Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 21:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

9.docx

— 189.88 Кб (Скачать файл)

27.Расчет произв-ной мощности(ПМ).ПМ-это макс-но возможный выпуск пр-ции в номенклатуре и ассортименте, при полном исп-нии пр-ного об-ния и площадей,за определенный период. ПМ величина  непостоянная. Выбытие мощности происходит по сл. причинам:1.износ и выбытие об-ния,2.увелич-е трудоемкости изготовления изделий,3.изменение номенклатуры и ассортимента вып-мой пр-ции,4.уменьш-е фонда времени работы,5.окончание срока лизинга об-ния. Расчёт ПМ осущ-ют в единицах измерения пр-ции. Мощность более крупной производственной единицы определяют по мощности его ведущего подразделения: мощность участка -по мощности ведущей группы об-ния; мощность цеха-по ведущему участку; мощность пр-тия-по ведущему цеху. Ведущим подразделением считают то, в котором сосредоточена значительная часть пр-ных основных фондов, вып-их осн-е технологич-е операции по изг-нию пр-ции. Сумма мощностей отдельных пр-тий по одному и тому же виду пр-ции составляет ПМ отрасли по данному виду пр-ции. При расчёте ПМ исп-ют данные о: пр-ных осн-х фондах;режиме работы об-ния и исп-ния площадей;прогрессивных нормах производит-ти об-ния и трудоёмкости изделий;квалиф-ции рабочих.Если известна производит-сть об-ния, то ПМ определяют как произведение паспортной производит-ти об-ния в ед-цу времени и план-го фонда времени его работы; Степень исп-ния ПМ характ-тся коэф-том исп-ния ПМ, который= отношению годового выпуска пр-ции к среднегодовой мощности данного года. Для обеспечения планируемого объёма пр-тва и определения потребности в приросте мощностей составляют баланс ПМ.

 

 

 

 

 

 

или

Под ПМ понимается максимально возможный годовой (суточный) объем выпуска пр-ции при заданных номенклатуре и ассортименте с учетом наилучшего исп-ния всех ресурсов, имеющихся на пр-тии. ПМ пр-тия, цеха, участка рассчитывается, как правило, в тех же натуральных единицах, в которых планируется объем выпуска пр-ции, а иногда в станко-часах и, как исключение, в стоимостном выражении. ПМ пр-тия определяется в расчете на год по мощности основных  цехов, участков или агрегатов, т.е. тех которые вып-т осн-е технологич-е операции по изг-нию пр-ции. На плановый период ПМ рассчитывается исходя из номенклатуры и ассортимента, установленных в плане. Наличная мощность за отчетный период рассчитывается в номенклатуре и ассортименте, соответствующих фактич-му выпуску пр-ции. Для расчета ПМ пр-тия исп-ются сл. исх. данные:1. Кол-во, состав и технологич-е состояние об-ния и данные о пр-ных площадях. В расчеты ПМ пр-тия вкл. все наличное об-ние осн-го пр-тва за искл.резервного об-ния. 2. Технические нормы производительности об-ния и трудоемкости вып-мой пр-ции. При расчете ПМ пр-тия нормы производит-ти об-ния для вновь строящихся пр-тий принимаются паспортные, а для действующих- технически обоснованные показатели производительности об-ния, но не ниже паспортной производительности.3. Фонд времени работы об-ния и режим работы пр-тия. При расчете ПМ пр-тия принимается макс-но возможный плановый  годовой фонд времени работы об-ния. 4. Номенклатура вып-мых изделий и их количественное соотношение в программе. Номенклатура и количественное соотношение вып-мых изделий устанавливаются исходя из рациональной специализации пр-тия, цеха и участка. При определении ПМ пр-тия принимаются плановая номенклатура и ассортимент вып-мой пр-ции. При исчислении среднегодовой мощности объем увеличения (уменьшения) мощности за счет изменения номенклатуры пр-ции учитываются в полном размере. При наличии на пр-тии нескольких ведущих производств, цехов, участков,  его ПМ опред-тся по тем из них, которые вып-т наибольший по трудоемкости объем работ. Если имеется несколько производств или цехов с замкнутым циклом пр-тва по выпуску однотипной пр-ции, то ПМ комплекса опред-ся как сумма мощностей входящих в его состав ведущих производств или цехов.Различают входную(ПМ пр-тия,цеха на 1 января тек.года), выходную(ПМ пр-тий на конец планового периода), проектную (по пр-тиям, цехам, участкам, мощности которых введены в действие, но не освоены)и среднегодовую ПМ(это мощность, которой будет располагать пр-тие, цех, участок в среднем за расчетный период или за год)

