Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 21:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
27.Расчет произв-ной мощности(ПМ).ПМ-это макс-но возможный выпуск пр-ции в номенклатуре и ассортименте, при полном исп-нии пр-ного об-ния и площадей,за определенный период. ПМ величина непостоянная. Выбытие мощности происходит по сл. причинам:1.износ и выбытие об-ния,2.увелич-е трудоемкости изготовления изделий,3.изменение номенклатуры и ассортимента вып-мой пр-ции,4.уменьш-е фонда времени работы,5.окончание срока лизинга об-ния. Расчёт ПМ осущ-ют в единицах измерения пр-ции. Мощность более крупной производственной единицы определяют по мощности его ведущего подразделения: мощность участка -по мощности ведущей группы об-ния; мощность цеха-по ведущему участку; мощность пр-тия-по ведущему цеху. Ведущим подразделением считают то, в котором сосредоточена значительная часть пр-ных основных фондов, вып-их осн-е технологич-е операции по изг-нию пр-ции. Сумма мощностей отдельных пр-тий по одному и тому же виду пр-ции составляет ПМ отрасли по данному виду пр-ции. При расчёте ПМ исп-ют данные о: пр-ных осн-х фондах;режиме работы об-ния и исп-ния площадей;прогрессивных нормах производит-ти об-ния и трудоёмкости изделий;квалиф-ции рабочих.Если известна производит-сть об-ния, то ПМ определяют как произведение паспортной производит-ти об-ния в ед-цу времени и план-го фонда времени его работы; Степень исп-ния ПМ характ-тся коэф-том исп-ния ПМ, который= отношению годового выпуска пр-ции к среднегодовой мощности данного года. Для обеспечения планируемого объёма пр-тва и определения потребности в приросте мощностей составляют баланс ПМ.
28.Методика составления пр-ной программы(ПП).ПП пр-тия формируется таким образом, чтобы обеспечить вып-ие плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся у пр-тия пр-ных возможностей.Формирование ПП состоит их сл. этапов:1.Анализ вып-ния плана пр-тва. Начинается с исследования динамики товарной и валовой пр-ции, расчетов базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ вып-ния плана по номенклатуре базируется на сравнении факт-го и планового выпуска пр-ции по изделиям. Оценка вып-ия плана по ассортименту может осущ-ться:-по способу наименьшего %;-по удельному весу в общем перечне наименований пр-ции, по которой выполнен план пр-тва,-с помощью среднего %, который рассчитывается делением общего факт-го выпуска пр-ции в пределах плана на общий плановый объем выпуска. Влияние структуры пр-ва на изменение стоимости вып-ной пр-ции можно оценить с помощью метода средневзвешенной цены. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при факт-ой структуре пр-ции, а затем при плановой. Разность между ними умножается на фактический объем пр-тва пр-ции в натуральном выражении.При анализе вып-ия плана пр-тва определяют ритмичность пр-тва, которая характеризует равномерность выпуска пр-ции, установленную планом пр-тва. Коэф-нт ритмичности–это отношение суммы факт-ки вып-ной пр-ции, которая засчитывается в выполнении плана, на плановый выпуск пр-ции за анализируемый промежуток времени. -факт-кий выпуск пр-ции, зачтенной в выполнение плана, -план-й выпуск пр-ции в натур. или стоимостном выражении,n-длительность расчетного периода.Коэф-нт аритмичности – это показатель обратный коэффициенту ритмичности.Ритмичность поваляет:1.судить о равномерности пр-тва пр-ции,2.подсчитать упущенные возможности пр-тия по выпуску пр-ции в связи с неритмичной работой.Коэф-нт сортности – определяется 2-мя способами:
1.отношением кол-ва 1 сорта к общему выпуску,2.отношением стоимости пр-ции всех сортов к этому же объему пр-ции по цене 1 сорта.2.Анализ портфеля заказов.Работа по планированию продаж заканчивается формированием плана продаж. Анализу подвергаются: спрос потребителей через собственную торговую сеть; индивид-ные заказы потребителей, заявки дилеров, заявки оптовых покупателей.На основе заявок портфеля заказов, заключенных договоров и выявленной емкости рынка формируется и анализируется ассортимент и номенклатура портфеля заказов. На 3 этапе производится расчет пр-ной мощности. На4- планирование выпуска пр-ции в натур. выражении.
