мертвый» сезоны;  
•  определить мощность, необходимую для удовлетворения спроса пикового сезона;  
•  определить оптимальную схему ценообразования, учитывая расходы на приобретение (аренду) и обслуживание мощности, необходимой для удовлетворения спроса в пиковый сезон. 

  1. Диверсификация товара.

Следуя так называемой дифференциации продукта, фирмы пытаются преодолеть ценовые ограничения рынка, усилить свою рыночную власть и извлечь возможно большую экономическую прибыль. Как показывает практика, трудно найти на отраслевом рынке два одинаковых товара не из одной партии. Во-первых, они практически никогда не являются совершенными заменителями, ибо покупателям не безразлично, какой из них купить, если цена одинакова. Во-вторых, производители никогда не находятся на одинаковом расстоянии от покупателей. Поэтому одной из основных проблем отраслевой организации рынков является трудность определения различий между товарами или услугами одного и того же отраслевого рынка,  
т.е. установления степени дифференциации продукта. Дифференцирование – это процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров-конкурентов. Возможности дифференцирования зависят от специфики каждой конкретной отрасли. Бостонская консультационная группа считает возможным выделить четыре типа сфер деятельности, различающихся по количеству и величине возможных конкурентных преимуществ. Объемный отраслевой рынок предполагает, что компания может достичь небольшого числа значительных конкурентных преимуществ. Например, в сфере производства строительного оборудования фирма имеет возможность значительно уменьшить издержки или придать своей продукции новые привлекательные отличительные свойства. Уровень прибыли здесь напрямую зависит от размера компании и принадлежащей ей доли рынка. 
Ограниченный отраслевой рынок свидетельствует о том, что потенциальные возможности получения конкурентного преимущества ограниченны и незначительны. Например, при производстве стали разработать некие усовершенствования конечной продукции или существенно снизить производственные затраты весьма непросто. Конкурирующие компании привлекают в отделы продаж лучших специалистов, расходуют значительные средства на продвижение, но все их усилия приводят лишь к завоеванию незначительных преимуществ. Показатели рентабельности практически не зависят от принадлежащей производителю доли рынка. 
Фрагментарный отраслевой рынок предполагает, что компании обладают широкими возможностями по дифференцированию предложений, но они не в силах добиться решающего преимущества над конкурентами. ифференцирование рыночного предложения компании возможно по четырем направлениям: 
1. Дифференцирование продукта. Степень дифференцирования реальных товаров колеблется в широких пределах. С одной стороны, существуют высокостандартизированные товары, в которые трудно привнести какие-либо существенные изменения (куриное мясо, сталь, аспирин). С другой стороны, существуют товары, отличающиеся потенциально высокими возможностями для дифференцирования (автомобили, мебель). Здесь потребитель сталкивается с обилием характеристик продукта, к числу которых относятся форма, свойства, эффективность использования, конформность[2], долговечность, надежность, ремонтопригодность, стилистические решения и дизайн. 
2. Дифференцирование услуг. Если дифференцирование материальных товаров затруднительно, компании-поставщику следует рассмотреть возможность увеличения их объема и повышения качества сопряженных с этим услуг. основные переменные дифференцирования услуг – простота оформления заказа, доставка,  
установка, обучение и консультирование потребителей, обслуживание и ремонт. 

3. Дифференцирование персонала. Квалифицированный персонал характеризуется такими чертами, как компетентность (необходимые знания и навыки), обходительность (дружелюбие, уважительность, тактичность), надежность, самостоятельность, быстрая реакция и коммуникабельность (стремление понять клиента и способность донести до него собственные идеи).    