 

 

28.Методика составления пр-ной программы(ПП).ПП  пр-тия формируется таким образом, чтобы обеспечить вып-ие плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся у пр-тия пр-ных возможностей.Формирование ПП состоит их сл. этапов:1.Анализ вып-ния плана пр-тва. Начинается с исследования динамики товарной и валовой пр-ции, расчетов базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ вып-ния плана по номенклатуре базируется на сравнении факт-го и планового выпуска пр-ции по изделиям. Оценка вып-ия плана по ассортименту может осущ-ться:-по способу наименьшего %;-по удельному весу в общем перечне наименований пр-ции, по которой выполнен план пр-тва,-с помощью среднего %, который рассчитывается делением общего факт-го выпуска пр-ции в пределах плана на общий плановый объем выпуска. Влияние структуры пр-ва на изменение стоимости  вып-ной пр-ции можно оценить с помощью метода средневзвешенной цены. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при факт-ой структуре пр-ции, а затем при плановой. Разность между ними умножается на фактический объем пр-тва пр-ции в натуральном выражении.При анализе вып-ия плана пр-тва определяют ритмичность пр-тва, которая характеризует равномерность выпуска пр-ции, установленную планом пр-тва. Коэф-нт ритмичности–это отношение суммы факт-ки вып-ной пр-ции, которая засчитывается в выполнении плана, на плановый выпуск пр-ции за анализируемый промежуток времени. -факт-кий выпуск пр-ции, зачтенной в выполнение плана, -план-й выпуск пр-ции в натур. или стоимостном выражении,n-длительность расчетного периода.Коэф-нт аритмичности – это показатель обратный коэффициенту ритмичности.Ритмичность поваляет:1.судить о равномерности пр-тва пр-ции,2.подсчитать упущенные возможности пр-тия по выпуску пр-ции в связи с неритмичной работой.Коэф-нт сортности – определяется 2-мя способами:

1.отношением кол-ва 1 сорта к общему выпуску,2.отношением стоимости пр-ции всех сортов к этому же объему пр-ции по цене 1 сорта.2.Анализ портфеля заказов.Работа по планированию продаж заканчивается формированием плана продаж. Анализу подвергаются: спрос потребителей через собственную торговую сеть; индивид-ные заказы потребителей, заявки дилеров, заявки оптовых покупателей.На основе  заявок портфеля заказов, заключенных договоров и выявленной емкости рынка формируется и анализируется ассортимент и номенклатура портфеля заказов. На 3  этапе производится расчет пр-ной мощности. На4- планирование выпуска пр-ции в натур. выражении.

 

 

 

 

29.Понятие кач-ва, системы показателей.Кач-во–это совокуп-ть потребит-х свойств и характеристик пр-ии, предлагающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Оно влияет на с/ст-ть, цену, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность пр-ии. Методы определения показателей кач-ва пр-ии: -измерительный(исп спец инстр-ов, приборов); -регистрационный(отказы при испытаниях), -вычислительный(применение спец моделей для вычисления показателя кач-ва); -органолептический(зрения, слуха, обоняния, вкуса осязания)-экспертный(дегустаторы, дизайнеры).Система показателей кач-ва включает: единичные, комплексные и обобщающие показатели. Единичные показатели объединены в 10 групп:1.Показатели: назначения, (грузоподъемность, скорость, мощность);надежности(долговечность изделия сохраняемость); технологичности (материалоемкость, с/ст-ть); стандартизации; эстетические показатели(товарного вида изделия); транспортабельности(габаритные размеры, масса изделия); патентно-правовые(товарный знак); экологические(содержание вредных примесей, выбросы вредных газов); безопасности (при монтаже, ремонте, хранении).