29.Понятие кач-ва,
системы показателей.Кач-во–это совокуп-ть потребит-х
свойств и характеристик пр-ии, предлагающих
ей способность удовлетворять обусловленные
или предполагаемые потребности. Оно влияет
на с/ст-ть, цену, прибыль, рентабельность,
конкурентоспособность пр-ии. Методы определения
показателей кач-ва пр-ии: -измерительный(исп
спец инстр-ов, приборов); -регистрационный(отказы
при испытаниях), -вычислительный(применение
спец моделей для вычисления показателя
кач-ва); -органолептический(зрения, слуха,
обоняния, вкуса осязания)-экспертный(
32. Сущность значение конкурентоспособн продукции. Конкурентосп-ть пр-ции, работ и услуг явл. важн-им показателем, характериз-им функционирование пр-тия в рыночной экономике. Целью деятельности пр-тия явл. получ-е прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счет пр-тва пр-ции или оказания услуг, необходимых обществу. В то же время на рынке действует несколько производителей одноименного товара и предпочтение потребителя может быть отдано тому или иному товару.Важнейшим условием продажи любого товара является то,что товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, т.е. конкурировать с ним. Под конкурентосп-тью пр-ции или услуги понимается их способность выдерживать конкуренцию, т.е. возможность успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Для этого товар должен удовлетворять конкретную способность потребителя и быть доступным по цене. Конкурентосп-сть – комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами . Таким образом, в основе конкурентосп-ти пр-ции лежат 2 параметра: кач-во и цена. Кач-во-это совокупность свойств пр-ции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.Кач-во и конкурентосп-ть представляют собой различные характеристики товара. В отличие от кач-ва конкурентосп-ть товара определяется только теми свойствами, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют конкретную потребность. Осн. отличие кач-ва от конкурентосп-ти заключается в том, что кач-во - это просто совокупность свойств, а конкурентосп-ть - отношение потребителей к этим свойствам товара. При некоторых различиях между понятиями «кач-во» и «конкурентосп-ть» существует тесная связь. : они определяются совокупностью свойств товара, представляют собой изменяющиеся параметры, обусловленные развитием общественных потребностей и научно-технического прогресса. Второй составляющей конкурентосп-ти является цена товара. Для того чтобы товар мог удовлетворять конкретную потребность, он должен обладать набором параметров, совпадающих с параметрами потребления. Вывод: что конкурентосп-ть любого товара может быть определена только в результате его сравнения с др. изделием и поэтому является относительным показателем. С конкурентосп-тью товара связан другой показатель – конкурентосп-ть пр-тия. |
33.показатели и методы оценки конкурентосп-ти пр-ции.При оценке конкурентосп-ти товаров могут применяться дифференциальный, комплексный и смешанный методы. Диф-ый метод оценки конкурентосп-ти основан на исп-нии единичных параметров анализируемой пр-ции и потребностей и их сопоставлении. При этом способе оценки можно установить, достигнут ли анализируемой продукцией необходимый уровень параметров в целом, по каким параметрам он не достигнут, какие из них наиболее сильно отличаются от базовых. В целом диф-ый метод позволяет лишь констатировать факт конкурентосп-ти анализируемой пр-ции или наличие у нее недостатков или преимуществ по сравнению с товаром-аналогом. С его помощью трудно решать более сложные задачи, а также разрабатывать варианты оптимального изменения пр-ции по критерию затрат, поскольку для этого необходимо знать важность или весомость каждого параметра с точки зрения его влияния на предпочтение потребителя при выборе товара. Тем не менее, он может исп-ться на всех этапах жизненного цикла пр-ции при сравнении ее с образцом, в том числе гипотетическим. Комплексный метод оценки конкурентосп-ти пр-ции основан на применении комплекса показателей (групповых, обобщенных) или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой пр-ции и образца. При этом осущ-тся подсчет групповых показателей по нормативным, технич-им и экономич-м параметрам и рассчитывается интегральный показатель конкурентосп-ти пр-ции относительно потребности, образца-изделия. Групповой показатель по нормативным параметрам говорит о конкурентосп-ти или неконкурентосп-ти исследуемого образца на рассматриваемом рынке. Интегральный показатель отражает различие между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по их приобретению и исп-ию.Смешанный метод оценки конкурентосп-ти товаров-сочетание диф-го и комплексного методов при одинаковой базе сравнения. При смешанном методе оценки конкурентосп-ти исп-ется часть параметров показателей, рассчитанных диф. методом, и часть параметров показателей, рассчитанных комплексным методом.Смешанный метод оценки конкурентосп-ти товаров-наиболее важные единичные показатели рассматриваются отдельно, остальные показатели объединяются в группы, для которых определяется групповой показатель.