4. Дифференцирование имиджа. Эффективный  имидж оказывает огромное влияние  на восприятие продукта потребителем. Во-первых, он сообщает потребителю  о характере и ценностных аспектах  продукта. Во-вторых, он передает это послание специфическим образом, так что на него не влияют аналогичные послания конкурентов. В-третьих, он несет эмоциональную нагрузку и поэтому воздействует не только на разум, но и на сердце потребителя. Имидж должен постоянно распространяться посредством всех доступных коммуникативных каналов – в символах, в печатном виде, аудио- и видеороликах, в атмосфере и поведении компании. Дифференциация продукта, с одной стороны, вызывает расширение разнообразия продуктового предложения, что позволяет более детально учесть запросы покупателей. С другой стороны, наличие чрезмерного выбора товаров одной продуктовой группы заставляет покупателя либо менее тщательно подходить к процедуре выбора товара, либо вынуждает его производить затраты на консультирование по поводу свойств данного продукта у специалистов. Собственно дифференциация продукта является как желательным, так и неизбежным явлением. Опираясь на исследования Ф. Шерера и Д. Росса, можно дать следующее определение дифференцированных продуктов: это продукты, которые, различаясь по физическим качествам, уровню обслуживания, географическому размещению, наличию информации и субъективному восприятию, явно предпочитаются рядом потребителей среди конкурирующих продуктов в данной ценовой группе[3]. 
Дифференциация продукта может быть связана с двумя обстоятельствами: различием потребительских характеристик товаров, удовлетворяющих разные вкусы и различием качества товаров, удовлетворяющих одинаковые вкусы. Первый тип дифференциации продукта носит названиегоризонтальной дифференциации, второй тип - вертикальной дифференциации. В действительности на товарных рынках сосуществуют оба типа дифференциации продукта, однако преобладание того или иного из них показывает различное влияние на развитие конкуренции и положение фирм. Выбором потребителя на этих рынках управляют различные факторы: в условиях горизонтальной дифференциации выбор определяется приверженностью той или иной марке, в условиях вертикальной дифференциации - уровнем дохода и платежеспособного спроса на товар. Соответственно, конкурентоспособность товаров на рынках горизонтальной дифференциации в наибольшей степени зависит от соответствия предпочтениям потенциальных клиентов, на рынках вертикальной дифференциации - от уровня цены товара. Рост платежеспособного спроса на рынке горизонтально дифференцированного продукта ведет к увеличению разнообразия вкусов и предпочтений, к входу на рынок новых фирм и соответствующему снижению концентрации продавцов. Напротив, снижение платежеспособного спроса приводит к уменьшению числа торговых марок и фирм-продавцов на рынке. Рынок с вертикально дифференцированным продуктом иначе реагирует на изменение платежеспособного спроса: его рост приводит к вытеснению низкокачественных товаров высококачественными, так что концентрация продавцов и их монопольная власть увеличиваются. 

  1. Сегментирование рынка.

Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия. С другой стороны, - это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетинга. Сегментация проводится с целью максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара. 
Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты, различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды деятельности на рынке (рекламу, методы сбыта).Необходимым условием сегментации является неоднородность ожидания покупателей и покупательских состояний. 
Сегмент рынка - это его часть, определенная особым образом, кото-рая может быть эффективно обслужена предприятием. Объектами сегмен-тации рынка сбыта являются: 
- группы потребителей; 
- группы продуктов (товаров, услуг); 
- предприятия (конкуренты). 
Сегментация по группам потребителей - это группировка потребите-лей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке. 
Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, психографические, поведен-ческие. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпа-дению у определенных групп потребителей нескольких признаков. 
Сегментация по группам продуктов - это производная от сегментации рынка по группам потребителей, которая учитывает запросы и предпоч-тения потребителей по качественным характеристикам продукта (това-ра, услуг). 
Основными признаками сегментации рынка но группам продуктов являются функциональные и технические параметры, цена и т. п. 
Сегментация по предприятиям (конкурентам) - это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок. Основными признаками сегментации рынка по предприятиям (конкурентам) являются качественные показатели продукта, цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке. Сегментация рынка производится по определенным критериям и признакам. 
Критерий - это способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия. 
Признак - это способ выделения данного сегмента на рынке. 
Наиболее распространенными критериями сегментации являются: 
- емкость сегмента, по которой определяется число потенциальных 
потребителей и, соответственно, необходимые производственные 
мощности; 
- каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить 
вопросы формирования сети сбыта; 
- устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор относительно 
целесообразности загрузки мощностей предприятия; 
- прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприя-тия на данном сегменте рынка; 
- совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, 
позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять 
решение о целесообразности и готовности нести дополнительные 
затраты при ориентации на таком сегменте; 
- оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инже-нерного, производственного или сбытового) на выбранном сег-менте рынка и принятие соответствующих мер; 
- защищенность выбранного сегмента от конкуренции. 
Для сегментации рынка товаров народного потребления (ПТН) основными критериями (признаками) являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические. 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"