 

32. Сущность  значение конкурентоспособн  продукции. Конкурентосп-ть пр-ции, работ и услуг явл. важн-им показателем, характериз-им функционирование пр-тия в рыночной экономике. Целью деятельности пр-тия явл. получ-е прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счет пр-тва пр-ции или оказания услуг, необходимых обществу. В то же время на рынке действует несколько производителей одноименного товара и предпочтение потребителя может быть отдано тому или иному товару.Важнейшим условием продажи любого товара является то,что товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, т.е. конкурировать с ним. Под конкурентосп-тью пр-ции или услуги понимается их способность выдерживать конкуренцию, т.е. возможность успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Для этого товар должен удовлетворять конкретную способность потребителя и быть доступным по цене. Конкурентосп-сть – комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами . Таким образом, в основе конкурентосп-ти пр-ции лежат 2 параметра: кач-во и цена. Кач-во-это совокупность свойств пр-ции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.Кач-во и конкурентосп-ть представляют собой различные характеристики товара. В отличие от кач-ва конкурентосп-ть товара определяется только теми свойствами, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют конкретную потребность.  Осн. отличие кач-ва от конкурентосп-ти заключается в том, что кач-во - это просто совокупность свойств, а конкурентосп-ть - отношение потребителей к этим свойствам товара. При некоторых различиях между понятиями «кач-во» и «конкурентосп-ть» существует тесная связь. : они определяются совокупностью свойств товара,  представляют собой изменяющиеся параметры, обусловленные развитием общественных потребностей и научно-технического прогресса. Второй составляющей конкурентосп-ти является цена товара. Для того чтобы товар мог удовлетворять конкретную потребность, он должен обладать набором параметров, совпадающих с параметрами потребления.  Вывод: что конкурентосп-ть любого товара может быть определена только в результате его сравнения с др. изделием и поэтому является относительным показателем. С конкурентосп-тью товара связан другой показатель – конкурентосп-ть пр-тия.


 

33.показатели и методы  оценки конкурентосп-ти пр-ции.При оценке конкурентосп-ти товаров могут применяться дифференциальный, комплексный и смешанный методы. Диф-ый метод оценки конкурентосп-ти основан на исп-нии единичных параметров анализируемой пр-ции и потребностей  и их сопоставлении. При этом способе оценки можно установить, достигнут ли анализируемой продукцией необходимый уровень параметров в целом, по каким параметрам он не достигнут, какие из них наиболее сильно отличаются от базовых. В целом диф-ый метод позволяет лишь констатировать факт конкурентосп-ти анализируемой пр-ции или наличие у нее недостатков или преимуществ по сравнению с товаром-аналогом. С его помощью трудно решать более сложные задачи, а также разрабатывать варианты оптимального изменения пр-ции по критерию затрат, поскольку для этого необходимо знать важность или весомость каждого параметра с точки зрения его влияния на предпочтение потребителя при выборе товара. Тем не менее, он может исп-ться на всех этапах жизненного цикла пр-ции при сравнении ее с образцом, в том числе гипотетическим. Комплексный метод оценки конкурентосп-ти пр-ции основан на применении комплекса показателей (групповых, обобщенных) или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой пр-ции и образца. При этом осущ-тся подсчет групповых показателей по нормативным, технич-им и экономич-м параметрам и рассчитывается интегральный показатель конкурентосп-ти пр-ции относительно потребности, образца-изделия. Групповой показатель по нормативным параметрам говорит о конкурентосп-ти или неконкурентосп-ти исследуемого образца на рассматриваемом рынке. Интегральный показатель отражает различие между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по их приобретению и исп-ию.Смешанный метод оценки конкурентосп-ти товаров-сочетание диф-го и комплексного методов при одинаковой базе сравнения. При смешанном методе оценки конкурентосп-ти исп-ется часть параметров показателей, рассчитанных диф. методом, и часть параметров показателей, рассчитанных комплексным методом.Смешанный метод оценки конкурентосп-ти товаров-наиболее важные единичные показатели рассматриваются отдельно, остальные показатели объединяются в группы, для которых определяется групповой показатель.