34.Сущность з/пл и ее формирование.З/пл-это
совокупность вознаграждений в денежной
форме, получ-ых работником за фак-ки вып-ную
работу, а также за периоды, включаемые
в рабочее время. Формируя совокупный платежеспособный
спрос населения, з/пл тем самым во многом
определяет динамику развития экономики
страны. Она оказывает более высокое стимулирующее
воздействие на развитие экономики по
сравнению с другими доходами.Составной
частью теории трудовой стоимости является
учение о заработной плате, которое рассматривает:процесс
превращения стоимости и цены рабочей
силы в з/пл;общие законы движения з/пл;понятие
номинальной(начисленная и полученная
работником з/пл за его труд за опред-й
период.) и реальной(кол-во товаров и услуг,
которые можно приобрести за номинальную
з/пл; реальная з/пл-это «покупательная
способность» номинальной з/пл) з/пл;Основные
формы з/пл: повременная и сдельная. Повр-ная
з/пл–зависит от кол-ва отработанного
работником времени. Эта форма исп-ся там,
где трудно установить вклад каждого отдельного
работника в созданную пр-цию. Недостаток–не
стимулирует работника макс-но расходовать
свою раб-ю силу. Сдельная з/пл–заработок
вычисляется в зависимости от кол-ва произведенной
работником пр-ции. Преимущества–стимулирует
работника макс-но исп-ть свою раб-ю силу.
Недостаток–приводит к истощению рабочей
силы. При формировании з/пл на конкретных
предприятиях на основе указанных двух
форм возможно использование различных
систем оплаты труда с учетом экономических
особенностей того или иного производства.
Таких систем очень много. Существует,
однако, несколько наиболее общих принципов
для формирования той или иной системы
оплаты труда. Выделяются следующие принципиальные
подходы, которые с определенной степенью
условности можно определить как теоретические
концепции систем оплаты труда:
1. Система Тейлора. Периодическое проведение хронометража.
Поощрение выполнения норм.2.Система аналитической оценки
работ.(уровень квалификации, участие
в рационализаторской работе, дисциплина
труда)3. Система участия в прибылях.( выплаты
из прибыли, если плановая прибыль будет
превышена за счет соблюдения технологии,
отсутствии потерь и брака в процессе
производства, экономии ресурсов.)4. Система Форда. Конвейерная система.(за счет повышения интенсивности
труда). Системы заработной платы:-регрессивные (штрафные)-прогрессивные (вознаграждения)
36.методы планирования з/пл. З/пл-это совокупность вознаграждений в денежной форме, получ-ых работником за фак-ки вып-ную работу.Осн-ой эконом-ой оценкой труда является его оплата, в основе которой лежат различные системы и формы з/пл. Плановые расчеты фонда з/пл базируются на фонде времени работников. При этом исходят из того, что работник на пр-тии вып-т определ-ю работу, за которую и получает оплату. В рыночных условиях хозяйствования негос-ные пр-тия могут самостоятельно устан-ть формы и системы опл. труда. Однако на гос-ных и, на многих негос-ных пр-тиях исп-ют общие методические подходы к планированию и начислению з/пл, в основу которой положено разделение всех категорий и групп работников по разрядам опл. труда.Каждому разряду соотв-ет тарифный коэф-нт, определ-щий соотношение часовой тариф.ставки соответствующего разряда и часовой тариф. ставки рабочего 1 разряда. В состав фонда з/пл включаются: зарплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, стимулирующие и компенсационные выплаты (отпуска, за работу в ночное время, за обучение учеников и др.). К выплатам социального характера относятся: оплата отпусков сверх предусмотренных законодательством, надбавки к пенсии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, оплата путевок работникам на лечение и др. В плановый дневной фонд з/пл рабочих Зпл.