 

34.Сущность з/пл и ее формирование.З/пл-это совокупность вознаграждений в денежной форме, получ-ых работником за фак-ки вып-ную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Формируя совокупный платежеспособный спрос населения, з/пл тем самым во многом определяет динамику развития экономики страны. Она оказывает более высокое стимулирующее воздействие на развитие экономики по сравнению с другими доходами.Составной частью теории трудовой стоимости является учение о заработной плате, которое рассматривает:процесс превращения стоимости и цены рабочей силы в з/пл;общие законы движения з/пл;понятие номинальной(начисленная и полученная работником з/пл за его труд за опред-й период.) и реальной(кол-во товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную з/пл; реальная з/пл-это «покупательная способность» номинальной з/пл) з/пл;Основные формы з/пл: повременная и сдельная. Повр-ная з/пл–зависит от кол-ва отработанного работником времени. Эта форма исп-ся там, где трудно установить вклад каждого отдельного работника в созданную пр-цию. Недостаток–не стимулирует работника макс-но расходовать свою раб-ю силу. Сдельная з/пл–заработок вычисляется в зависимости от кол-ва произведенной работником пр-ции. Преимущества–стимулирует работника макс-но исп-ть свою раб-ю силу. Недостаток–приводит к истощению рабочей силы. При формировании з/пл на конкретных предприятиях на основе указанных двух форм возможно использование различных систем оплаты труда с учетом экономических особенностей того или иного производства. Таких систем очень много. Существует, однако, несколько наиболее общих принципов для формирования той или иной системы оплаты труда. Выделяются следующие принципиальные подходы, которые с определенной степенью условности можно определить как теоретические концепции систем оплаты труда: 
1. Система Тейлора. Периодическое проведение хронометража. Поощрение выполнения норм.2.Система аналитической оценки работ.(уровень квалификации, участие в рационализаторской работе, дисциплина труда)3. Система участия в прибылях.( выплаты из прибыли, если плановая прибыль будет превышена за счет соблюдения технологии, отсутствии потерь и брака в процессе производства, экономии ресурсов.)4. Система Форда. Конвейерная система.(за счет повышения интенсивности труда). Системы заработной платы:-регрессивные (штрафные)-прогрессивные (вознаграждения)

 

 

36.методы планирования  з/пл. З/пл-это совокупность вознаграждений в денежной форме, получ-ых работником за фак-ки вып-ную работу.Осн-ой эконом-ой оценкой труда является его оплата, в основе которой лежат различные системы и формы з/пл. Плановые расчеты фонда з/пл базируются на фонде времени работников. При этом исходят из того, что работник на пр-тии вып-т определ-ю работу, за которую и получает оплату. В рыночных условиях хозяйствования негос-ные пр-тия могут самостоятельно устан-ть формы и системы опл. труда. Однако на гос-ных и, на многих негос-ных пр-тиях исп-ют общие методические подходы к планированию и начислению з/пл, в основу которой положено разделение всех категорий и групп работников по разрядам опл. труда.Каждому разряду соотв-ет тарифный коэф-нт, определ-щий соотношение часовой тариф.ставки соответствующего разряда и часовой тариф. ставки рабочего 1 разряда. В состав фонда з/пл включаются: зарплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, стимулирующие и компенсационные выплаты (отпуска, за работу в ночное время, за обучение учеников и др.). К выплатам социального характера относятся: оплата отпусков сверх предусмотренных законодательством, надбавки к пенсии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, оплата путевок работникам на лечение и др. В плановый дневной фонд з/пл рабочих Зпл.дн включается часовой фонд з/пл рабочих Зчп, а также различные доплаты за время, не учитываемое как отработанное, но входящее в состав отработанных человеко-дней: Здн = Зчп + Зчд Факт-ий  дневной фонд з/пл (Здн) включает также ряд доплат, не учитываемых в плановом фонде (Зддн):Зддн = Зчф + Зчд + Зчн где Зчф — факт. часовой фонд з/пл;Зчп — доплаты, включаемые в плановый и отчетный фонды дневной з/пл, в том числе:Зчн — доплаты, включаемые сверх сумм Зчд в отчетные; дневной фонд з/пл. Фонд з/пл вспомогат-ых рабочих-повременщиков, занятых на ненормируемых работах, определяется исходя из штатного расписания с учетом планируемого коэффициента доп-ой з/пл, включ-го в себя различные доплаты, надбавки. Фонд з/пл руководителей, специалистов,  определяется также исходя из штатного расписания, где содержится перечень наименований должностей и размеры их месячных окладов с учетом планируемого % вознаграждения.