дн включается часовой фонд з/пл рабочих Зчп, а также различные доплаты за время, не учитываемое как отработанное, но входящее в состав отработанных человеко-дней: Здн = Зчп + Зчд Факт-ий дневной фонд з/пл (Здн) включает также ряд доплат, не учитываемых в плановом фонде (Зддн):Зддн = Зчф + Зчд + Зчн где Зчф — факт. часовой фонд з/пл;Зчп — доплаты, включаемые в плановый и отчетный фонды дневной з/пл, в том числе:Зчн — доплаты, включаемые сверх сумм Зчд в отчетные; дневной фонд з/пл. Фонд з/пл вспомогат-ых рабочих-повременщиков, занятых на ненормируемых работах, определяется исходя из штатного расписания с учетом планируемого коэффициента доп-ой з/пл, включ-го в себя различные доплаты, надбавки. Фонд з/пл руководителей, специалистов, определяется также исходя из штатного расписания, где содержится перечень наименований должностей и размеры их месячных окладов с учетом планируемого % вознаграждения.
Или
Планирование фонда з/ платы(ФЗП) включает
расчет суммы фонда и средней з/пл, как
всех работников пр-тия, так и по категориям
работающих. Исходные данные для планирования
ФЗП:- произв-ная программа в натур. и стоимостном
выражении и её трудоемкость;- состав и
уровень квалификации работников;- действующая
тарифная система;- применяемые формы
и системы опл. труда;Планир-ие з/пл должно
обеспечить:- рост объёма производимой
пр-ции, повыш-е эффект-сти пр-ва и его конкурентосп-ти;-
повышение мат-го благосостояния трудящихся.Планир-ие
ФЗП осущ-ся, по каждому структурному
подразделению пр-тия и, по всем элементам,
входящим в ФЗП.При детальном планировании:
при относительно небольшой номенклатуре
пр-ции - планируемые объёмы работ в натур.
измерении и расценки за единицу каждого
вида пр-ции; при большой номенклатуре
пр-ции или работ - показатель технологич-й
трудоёмкости пр-ной программы и средняя
тариф. ставка совокупности работ по разрядам.
Умножение натур. объёмов работ на соотв-щие
сдельные расценки или умножением суммы
технологич-й трудоёмкости пр-ной программы
в нормо-часах на ср-ю тариф. ставку, соотв-щую
среднему разряду вып-мых работ, получают
фонд прямой тариф. з/ пл осн-х рабочих-сдельщиков.
При определении фонда для рабочих-повременщиков,
их плановую численность умн-т на фонд
рабочего времени в плановом периоде и
на тариф. ставку: если фонд рабочего времени
подсчитан в часах - то на часовую ставку,
а если в рабочих днях-то на дневную. При
опл. труда работ-ов по месячным должн-ным
окладам годовой фонд прямой з/пл опред-ся
умножением численности работников на
12 и на месячный должн-ой оклад за вычетом
средней продолжительности отпусков.Фонд
прямой з/пл составляет основу всего пл-вого
ФЗП рабочих и его наибольшую часть. Далее
рассчитывается так называемый фонд часовой
з/пл. Он соответствует всем видам выплат
за факт-ки отработанные часы в течение
всего планового периода и включает весь
фонд прямой з/пл и сл. выплаты:- премии
из ФЗП, планируемые за100% выполнение установленных
показателей;- доплаты за работу в ночные
смены;-надбавки за проф. мастерство.Плановый фонд дневной з/пл включ.
весь фонд часовой з/пл и ряд доплат за
те часы, которые в течение рабочих дней
не отрабатываются, но за которые за
работниками сохраняется ставка, или ср.
заработок.Пл. фонд годовой з/пл рабочих
состоит из фонда дневной з/пл и планируемых
доплат за дни, фактически не отработанные,
но за которые рабочим сохраняется или
ср. заработок, или дневная тариф. ставка.Ср.