Или

 
Планирование фонда з/ платы(ФЗП) включает расчет суммы фонда и средней з/пл, как всех работников пр-тия, так и по категориям работающих. Исходные данные для планирования ФЗП:- произв-ная программа в натур. и стоимостном выражении и её трудоемкость;- состав и уровень квалификации работников;- действующая тарифная система;- применяемые формы и системы опл. труда;Планир-ие з/пл должно обеспечить:- рост объёма производимой пр-ции, повыш-е эффект-сти пр-ва и его конкурентосп-ти;- повышение мат-го благосостояния трудящихся.Планир-ие ФЗП осущ-ся, по каждому структурному подразделению пр-тия и, по всем элементам, входящим в ФЗП.При детальном планировании: при относительно небольшой номенклатуре пр-ции - планируемые объёмы работ в натур. измерении и расценки за единицу каждого вида пр-ции; при большой номенклатуре пр-ции или работ - показатель технологич-й трудоёмкости пр-ной программы и средняя тариф. ставка совокупности работ по разрядам. Умножение натур. объёмов работ на соотв-щие сдельные расценки или умножением суммы технологич-й трудоёмкости пр-ной программы в нормо-часах на ср-ю тариф. ставку, соотв-щую среднему разряду вып-мых работ, получают фонд прямой тариф. з/ пл осн-х рабочих-сдельщиков.  При определении фонда для рабочих-повременщиков, их плановую численность умн-т на фонд рабочего времени в плановом периоде и на тариф. ставку: если фонд рабочего времени подсчитан в часах - то на часовую ставку, а если в рабочих днях-то на дневную. При опл. труда работ-ов по месячным должн-ным окладам годовой фонд прямой з/пл опред-ся умножением численности работников на 12 и на месячный должн-ой оклад за вычетом средней продолжительности отпусков.Фонд прямой з/пл составляет основу всего пл-вого ФЗП рабочих и его наибольшую часть. Далее рассчитывается так называемый фонд часовой з/пл. Он соответствует всем видам выплат за факт-ки отработанные часы в течение всего планового периода и включает весь фонд прямой з/пл и сл. выплаты:- премии из ФЗП, планируемые за100% выполнение установленных показателей;- доплаты за работу в ночные смены;-надбавки за проф. мастерство.Плановый фонд дневной з/пл включ. весь фонд часовой з/пл и ряд доплат за те часы, которые в течение рабочих дней не отрабатываются, но за которые  за работниками сохраняется ставка, или ср. заработок.Пл. фонд годовой з/пл рабочих состоит из фонда дневной з/пл и планируемых доплат за дни, фактически не отработанные, но за которые рабочим сохраняется или ср. заработок, или дневная тариф. ставка.Ср.

 

 

 

37.Гос-ное и договорное регулирование оплаты.Опыт стран с развитой рыночной экономикой и стран бывшего СССР свидетельствует о необходимости сохранения регулирующего воздействия со стороны органов гос-ной власти и управления на з/пл.Механизм регулирования включает:1.гос-ное вмешательство или гос-ное регулирование з/пл(прямое регулир.-тарифная система опл.труда, миним-ый потребительский бюджет, миним-ая з/пл,;косвенный- система налогообл-ия фонда опл. труда).,2.договорное регулирование включает 2 уровня:а)  коллективный; - имеет 2 правовые формы:·социально-партнерские отношения;·коллективный договор(Коллект. договор явл. основной правовой формой договорного регулир-ия , в нем устанавливаются системы, формы, размер опл. труда . Содержание коллект-го договора не может ухудшать положение работника и по сравнению с законодательством, и по сравнению с коллект-ми соглашениями, действие которых распространяется на данное пр-тие. ) б)  индивидуальный уровень осущ-тся работником и нанимателем на основании трудового договора, контракта.3.рынок труда, подчиняющийся закону стоимости рабочей силы. Договорное регулирование заключается в том, что оплата труда, подвержена влиянию не только со стороны стоимости рабочей силы, но и многих иных факторов.В настоящее время в нашей стране применяются два вида договорного регулирования заработной платы: индивидуально- договорное, при котором условия оплаты труда устанавливаются трудовым договором, заключаемым работником с работодателем при поступлении на работу; Одним из механизмов защиты доходов от инфляции выступает их индексация (корректировка величины заработной платы с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией). Индексация может осуществляться путем единовременного пересмотра размера оплаты труда. Работникам бюджетных сфер возмещение потерь от инфляции осущ-тся из бюджетных источников. Работникам пр-тий других форм собственности за счет собственных средств, предусмотренных коллект-ми договорами. В кач-ве соц-го норматива при индексации доходов применяется показатель миним-ой з/пл.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"